![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиозная картина мира и социальная реальностьРассмотрение религии в качестве объекта социокультурного анализа позволяет не только увидеть, каким образом в ней вырабатывается характерный для того или иного общества культурный код, т.е. системы интегрированных значений, сформировавшихся в историческом развитии общества, но и обнаружить тот факт, что предлагаемые религией картины мира опосредуют отношения индивидов и групп к миру и выполняют функции контроля в социальных изменениях. Религиозные верования представляют собой своего рода классификационные системы, отвечающие социальной потребности в разграничении между группами (обществами) и их внутренней интеграции. Этот подход был развит впоследствии Леви-Стросом в структурализме. Религия функционирует как социо-культурная система, вынуждающая индивида действовать, мыслить, чувствовать под влиянием возвышающихся над ним социальных механизмов. Так, тотемизм представляет собой простейшую форму социальной организации и технологии, ориентирующей определенным образом жизнедеятельность группы. Религия представляет при этом данную социальную общность не в ее повседневном, подверженном многочисленным угрозам и потому непрочном и во многом случайном в своих проявлениях существовании, т.е. в ее профанном облике. В повседневной жизни царит случай, социальные установления неустойчивы, подвижны, нередко нарушаются. Поэтому важно, чтобы общество и его нормативная система имели дополнительно свое воплощение в возвышающейся над повседневностью идеальной форме, исключающей всякое сомнение и критику, в качестве «священного» установления, огражденного запретами от произвола «непосвященных». Религия поддерживает нужное обществу социально-адекватное поведение, освящая социально приемлемые образцы поведения, способствуя обузданию индивидуальных (эгоистических) порывов, требуя готовности пожертвовать собственными интересами во имя общих. Все это осуществляется посредством верований, в которых сакрализуется общество. Механизмы такой регуляции Работают прежде всего на уровне подсознания, пробуждая общие переживания, эмоции, поддерживаемые религиозным ритуалом, культовыми действиями. Религия существует потому, что она По История социологии
|