КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источники феодального права ФранцииОсновным источником феодального права Франции являлись местные правовые обычаи (кутюмы) отдельных общин, сеньорий, территорий. Наибольшее распространение этот источник права получил на севере Франции. Обычаи носили характер неписанного права. Их авторитет основывался на традиции и социальном компромиссе, обязательная сила поддерживалась судебными решениями. Соответственно, кутюмы отличались пестротой, запутанностью. С XII в. кутюмы стали записываться королевскими судьями и легистами для практического применения в судах (Кутюмы Тулузы, Древний кутюм Бретани, Большой кутюм Франции). В XV в. Парижский парламент составил единые сборники кутюмов. Они были санкционированы королевской властью. Наибольшую известность приобрели Кутюмы Бовези (1283 г.), созданные королевским бальи Филиппом де Бомануаром. Кутюмы отражают манориальное прабо (регулировало отношения между зависимыми крестьянами и феодалами) городские обычаи, правила судопроизводства. В Кутюмах содержится описание видов крестьянских держаний и личной крепостной зависимости. Вилланское (крестьянское) держание обусловливалось натуральным оброком (шампар) или денежными выплатами (чинш). Личная крепостная зависимость носила наследственный характер. Раздел о правах городских коммун фиксировал, что город может стать коммуной только на основании королевской хартии. При этом права коммун не должны ущемлять права церкви и дворянства. Устанавливалось право контроля сеньора над городским самоуправлением. Кутюмы закрепляли суд равных. Формулировалось положение о своеобразной презумпции невиновности: преступник не может быть приговорен к смерти, пока его преступление не доказано. Кутюмы определяли роль адвокатов в судебном разбирательстве. Они помогали тяжущимся пользоваться правовыми обычаями, представляли интересы сторон в суде. На юге Франции важнейшим источником права становится римское право в изложении французских юристов. Это было связано с рецепцией римского права средневековой Европой. Римское право не применялось в судебной практике, но короли часто ссылались на римские формулы, использовали достижения французских глоссаторов для юридического оформления верховенства королевской власти. В начале XIV в. римское право было признано разновидностью «писаного обычая» на юге Франции. Важным источником стало каноническое право. Наибольшее распространение оно получает в XII—XIII вв. в практике церковных трибуналов. По мере укрепления королевской власти сфера действия канонического права уменьшается: в середине XVI в. из церковной юрисдикции изымаются дела в отношении светских лиц. Нормы канонического права стали применяться в королевских судах только после официального одобрения королем. Значимым источником феодального права являлось городское право. Оно регламентировало права-привилегии горожан (право на неприкосновенность личности и жилища, право на имущество, правосудие), торговую и ремесленную деятельность. С XII в. нормы торгового, морского права начинают записываться и систематизироваться (Реестр торговых и морских обыкновений). Королевское законодательство во Франции оформляется рано. Впервые королевские ордонансы были кодифицированы в 1587 г. — Кодекс Генриха III. На рубеже XVII—XVIII ни королевскими законами производится кодификация правовых норм в сфере уголовного, процессуального, торгового, морского, наследственного права.
|