Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ 1 страница




(материя) (объективный) (субъективный)

(сверхъестественное (сознание человека)

идеальное начало)

 

 

4. Диалектика и метафизика

Помимо материализма и идеализма, в истории философии сформировались еще две противоположные философские мировоззренческие и методологические установки: диалектика и метафизика.

Диалектикаметод познания и преобразования действительности, основывающийся на положении о том, что все явления и процессы объективной и субъективной реальности представляют собой единство противоположностей, борьба между которыми составляет основу их возникновения, существования и развития. (Необходимости и случайности; сущности и явления; изменчивости и устойчивости; внешнего и внутреннего и т. п.)

Метафизикаметод познания и преобразования действительности, противоположный диалектике и связанный с отрывом и абсолютизацией в качестве чего-то самостоятельно существующего отдельной стороны, момента, свойства единого целого, системы. (Необходимости или случайности; сущности или явления; изменчивости или устойчивости; внешнего или внутреннего и т. п.)

Следует особенно подчеркнуть, что приведенная трактовка термина «метафизика» принадлежит Гегелю; до него и в современной западной философии это понятие часто используется в значении «философское учение о сверхчувствительных принципах бытия», или как практический синоним философии. Это можно расценить как ничем не оправданное смешение понятий. Тем более, что в современной философской литературе метафизику часто представляют как «учение о сверхчувственном», т. е. не данном в чувственном познании. Но в таком случае любая наука – метафизика, ибо никакие сущности мира не даны в чувственном восприятии.

Приведем лишь один пример (в дальнейшем изложении их будет великое множество) использования диалектики и метафизики как методов в теории и практике.

«Наука – враг случайности» – провозгласил известный некогда в СССР биолог Т. Д. Лысенко. Под этим явно метафизическим лозунгом по существу была уничтожена отечественная генетика, был репрессирован выдающийся ученый-генетик, академик Н. И. Вавилов. Все дело в том, что генетика признает спонтанность (случайность) мутаций гена как единицы наследственности. Отбор стабилизирует мутационные изменения как приспособительные. Так случайность мутаций оказывается в рамках меры, представляющей необходимость и направленность развития живого. Лысенко же утверждал, что на эволюцию вида влияет изменение внешних условий (опять же метафизический взгляд). Доходило до смешного. Т. Д. Лысенко, не зная о существовании гнездового паразитизма, утверждал, что кукушка якобы выводится из яйца пеночки (в результате резко изменившихся внешних условий). Эта же метафизическая абсолютизация роли условий в видообразовании привела Лысенко к выводу о превращении при изменении климатических условий пшеницы в рожь.[2]

Вооруженный такой метафизической методологией Лысенко не только разгромил отечественную генетику, но и на многие годы отбросил назад сельскохозяйственную практику. В результате деятельности Лысенко у нас не оказалось гибридной кукурузы, в то время как доходы от внедрения которой в США, по данным американцев, полностью окупили все их затраты на изготовление атомных бомб.

Рассмотренный пример дает нам представление о различных вариантах материализма. Лысенко вне сомнения был материалистом, но вульгарным, метафизическим. Метафизический материализм, как мы убедимся в дальнейшем, заводит познание и практику не в меньший тупик, чем метафизический или диалектический идеализм (как объективный, так и субъективный).

Более углубленное и предметное знакомство с противоположностью диалектики и метафизики предстоит нам на протяжении всех последующих лекций.


Лекция 2. Философские учения Древнего Востока
(Индия и Китай)

1. Древнеиндийская философия – астика и настика.

2. Древнекитайская философия – гносеология, этика.

 

 

1. Древнеиндийская философия – астика и настика

Начнем изучение философии с рассмотрения мыслей древнеиндийских мудрецов. Именно в Индии значительно раньше, чем в других регионах мира (примерно в конце 2-го тысячелетия до н. э.), производительность труда достигла того количественного уровня, за которым следует качественное изменение – первая социальная революция, закрепившая имущественное и производственное неравенство людей, определившая касты (классы) и разделившая умственный и физический труд.

Процесс разложения родового строя в Древней Индии шел вслед постепенному повышению производительности труда весьма неторопливо (по некоторым источникам, он начался еще в IV-м тысячелетии до нашей эры). Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда и в Гуджарате уже во 2-й половине III-го тыс. до н. э. Переход к классовому обществу был весьма ускорен во II тыс. до н. э. массовым вторжением на территорию проживания мобильных и относительно хорошо вооруженных племен скотоводов-кочевников – ариев (этимология слова «арий» идет от санскритского आर्य и персидского آریا ārya – «благородный») – групп индоиранских племен, которые обитали в бронзовом веке в степях Евразии. Арии поселились сначала в Пенджабе, а затем и в долине Ганга.

Арии поработили мирных земледельцев, живших на территории будущей Индии и составили высшие из образовавшихся каст формировавшейся страны.

Всего каст стало четыре.

1. Брахманы – жрецы, священнослужители, они же – первые ученые-философы, носившие белые одежды, подчеркивающие их связь с исключительно умственным трудом.

2. Кшатрии – военная знать, начальники постоянно действующих военных подразделений (часто рекрутируемых из местных жителей). Они носили красные одежды, символизирующие их принадлежность к военным, кровавым действиям. Кшатрии возглавляли карательные экспедиции по подавлению восстаний в порабощенных племенах.

3. Вайшьи – свободные и состоятельные земледельцы, ремесленники, торговцы, принадлежавшие уже в большей мере к порабощенным племенам (носили желтую одежду).

4. Шудры – рабы и полурабы, бесправные и эксплуатируемые общинники, носившие черные одежды – символ черной работы.

Всякое общество воспроизводит структуру производства в социальной структуре, но требует и некоторой объединяющей и в то же время расставляющей всех по их местам в социальной иерархии идеологии.

Такой идеологией в Древней Индии стали Веды – сборник религиозных текстов (песен, стихов, ритмических текстов, содержащих молитвы, заклинания, поучения, ритуалы). «Веды» в переводе с санскрита означает «знание» («вéдение»). Веды содержат четыре части.

1. Ригведа – («гимны знания») состоит из 10 книг, называемых мандалами, включающих 1028 гимнов. Гимны рассказывают о происхождении мира и человека, раскрывают сущность связи мира и человека и роли многочисленных богов во всем этом. Правоверный индус и сегодня должен знать все эти гимны наизусть. Ригведа – главное религиозно-мировоззренческое произведение Древней Индии, основа, с одной стороны, действующей до сих пор религии – индуизма, а с другой – древнеиндийской философии, во многом дистанцирующейся от ортодоксальной религии.

2. Яджурведа – часть, содержавшая ритуалы (рождения, смерти, вступления в брак, сева, сбора урожая и т. п.).

3. Самаведа – ритуальное песнопение – гимны, описывающие приемы и принципы исполнения различных религиозных и бытовых действий, обрядов.

4. Атхарваведа – первый индийский текст, связанный с медициной; она содержит заклинания, магию, направленную против различных болезней, приемы их лечения.

Самая важная часть Вед, как уже было подчеркнуто, – Ригведа. Она содержит важнейшие религиозно-мировоззренческие установки. Обожествление природы – главный мотив Ригведы. Наиболее показателен в этом отношении гимн Пуруше – некоему огромному человеку, из которого боги сотворили мир и… самих себя.

 

Гимн Пуруше

 

«Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Пуруша.

Он закрыл собою всю землю и [еще] возвышался

над ней на десять пальцев.

Пуруша – это все, что стало и станет. Он властвует

над бессмертием, [над всем], что растет благодаря пище...

Боги, совершая жертвоприношение, приносили Пурушу в жертву...

От него, принесенного в жертву, возникли риги и сажаны,

Стихотворные размеры возникли от него, яджусы от него возникли.

От него возникли лошади и [другие животные]

с верхними и нижними зубами.

Коровы возникли от него, от него возникли козы и овцы.

Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделен?

Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, ноги?

Брахманом стали его уста, руки – кшатрием,

Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце.

Из уст – Индра и Агни, из дыхания возник ветер.

Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо.

Из ног земля, страны света – из слуха.

Так распределились миры.»[3]

 

Из таких весьма противоречивых высказываний и сотканы все 1028 гимнов Ригведы. Заметим, что Пуруша был принесен в жертву богами другим богам (видимо, высшим), а из него возникли такие главные боги древнеиндийского пантеона как Индра и Агни! Ясно, что здесь, как и всегда, используется прием «по образу и подобию своему». Люди постоянно приносили кого-то в жертву богам, вот и боги приносят в жертву своим богам (а чем они хуже людей?) Пурушу…

Вместе с тем, в ведическом мировоззрении, в такой запутанной и мистической форме можно обнаружить выделение трех сфер Вселенной, трех миров, «лока»[4] и ответственных за них богов.

 

Сурья (солнце – бог Митра);

1. Небо – Ушас (заря);

Варуна (божество миропорядка и вод);

Агни (жертвенный огонь).

 

2. Земля – Сома (дающий бессмертие напиток).

 

Ваю (бог ветра);

3. Воздух – Рудра (бог грозы);

Индра (бог молний и грома).

 

В религиозно-мистической оболочке предстает здесь идея единства мира.

Началом и основанием всего сущего объявляется в Ригведе Рита. Рита перемещает солнце, вызывает дождь, определяет судьбу не только каждого человека, но и богов.

Противостоит хаосу, объединяет мир некий Брахман. Брахман иногда трактуется как объективное начало мира. Так, в ответ на вопрос, поставленный в гимне Ригведы о том, чем были лес и дерево, из которого вытесали небо и землю, составитель отвечает, что этим исходным материалом был Брахман.

Брахман сознает себя в мировой душе – Атмане и сливается с ней.

В Ригведе в общем виде сформулирована центральная идея индуизма – реинкарнация. Реинкарнация – перемещение души из одного тела в другое. Этот процесс целиком определен «биографией» души – ее жизнью в прошлом теле и подчинен закону кармы. Реинкарнация – по учению Ригведы – мучительна, поэтому каждая душа стремится к мокше – освобождению от всякого телесного, превращению в чисто духовное состояние, слиянию с Атманом.

Толкованию гимнов Вед, их популяризации посвящены тексты, появившиеся примерно в VIII–III вв. до н. э., имеющие название Упанишады (буквально означает «сидеть внизу около» учителя с целью получения наставлений).

Именно в Упанишадах содержатся основы философии индуизма – концепция вселенского духа Брахмана, индивидуальной души Атмана. В Упанишадах содержатся также различные мантры («ман» – ум, «тра» – передвижение, освобождение), способствующие отрешению от земного, телесного, то есть – освобождению души.

Наиболее известна Маха мантра (высшая мантра), сформулированная в учении о деяниях бога Кришны. Маха мантру и сегодня 1728 раз в день произносят кришнаиты:

Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе

 

Перевод:

«О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь,

о духовная энергия Господа!

Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».

Попробуйте произнести это 108 раз по 16, и вы войдете в контакт с Богом во всей Его полноте. Или поймете, что подобное «нейролингвистическое программирование» не для вас и «отвалитесь» еще с 10 раза. Согласно кришнаитскому богословию, в имени Кришна присутствует сам Кришна со всеми его атрибутами, в имени Рама – все аватары, в имени Хара (которое представляет собой звательный падеж одного из имен Радхи) – все шакти.

Можно догадаться, что подобные упражнения не только не ведут к решению мировоззренческих проблем, но являются мощным средством ухода от них, поэтому-то правительства всех стран мира всячески поощряют подобную «теорию» и практику. С такого «ушедшего» можно последнюю рубашку снять – он и не заметит! Не случайно в нынешней Индии, процветающей и убогой, владеющей самой современной техникой и пашущей свои поля при помощи волов, так редки организованные классовые выступления угнетенного населения за свои права. После обретения независимости Индия переживает распри и противостояния в основном на религиозной и националистской почве.

Последний пример, кстати, иллюстрирует мощное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие. Это еще раз показывает, что в философском анализе любых процессов нужно быть не только материалистом, но и диалектиком.

Собственно философское мировоззрение появляется в Индии лишь тогда, когда родовые, первобытно-общинные отношения окончательно были вытеснены новыми классовыми, т. е. около VII в. до н. э. С этого времени на основе древних Вед (прежде всего Ригведы) начинают формироваться два противоборствующих направления, представляющих зарождающуюся философию – Астика и Настика.

Астика – направление, развивающее учение Вед и связанное с целой группой философских школ, поставивших целью уточнить, конкретизировать, дополнить, говоря современным языком, актуализировать ортодоксальные тексты Вед, не внося в них никаких существенных изменений.

На примере школ астики особенно видна зависимость философской – в особенности идеалистической – мысли от религиозно-мифологической, которая составляет одну из определяющих черт философии древнего мира. В древнеиндийской же философии, развивавшейся в условиях первоначального классового общества, когда веками (а кое в чем и тысячелетиями) господствовали одни и те же социально-экономические формы, эта черта была выражена особенно ярко. Философские понятия и термины, сформировавшиеся в Упанишадах, а затем и в «Махаб-харате», важнейшем творении древнеиндийского эпоса, свидетельствуют и о своем происхождении из недр религиозно-мифологического мышления, и о продолжающейся зависимости от него. Эти понятия и термины составляют основное ядро древней, а в значительной степени и средневековой индийской философии.

Настика мировоззренчески противоположное астике направление, противостоящее многим классическим положениям Вед. Школы настики в гораздо большей степени отражают революционные изменения, произошедшие во всей системе жизни Древней Индии после разложения родового строя.

 

Астика

Астика как ортодоксальное направление представлена большим количеством школ, чем настика. Перечислим их в последовательности появления и становления: Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса, Веданта. Большинство имен представителей и даже основателей школ этого направления не сохранилось.

Наиболее древняя философская школа Индии Санкхья (дословный
перевод – «число», «подсчет») существовала в пределах VII–I вв. до н. э.

Опираясь на Веды, философы школы Санкхья создали достаточно оригинальную онтологию.

С их точки зрения, есть единая безличная первооснова мира – Пракрити, осуществляющая себя в двух формах:

– А-вьякта – «непроявленное» – некая возможность, заключенная в аморфной материальной основе (в этом можно усмотреть материалистический мотив);

– Вьякта – «проявленное» – действительность, т. е. все конкретные природные образования, включая человека.

Пракрити в А-вьякте содержит три гуны (нити, веревки).

1. ТАМАС (тьма) – темное инертное начало.

2. РАДЖАС (страсть) – красное активное начало.

3. САТТВА (сущность, истина) – белое – ясность, равновесие, гармония.

Во вьякте эти гуны (нити) сплетаются в различных сочетаниях, образуя конкретные предметы с их свойствами. Так в лампе, приводит пример неизвестный автор санкхьи, тамас – фитиль, раджас – масло, а саттва – пламя.

В санкхье выделяются 25 элементов мира. При этом роль исходного духовного первоначала отводится… Пуруше. Этим подчеркивается верность ортодоксальному учению Вед.

Таким образом, философия санкхьи носит дуалистический характер. Санкхья признает две изначальные реальности – пракрити (материальная первопричина) и Пуруша («я», дух, сознание). Пракрити вечна, вездесуща, независима, активна, но лишена сознания; она – единство противоположностей, основа существования любых объектов; состоит из трех гун (субстанций-сил), находящихся в равновесии. Пуруша пассивен, но обладает сознанием. При соприкосновении Пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов. Первый продукт эволюции – махат, «великое единство», основа всего материального, он же – буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов, интеллект, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции – аханкара («мое», «я»), принцип индивидуального, самосознающего. В зависимости от преобладания той или иной гуны из аханкары возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания и действия), 5 тонких элементов (потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых, в свою очередь, возникают 5 материальных элементов – акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля.

Санкхья оказала значительное влияние на формирование философско-психологической школы Йога («соединение», «участие», «порядок», «глубокое размышление»).

В самом общем смысле, йога – учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом плане рассмотрения йога составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные идеи йоги: параллелизм микрокосма – человеческой психофизиологии – и космического тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к переустройству самого себя находят соответствие в игре космических сил; постепенность овладения человеком практикой самоизменения; возможность управления через психику биологическими телами и неживыми предметами; потенциальное наличие и возможность развития в любом живом существе особой йогической силы, способной кардинально изменять естественный миропорядок.

Сформировались следующие по повышению степени совершенствования и овладению собой йоги.

1. Хатха-йога – путь овладения телом.

2. Карма-йога – путь достижения религиозно-этического идеала, избавления от себялюбия.

3. Бхакти-йога – путь достижения искренности и любви ко всему живому.

4. Джанана-йога – путь познания всего как гармонично целого, единого.

5. Раджа-йога – путь дисциплины ума.

Именно раджа-йога является ядром философского учения полулегендарного учителя йоги – Патанджали (около 2 в. до н. э.), которому приписывают изречение: «Ограничивай действие ума». В своем главном произведении «Йоге-сутре» Патанджали представляет основную идею философии йоги – достижение духовного освобождения субъекта (пуруша) за счет остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие основных тенденций индивидуального существования (саттва – уравновешенность, раджас – активность, тамас – инертность).

В Йоге-сутре раскрываются 8 стадий сосредоточения психики – «Путь йоги».

1. Яма – воздержание от удовольствия.

2. Нияма – воспитание физической и нравственной стойкости.

3. Асана – дисциплина тела (отработка различных поз).

4. Пранаяма – установление контроля над дыханием.

5. Пратьяхара – изоляция чувств (уход от окружающего).

6. Дхарана – внимание, сосредоточение на внутреннем состоянии.

7. Дхьяна – размышление над внутренними образами.

8. Самадхи – достижение высшего состояния, полное преодоление собственного «Я», уход в транс.

В результате достигается состояние махасамадхи, т. е. неразличения познающего, познаваемого и процесса познания, трактуемое как состояние абсолютной свободы.

Как будет далее показано, путь йоги во многом воспроизводит восьмеричный путь Будды.

В эпосе народов Индии«Махабхарате» (около II в. до н. э.) в стихотворной форме раскрывается основная идея философии йоги:

«Где чувства господствуют – там вожделенье,

А где вожделенье – там гнев, ослепленье,

А где ослепленье – ума угасанье,

Где ум угасает – там гибнет познанье.

Где гибнет познанье – да ведает всякий, –

Там гибнет дите человечье во мраке!

В тот, кто добился над чувствами власти,

Попрал отвращенье, не знает пристрастий,

Кто их навсегда подчинил свое воле, –

Достиг просветленья, избавясь от боли…»

На основе идей и понятий йоги развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме и о концентрации ее в функционально важных центрах тела (чакра).

Особое развитие йога получила в тантристских сектах и школах индуизма, а также в буддизме.

В VI–V вв. до н. э. проходит становление еще одна ортодоксальная философская школа Древней Индии – Вайшешика (от санскр. вишеша – особенный, отличный); основоположником Вайшешики считается Канада, которому приписывается создание основного произведения этой системы «Вайшешики-сутры» (окончательная редакция его относится к 1-й половине I-го тыс.).

По учению Вайшешики, все существующее включается в 6 категорий – субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее, из которых главной является субстанция, выражающая сущность вещи. 9 субстанций (земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами (постоянными свойствами) и действиями (преходящими свойствами), составляют весь существующий мир. Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой первые 4 субстанции представляют собой соединения атомов (ану) – неизменных протяженных материальных частиц сферической формы. Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны: первое движение они получают от невидимой силы – адришты и потом вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма).

Если рассмотренные философские школы в основном занимались онтологической проблематикой, то появившаяся во II-ом в. до н. э. школа Ньяяс самого начала заявила, что главной проблемой для человека является проблема познания и, соответственно, истины.

Полулегендарный основатель Ньяя – Гаутама (около II в до н. э.) в своей «Ньяя-сутре» заявляет в качестве предмета нового учения анализ проблем логики, семантики, грамматики и теории познания, возникавших при определении правил ведения философских диспутов и нахождении критериев достоверного опытного знания. Эти проблемы распределялись по следующим основным темам: источники истинного знания (чувственное восприятие, логический вывод, аналогия и словесное свидетельство авторитета), объекты познания (в т. ч. материальные предметы, морально-этические ценности, психические состояния и религиозные феномены), ситуации сомнения в подлинности знания, мотивы к совершению действий, примеры, на которых возможно достижение согласия между участниками диспута, основания для доказательств, структура логического вывода, гипотетического умозаключения, способы открытия нового знания, диспуты, приводящие к установлению истины, софистические споры, правила опровержения оппонента, ошибки в логическом выводе, признаки подмены терминов, уловки в споре и условия признания поражения в споре.

По мере развития Ньяя все больше внимания уделялось формально-логической проблематике, а вопросы теории познания и методологии, дискуссии отходили на второй план. Сложилась классическая пятичленная форма логического вывода, радикально отличающаяся от аристотелевской силлогистики:

во-первых, тем, что термины вывода определяются по правилам логики отношений, а не логики субъектов и предикатов;

во-вторых, той ролью, какую играл пример в структуре вывода.

Вот один из примеров пятичленного силлогизма Ньяя:

1) на горе огонь (суждение);

2) потому, что на горе дым (факт – основание 1-го);

3) где дым, там огонь (общее положение связи 1-го и 2-го);

4) на горе дым (теоретическая посылка, основанная на факте и 3-м положении);

5) следовательно, на горе огонь (вывод из 4-го, основанный на 3-м).[5]

Знание для Ньяя приобрело такое же положение, как и объекты физического мира, а способам его получения и проверки был придан строго операционалистский характер. Это превращение завершилось в «новой» Ньяя, авторы которой занимались почти исключительно проблемами формальной логики и логической семантики.

Авторы двух других ортодоксальных школ Миманма и Веданта (обе около IV в. до н. э. придерживались текста Вед столь неукоснительно, что в их философии почти не встречается оригинальных моментов. Обе школы скорее всего могут считаться развитием религиозно-мировоззренческой составляющей Вед. Вот например, что писал основатель Веданты (дословно «завершение Вед»), Бадараяна в своей «Веданте-сутре»:

«Вечный, чистый, свободный, единый, неделимый, блаженный, недвойственный, действительный, знающий, бесконечный – каков высший Брахман, таков поистине «Я»… Непрерывно повторяющий мысль «Я есьм Брахман» прогоняет сметение незнания, как целебное средство прогоняет болезни».

 

Настика

 

Как уже было сказано выше, Настика – это направление в философии Древней Индии, связанное с достаточно радикальной ревизией учения Вед и отходом от многих ортодоксальных положений этого учения. Наиболее известными школами настики являются джайнизм, буддизм и чарвака-локаята.

Основателем возникшего примерно в VI в. до н. э. джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры («великого героя») и Джины («победителя») – отсюда название учения. В ходе своего развития джайнизм разделился на ряд сект, из которых наиболее значительные:

секта дигамбаров, т. е. обнаженных (буквально – «одетых странами света»);

секта шветамбаров («одетых в белое»).

До сих пор где-нибудь на оживленной улице Дели можно встретить абсолютно голого, с выщипанными волосами человека, который разметает впереди себя тротуар маленькой метелочкой. Это не сумасшедший – это представитель монашествующих дигамбаров, считающих, что мельчайшее насекомое имеет право на жизнь, не меньшее, чем человек, поэтому-то и нагота (под одеждой или волосами можно незаметно кого-нибудь придавить), и метелочка для разметания незаметных насекомых.

Ядро религиозно-философской литературы джайнизма – джайнский канон (в основе которого лежат так называемые Джайна-сутры). Джайнизм, как и параллельный ему буддизм, явился реакцией на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст).

Основой философии Джайнизма является учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия – бытии несовершенном и бытии совершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с «материей», образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит отличительным признаком несовершенного бытия.

В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов «несовершенные» дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей ее ступени располагаются дживы, представляющие формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. Таким образом, бог в джайнизме – только одна из форм несовершенного бытия дживы!

Капля росы, человек, бог – ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощенностью материей. Вверху иерархии джив находятся «освобожденные» дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы называются Титханкары; они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвертым).


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты