Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Огородников В. П., Ильин В. В.




О39 Философия: учебное пособие / В. П. Огородников, В. В. Ильин. – СПб. : Петербургский государственный университет путей сообщения, 2010. – 531 с.

 

Курс лекций основывается на утвержденной Министерством образования Российской Федерации «Примерной программе философии», составленной на базе государственного образовательного стандарта, предлагаемого высшим учебным заведениям России.

Курс включает ответы на все вопросы стандартного курса философии и представляет собой систематизированное изложение истории философии и раскрытие основных проблем современной философии.

Учебное пособие является обобщением более чем 40-летнего опыта авторов по чтению лекций и проведения практических занятий по философии в Петербургском государственном университете путей сообщения, Северо-Западной академии государственной службы, Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского и ряде других вузов Ленинграда – Санкт-Петербурга.

Курс лекций адресуется студентам и аспирантам высших учебных заведений технического профиля, а также всем интересующимся философией.

УДК 101(075)

ББК 87я7

 

 

© Петербургский государственный

университет путей сообщения, 2010

© Огородников В. П., Ильин В. В., 2010


 

 

ЧАСТЬ I

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Лекция 1. Возникновение и сущность философского
мировоззрения, основные философские направления

 

1. Возникновение и сущность философского мировоззрения.

2. Структура и функции философии.

3. Основной вопрос философии и основные философские направления.

4. Диалектика и метафизика.

 

 

1. Возникновение и сущность философского мировоззрения

 

Homo sapiens – существо разумное, человек – появился на Земле, по данным современной антропологии, около 100 тысяч лет тому назад.

Что отличает человека от других живых существ? Дадим предварительный ответ на этот сложный вопрос: человек основные формы своей жизнедеятельности подчиняет разуму, действует целенаправленно. Внешним признаком такой деятельности (и, в связи с этим, главным критерием отличия Homo sapiens от других наиболее прогрессивных приматов – гоминид) является постоянное изготовление и использование в ней орудий труда – техники, предназначенной для целесообразного преобразования предмета труда в продукт.

Деятельность человека с самого начала его истории неразрывно связана с познанием. Дело в том, что всякое свойство представлено внешне определенным изменением вещей в их взаимодействии. В целенаправленной деятельности человек, приводя орудие труда во взаимодействие с собой и предметом труда, познает некоторые свойства предмета труда, полученного продукта и свои собственные, человеческие свойства.

Примитивная техника первобытного человека не только определяла низкий уровень производительности труда, но и жестко ограничивала круг познанного, ту совокупность свойств мира, которые мог познать человек.

Вместе с тем, человек с самого начала стремился расширить и свои знания, и пространство своей деятельности. В этой экспансии приходилось использовать прием, не потерявший своего значения и в наши дни – экстраполяцию – перенос знания, полученного в доступной уже области, на другие, еще не доступные ни в освоении, ни в понимании области мира. Наиболее распространенной формой экстраполяции для первобытного человека стал антропоморфизм – перенесение сугубо человеческих качеств на животный, растительный и даже – неорганический мир.

Мировоззрение – система взглядов и представлений о мире, человеке и их взаимодействиибыло у первых людей анимистично.

Анимизм (от латинского anima (душа, дыхание) означает мировоззрение, в котором познанное в первом приближении двуединство души и тела человека приписывается всем без исключения предметам и процессам внешнего мира.

Таким образом, антропоморфизм имел первой своей исторической формой именно анимизм. Анимистическое мировоззрение (не преодоленное и в наши дни) широко использовалось вплоть до появления более развитой формы мировоззрения – религии. Религия «вырастает» из анимизма на основе появления более производительной техники, приведшей не только к усилению независимости человека от внешней стихии, но и (благодаря этому) к возросшей дифференциации человеческой деятельности, усложнению социума и систематизации жизни общества. Систематизация бытия привела к систематизации сознания – более организованному и системному мировоззрению, которой и является религия.

Первобытная религия связана с олицетворением природных сил и стихий и была политеизмом (многобожием). Во-первых, потому, что люди осознавали свою зависимость от множества стихий, а во-вторых, потому, что в отношениях людей одного племени или даже союза племен не возникло еще единоначалия – в эпоху первобытного коммунизма существовало коммунистическое общественное самоуправление.

Дальнейшее развитие производства (еще в рамках первобытно-общинного строя) настолько расширило сферу бытия человека и его независимость от природы, что Homo sapiens перешел от слепого поклонения природе к ее объяснению и систематизации. Этот процесс нашел воплощение в новой форме мировоззрения – мифологии, где антропоморфизм проявил себя в большей мере, чем в анимизме и первобытной религии.

В конце первобытной эпохи новый качественный скачок в увеличении производительности труда привел человека к переходу от приспособления к природе к все более расширяющемуся целенаправленному приспособлению природы под нужды человека. Человека теперь окружал мир, в естественном происхождении которого он не сомневался – мир «второй природы»: инструменты, жилища, постройки, повозки, галеры, разнообразные продукты производства. Теперь можно было прибегнуть к новой экстраполяции – попытке объяснить свойства окружающего мира действием столь же естественных сил, что и человеческая деятельность.

Исторически первые философские взгляды явились новым мировоззрением, использующим данный прием. Однако для появления философии необходимо было еще и появление большого количества людей, которые могли заниматься подобными исследованиями. Качественный скачок в производительности материального труда привел к первой грандиозной социальной революции – появлению классового общества и государства как орудия классового господства.

Пал первобытный коммунизм. Теперь уже было возможно жить чужим трудом: отдельный производитель устойчиво стал производить минимум в два – три раза больше, чем было необходимо для поддержания собственной жизни. На этой основе появилось новое разделение труда – на умственный (привилегия господствующего класса) и физический (закрепленная законом обязанность эксплуатируемого класса).

Первыми вступили в классовую эпоху страны, где производительность труда раньше поднялась до указанного уровня. Это почти одновременно (около VII века до н. э.) произошло в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Именно там и появились первые философские школы, дистанцировавшиеся в большей или меньше мере от предшествовавшего религиозно-мифологического мировоззрения. Новые общественные отношения неминуемо должны были найти отражение в новом мировоззрении. Таким мировоззрением эпохи первых классовых обществ стала философия.

Эволюция мировоззрения может быть представлена в следующей последовательности.

1. Анимистическое.

2. Религиозное.

3. Мифологическое.

4. Философское.

5. Конкретно-научное (картины мира).

6. Обыденное.

В чем же сущность философского мировоззрения и чем оно отличается как от названных предшествовавших, так и последующих (например, конкретно- научное и обыденное) форм мировоззрения?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить специфику философского подхода к трем главным мировоззренческим проблемам:

1) сущности мира;

2) сущности человека;

3) сущности связи мира и человека.

Как и всякое мировоззрение, философия неразрывно связана с познанием этих сущностей. Всякое познание имеет свой объект и предмет, которые не следует ни отождествлять, ни смешивать.

Объект – это познаваемый круг явлений, процессов, моментов действительности. Например, объектом энтомологии является класс насекомых; ядерной физики – атомное ядро, процессы радиоактивного распада и реакции, а объектом филологии – письменные тексты во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей.

Предмет познания – специфические стороны, свойства объекта познания, изучаемые данной областью познания (наукой). Так, предмет энтомологии – строение и жизнедеятельность насекомых, их индивидуальное и историческое развитие, многообразие форм, распределение на Земле во времени и пространстве, взаимоотношения со средой.

Специфика науки определяется ее предметом. Объект же может быть один и тот же для разных наук. Например, человек является объектом не только для всех гуманитарных наук (история, экономика, юриспруденция, филология и др.), но и для ряда естественных (медицина, физиология, морфология и др.) и даже технических (пассажирский транспорт, оборудование и станки с непосредственным участием человека – все это должно учитывать и анатомические, и физиологические, и психологические его особенности).

Отличительной особенностью философии с момента ее возникновения стало стремление, как это определил древнегреческий философ Платон, познать вечное в преходящем, единое (одно и то же) во многом (в различном).

Сегодняшняя философия – это наука о всеобщих законах и принципах развития природы, общества, познания и мышления.

В этом определении есть указание и на предмет философии «всеобщие законы и принципы развития» и на совокупный объект «природа, общество, познание и мышление».

 

2. Структура и функции философии

 

Соединяя общий предмет философии с элементом ее совокупного объекта, получаем основные разделы философского знания.

1. Онтология – теория бытия, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принципов развития объективного мира, природы.

2. Философия общества (включает философию истории, философскую социологию, антропологию, аксиологию, этику, эстетику и др.) – раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов развития общества и человека.

3. Гносеология – теория познания, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принципов познания человеком окружающего мира, овладению истиной.

4. Логика – раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов мышления.

Как видно из данных определений, разделы философии различаются по объектам, но объединены общим предметом – всеобщими законами и принципами развития объектов.

Вследствие своего предмета философия – не просто особая форма мировоззрения, но основа любого конкретного мировоззрения, направленного на частное и специфическое, и всеобщая методология познания.

В этом представлены две основные функции философии – мировоззренческая и методологическая, раскрытие которых – задача всего курса философии, поэтому более подробно с мировоззренческой и методологической функциями философии мы будем знакомиться, рассматривая далее историю философию и современные проблемы философии.

В общем виде мировоззренческая роль философии состоит в том, что от того или иного философского решения каждого из трех указанных (или всех трех вместе) всеобщих мировоззренческих проблем зависит подход и решение специфического преломления этих проблем в рамках любой специально научной (физической, химической, биологической, экологической, исторической, лингвистической и т. п.) или обыденной мировоззренческой системы.

Люди, плохо понимающие суть философского мировоззрения, предполагают, что оно никак не связано с насущными человеческими потребностями и, тем более, с жизнью «простых» людей.

Небольшая зарисовка из этой жизни опровергает такое мнение о философии. Встречаются приятели давно друг друга не видевшие. Какой вопрос первым задают друг другу эти люди? Как правило, стандартный: «Как живешь?» Ответы также стандартные – «отлично» («хорошо»); «хуже некуда»; «так себе».

Если немного вдуматься, то эти двое только что решили для себя один из фундаментальных философских вопросов – вопрос о смысле жизни.

Какая жизнь (или ее часть) может быть оценена как полная смысла? Та, в которой цель (идеальный образ будущего) и результат деятельности в основном совпадают.

Если собеседник дал ответ «отлично», то он оценил период своей жизни до встречи с приятелем как успешный в плане целесообразности или осмысленности. То, что он задумал сделать, достичь, добиться, выполнено, достигнуто. Если же ни одно желание не сбылось, а результат деятельности чуть ли не противоположен цели, тогда – «хуже некуда». «Так себе» отвечают, когда желаемая цель достигнута лишь частично.

С другой стороны, множество (если не большинство) людей не ставят перед собой глобальных жизненных целей, живут одним днем по принципу «Будет день – будет пища». Но и у таких людей всякая их – пусть сиюминутная – жизненная активность предваряется мыслью об именно таком действии, поэтому срок оценки смысла жизни сокращается до времени отдельного осознанного действия, а сама жизнь представляет собой конгломерат системно не связанных друг с другом действий. Как правило, такие люди не бывают долго счастливы и, рано или поздно задумываясь над смыслом своей жизни, а не отдельного действия, приходят к выводу, что им «не везет» и вся жизнь бессмысленна. Однако и чрезвычайно цельный и целеустремленный человек может оказаться у «разбитого корыта» жизни, если цель, которую он с маниакальным упорством пытался воплотить в объективной реальности, изначально была иллюзорной, утопичной, была основана не на истине, а на заблуждении.

В контексте сказанного интересно рассмотреть пример жизнедеятельности выдающегося русского умельца и изобретателя Ивана Петровича Кулибина (1735–1818). Кулибин оставил колоссальное наследство – разработки оригинальных станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов, мостов, двигателей (в том числе паровой, «вододействующий» и механический педальный). В этом отношении жизни И. П. Кулибина была полна смысла, многие его изобретения и сегодня не утратили своей практической значимости. Однако главным делом своей жизни великий механик считал разработку и построение … вечного двигателя. В течение сорока лет Кулибин неустанно конструировал вечный двигатель, перепробовав десятки проектов. И это несмотря на то, что большинство ученых того времени, включая непосредственно покровительствовавшего Кулибину Л. Эйлера (1707–1783), не верили в возможность создания Perpetuum Mobile. Кулибин так и умер, полагая, что создание вечного двигателя – «дело техники»: надо только произвести более тщательную шлифовку поверхностей, балансировку грузов…

Проблема истинности тех или иных идей в общем виде также является философской проблемой.

Философия выступает всеобщей методологией формирования знания, на всех уровнях (обыденный, научно-теоретический) и во всех конкретных формах (миф, сказка, досужее рассуждение, гипотеза, теория, концепция и т. п.).

Все конкретные методы познания так или иначе вытекают из общефилософской методологии.

Вместе с тем, философия выступает методологией не только познания, но и деятельности. Отсюда следует, что методологическая роль философииопределение основных направлений, методов и приемов, которые нужно использовать для эффективного познания и целенаправленного воздействия человека на любой процесс.

