Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Богатство и выразительность




 

Одно из главных качеств хорошей речи – ее богатство, или разнообразие, прежде всего, лексическое. Словарный запас нормального ребенка 7 лет примерно равен 3 тысячам слов, а словарный запас человека 50 лет составляет примерно 5 тысяч слов, и это считается неплохим минимумом. Средний запас интеллигентного человека равен 7–10 тысячам слов (у А.С. Пушкина – 21 тысяча, у В.И. Ленина – 37 тысяч). Богатство речи предполагает также синтаксическое разнообразие (разнообразие разных типов предложений).

Богатство речи проявляется в употреблении синонимов, антонимов, в соблюдении некоторых правил, например: следует избегать повторения в тексте однокоренных или одних и тех же слов в близком соседстве (изображаемый образ; наряду с достижениями отмечен ряд недостатков; рабочие объединились воедино), необходимо устранять лишние слова, которые могут появиться даже в короткой фразе (в своем докладе я сообщу; незаконное разбазаривание государственного имущества).

Как известно, речь человека может быть правильной, но она может не привлекать слушателей. Одной из причин этого является ее невыразительность. Еще В.Г. Белинский предупреждал, что в нормах языка не содержится всех элементов, необходимых для совершенного владения речью: "Грамматика учит не чему иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке: она учит не ошибаться в согласии слов, в этимологических и синтаксических формах. Но грамматика не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо – совсем не одно и то же. Случается даже так, что говорить и писать слишком правильно значит говорить и писать дурно. Иной семинарист говорит и пишет как олицетворенная грамматика, а его нельзя ни слушать, ни читать". [Русские писатели о языке, с. 196–197]

Выразительность речи – коммуникативное качество речи, которое проявляется в соотношении речь ― сознание. Выразительность связана со всеми средствами языка (интонационная палитра, лексическое богатство и пр.). Условиями выразительности можно считать самостоятельность мышления, интерес автора к теме сообщения, глубокое и основательное знание родного языка, истории и культуры и др. Выразительность речи усиливает и поддерживает интерес слушателей к выступлению на всем ее протяжении. Выразительность бывает информационной (предметно-логической, логико-понятийной) и эмоциональной (чувственного выражения и воздействия).

Итак, выразительная речь – это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному (написанному).

Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора или дипломата, выразительность речи адвоката не совпадает с выразительностью речи ученика, однако любая выразительная речь усиливает степень воздействия на сознание слушателей.

Отчего зависит выразительность речи?

1. Не приходится говорить о каком-либо большом воздействии речи, если оратор говорит невнятно, сиплым, еле слышным голосом, нечетко произносит слова, т.е. не владеет элементарной техникой речи. Владение техникой речи – это фундамент культуры речи. (см. в следующей лекции)

2. Риторические средства выразительности

Мастер слова должен уметь говорить эффектно и эффективно, то есть так, чтобы сказанное казалось интересным, легко запоминалось, вызывало сочувствие у слушателей. Одна и та же мысль может быть изложена мно­жеством способов, и задача говорящего - выбрать самый действенный из них. Средства риторики словно оружие в руках солдата: при прочих рав­ных условиях побеждает тот, кто лучше вооружен, кто лучше умеет пользо­ваться своим оружием.

Яркая, образная фраза всегда вызывает интерес. С ней можно согла­ситься или не согласиться, но на нее невозможно не обратить внимания. Красота фразы не менее важна, чем ее правильность, логическая точ­ность. Поэтому, готовясь к выступлению ритор подбирает не только вес­кие аргументы, но и яркие, запоминающиеся ключевые фразы. Эти фра­зы часто строятся по определенным моделям, то есть люди используют уже имеющийся опыт. Лучше воспринимается не прямой повтор чьих-то слов, а собственное высказывание, при создании которого человек воль­но или невольно использует уже имеющиеся модели.

Специальные речевые средства воздействия на чувства и умы людей подразделяются в риторике на фигуры и тропы. И то, и другое, по словам видного русского языковеда Л.А. Новикова, - намеренное отклонение от стандартной речи с целью привлечь внимание слушателей, заставить их задуматься, увидеть многоплановость картины и, в конечном итоге, глуб­же понять смысл, почувствовать образ.

Риторическая фигура-это необычное, привлекающее внимание пост­роение текста, используемое для усиления его выразительности. Рито­рические фигуры могут проявляться на различных языковых уровнях – фонетическом, морфемном, синтаксическом.

Термин "фигура" перенесен античными учеными в риторику из искус­ства танца: риторическая фигура - это необычный оборот речи, предназ­наченный для ее украшения, усиления эмоционального воздействия. Движение и слово в танцевальных и риторических фигурах в равной степени превращаются в эстетическую ценность, доставляют человеку удо­вольствие, привлекают его внимание. Фигура всегда состоит из нескольких слов.

Троп - это необычное употребление одного слова, образное его ис­пользование, которое способно служить украшением речи; прямое значе­ние в подобных случаях становится лишь фоном, оттеняющим специфи­ку нового употребления и одновременно помогающим его понять. Термин "троп" восходит к латинскому глаголу со значением "поворачивать": в данном случае "поворачивается", изменяется значение слова.

Нередко внешняя сторона фигуры или тропа действует настолько силь­но, что мешает человеку задуматься над смысловым содержанием: блеск формы воспринимается как совершенство идеи. Поэт Н.А. Некрасов да­вал такой совет: "Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыс­лям - просторно". Красиво сказано: обратите внимание на двойное проти­вопоставление, рифму, повторение согласных "р", "л", "с", чередование гласных. Однако если тщательно вдуматься, то совет высказывается нес­колько странный. Тесно бывает тогда, когда чего-то слишком много, а просторно - если чего-то слишком мало; иначе говоря, рекомендуется пи­сать так, чтобы было поменьше мыслей и побольше слов. Конечно, автор рассчитывал на иное понимание этой фразы, но возможность различного понимания обычно считается недостатком текста.

Примеры можно продолжить: так, очень хорошо выглядит с риториче­ской точки зрения лозунг "Вся власть Советам": обращает на себя внима­ние его лаконизм, красивое дублирование звуков "в", "с", "т", "а", постоян­ная новизна осмысления: когда-то под этим лозунгом шли большевики, в конце восьмидесятых годов - их идейные противники, а в начале девя­ностых лозунг был подхвачен руководством Верховного Совета России, выступающим против президентской власти. Все это способно затума­нить антидемократическое содержание лозунга: в цивилизованных стра­нах вся власть никогда не сосредотачивается в одних руках и делится на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и судеб­ную; иногда говорят и о "четвертой власти" - средствах массовой инфор­мации. Совмещение властей, контроль одной из них над другими - это яркий признак развития тоталитаризма, первый шаг к диктатуре.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты