КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источники древнеиндийского права о положении варн
Особенностью права Древней Индии являлось параллельное существование системы светского и религиозного права. Авторитетными источниками древнеиндийского права выступали сборники религиозно-нравственных предписаний — дхармашастры («дхарма» — религиозный долг, мораль, добродетель, норма поведения). Сборники создавались шастринами — брахманами, хранившими религиозную традицию. Дхармашастры представляют собой обширный свод текстов, составлявшихся со второй половины I тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э. Поэтому они содержат массу исправлений и позднейших вставок. Дхармашастры содержали традиционные предписания на все случаи жизни для разных социальных групп. Со временем в дхармашастры стали включать правовые предписания. Они стали важнейшим источником права на уровне общин. Наиболее известные из дхармашастр — Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.). Они состоят из 12 глав и 2685 шлок-стихов, в которых выражены наставления прародителя человечества полубога Ману. Из них лишь незначительная часть отражает правовые нормы (глава 8,9). Законы Ману составлялись под влиянием светского права и отличаются большей упорядоченностью. Правовые нормы в Законах Ману строятся на основе 18 поводов судебного разбирательства (среди них — неуплата долга, нарушение соглашения, клевета, оскорбление действием, кража, насилие, дхарма мужа и жены, раздел наследства и т.д.). Другим источником древнеиндийского права являлись артха-шастры — светские трактаты о политике и государственном управлении. Артхашастры создавались в среде кшатриев и содержали сведения о внешней и внутренней политике, устройстве администрации, финансах, уголовном праве, судопроизводстве Древней Индии. Создатели артхашастр опирались на царское законодательство. До настоящего времени сохранилась артхашастра, составленная советником царя из династии Маурьев Каутильей (рубеж IV— III вв. до н.э.). Артхашастры отражали государственный уровень права, хотя и признавали дхармашастры в качестве правовых источников. В Древней Индии в ведический период (вторая половина II тыс. до н.э. — середина I тыс. до н.э.) складывается система варн — особых сословных групп. В Законах Ману упоминается четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (земледельцы, ремесленники), шудры (слуги). Кроме того, в законах содержатся сведения о «неприкасаемых», которые фактически составляли самую низшую пятую варну. Вероятно, она пополнялась потомками от «неправильных» браков, изгнанными из своей Варны. По Законам Ману «неприкасаемым» предписывалась работа могильщиков, палачей. Они жили вне селений, любое общение с ними запрещалось. Три высшие варны (брахманы, кшатрии, вайшьи) своим происхождением были связаны с завоевателями индоариями — основателями государства. Они именовались «дваждырожденными». Второе рождение — обряд инициации (посвящения), связанный с началом изучения священных книг, составлял привилегию этих варн. Обряд посвящения для брахмана производился в 8-летнем возрасте, для кшатрия — в 11 лет, для вайшья — в 12 лет. Изучение Вед без такого разрешения рассматривалось как кража. Шудры — «единождырожденные» устранялись от участия в жертвоприношениях и ритуалах. За каждой Варной закреплялся наследственный круг занятий. Брахманам и кшатриям запрещалось заниматься ремеслом, торговлей и земледелием. Брахманам следовало изучать Веды, осуществлять жертвоприношения, раздавать и получать милостыню. Кшатрии — военная аристократия — должны были осуществлять управленческие функции. Вайшьям предписывались торговля, ростовщичество, земледелие. Шудры обязаны были со смирением служить высшим варнам. Поведение варн было жестко регламентировано, между ними были проведены четкие религиозно-правовые границы.
|