КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уголовное право и судебный процесс по Законам Хаммурапи
В ЗаконахХаммурапи отсутствуют обобщенные понятия уго-ловного права. Однако анализ текста законов позволяет судить о существовавших в древности правовых конструкциях. Под преступлением Законы Хаммурапи понимали нарушение традиционного правопорядка, нанесение ущерба личности или имуществу. Различие между частноправовым правонарушением (деликтом) и преступлением не проводилось. В понятие преступления вкладывался религиозный смысл, его связывали с грехом. Поэтому перечень грехов в вавилонской религиозной книге «Шурпу» и преступлений в Законах Хаммурапи совпадают. Появляется понимание смягчающих и отягчающих обстоятельств. Закон проводит различия между умышленными и неумышленными преступлениями. В определенных случаях достаточно было принести клятву, чтобы доказать отсутствие умысла, хотя это не всегда смягчало наказание. Субъектом преступления выступал любой человек, включая рабов. В классификации преступлений на первом месте стоят преступления против личности: убийство, членовредительство, оскорбление словом или действием, клевета. Затем следуют имущественные преступления: кража, грабеж, причинение ущерба чужому имуществу (включая рабов). В особую группу выделяются преступления против семейных устоев: прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, нарушение сыновнего долга, подмена или кража ребенка. В Законах Хаммурапи присутствует система правовых привилегий — мера ответственности зависела от социального и семейного статуса, пола преступника и потерпевшего. За аналогичное преступление раб и свободный несли различное наказание (если свободный человек платил штраф, то рабу полагалось членовредительство). Часто наказания налагались по принципу «талиона» — возмездие соответственно причиненному вреду («око за око»). В основном в законах проводится принцип индивидуализации наказаний, хотя в отдельных случаях сохранился принцип круговой поруки, ведущий начало от родового строя. Например, если грабитель не был схвачен, то поселение возмещало украденное на его территории имущество. В системе наказаний на первом месте находится смертная казнь. В Законах Хаммурапи она назначалась как по принципу талиона, так и в виде квалифицированной смертной казни, связанной с особыми мучениями преступника (сожжение, утопление, сажание на кол). Задачу устрашения выполняли также широко применяемые членовредительские наказания (отсечение ушей, языка, пальцев, рук и т.д.). Законы упоминают такой вид наказания, как изгнание из общины, что ставило человека в положение изгоя. Еще одним видом наказаний были штрафы. Они налагались не только за причинение ущерба имуществу, но за оскорбление словом и действием, нанесение телесных повреждений мушкенум. Древнее право не различало уголовное и гражданское судопроизводство. В основном применялся состязательный судебный процесс. Судопроизводство начиналось с подачи заявления потерпевшей стороной. Доставка ответчика в суд возлагалась на истца. В состязательном процессе стороны самостоятельно собирали доказательства и предъявляли их суду. Процесс носил обвинительный характер: обвиняемый считался виновным, пока не докажет ' обратное. В Древнем Вавилоне прослеживается зарождение элементов розыскного процесса. Розыск и арест опасных преступников возлагался на царских наместников. Важнейшими доказательствами в судебном процессе, наряду с вещественными, являлись свидетельские показания. Лжесвидетельство являлось преступлением и сурово наказывалось. В отсутствие объективных доказательств с согласия сторон использовались ордалии — испытания огнем, водой, ядом, ради подтверждения своей невиновности. Отказ от ордалий или принесения клятвы расценивался как признание вины и приводил к проигрышу дела.
|