 

3. Основной вопрос философии
и основные философские направления

Философия несет в себе многие моменты предшествующих форм мировоззрения – мифологии и первобытной религии, из которых наиболее существенным является проблема связи и соотношения тела и духа в человеке, объективного мира и сознания для природы и общества, которая стала основным вопросом философии.

Общефилософские мировоззренческие и методологические постулаты определяются прежде всего тем или иным решением основного вопроса философии. Эта проблема как основная для решения всех других была названа еще древнегреческим мыслителем Платоном (V–IV вв. до н. э.).

Однако в наиболее определенном виде основной вопрос философии был сформулирован лишь в XIX веке Фридрихом Энгельсом (1820–1895):

«Высший вопрос всей философии – вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе»[1]. Энгельс указал, что этот вопрос имеет две стороны:

1) онтологическую, связанную с проблемой первичности материального или идеального в этом соотношении;

2) гносеологическую, раскрывающую соотношение материального и идеального в ракурсе возможности отражения (познания) в идеальном материального (и адекватности такого отражения).

Со времен Ф. Энгельса прошло около 150 лет, и потому необходимо дать основному вопросу философии и его различным решениям более точную формулировку.

Отметим, что в первой, онтологической, стороне ОВФ (основного вопроса философии) с начала истории философии в неявном виде выделялись два аспекта: генетический и функциональный.

Генетический аспект первичности связан с выяснением того, что чем порождено: либо материя, в результате своего естественного развития достигла такого уровня, который представлен принципиально новым свойством – сознанием (это – точка зрения материализма), либо напротив, сверхъестественное (т. е. нечеловеческое) идеальное начало (бог, «абсолютная идея», «мировая воля», «информационная матрица», «информационное поле» и т. п.) сотворило и продолжает творить весь материальный мир и человека с его сознанием (позиция объективного идеализма).

Функциональный аспект первичности (по аналогии с простейшим функциональным отношением Y= f(X)) связан с выяснением не того, что и чем порождено, а того, что является в соотношении материя – сознание независимой переменной – аргументом, а что – функцией. Субъективный идеализм как более изощренная и поздняя форма идеалистического мировоззрения исходит из абсолютной функциональной (а иногда и генетической) первичностичеловеческого сознания по отношению к объективной реальности.

Обе основные формы идеализма будут нами подробно рассмотрены в историко-философской части курса.

То или иное решение основного вопроса философии детерминирует решение других философских проблем. Например, признание того, что человеческое сознание является определяющим фактором развития общества, приводит к выводу о ведущей роли выдающихся личностей в историческом процессе. Это, в свою очередь, порождает конкретное решение и метод воздействия на общественную систему – «нужно поставить во главу государства такого-то человека». Так мировоззренческий постулат становится методом действия (в данном примере субъективно-идеалистическое мировоззрение оборачивается методом, уводящим от цели).

Рассмотренное является еще одним примером проявления методологической роли философии.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии связана с вопросом «Познаваем ли мир, есть ли пределы познания?».

Здесь два варианта ответа «да» или «нет».

Последовательный материалист всегда утвердительно ответит на этот вопрос, потому что материализм связан с постулированием генетической и функциональной первичности (в конечном счете, как главного детерминанта) материального начала. Идеальное, сознание материалист понимает как высшую (из известных сегодня) ступень развития материи и как процесс отражения в психическом физического, поэтому материалист не может утверждать, что познание может быть принципиально отделено от познаваемого, в результате чего последнее становится непознаваемым.

Однако с утвердительным ответом может быть связан и объективный идеализм, ибо он признает существование и объективного мира, и человеческого сознания. Например, виднейший объективный идеалист Нового времени Георг Гегель считал, что вся история общества есть прогресс в познании природы. Вместе с тем, среди объективных идеалистов много тех, кто либо полностью, либо частично отрицает возможность познания человеком сущностей объективного мира. Таким был основатель объективного идеализма, древнегреческий мыслитель Платон, выдающийся философ Нового времени И. Кант и другие.

Напротив, последовательный субъективный идеализм непреложно связан с отрицанием возможности познания, ибо он не признает существование самого объекта познания – объективно-реального мира. С отрицанием познания сущности были связаны философские доктрины Д. Юма, О. Конта, Ж. Дерриды, Ж. Бодрийяра и других субъективных идеалистов XVIII–XX вв.

Философская доктрина, постулирующая полное или частичную невозможность познания объективной реальности, носит название агностицизм (от древнегреч. – непознаваемый, непознанный).

Схематически структуру основных философских направлений в соответствии с основным вопросом философии можно представить следующим образом.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 595; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты