КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение эволюцииОбращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на постулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Вещество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение направляется по линии наибольшего притяжения и наименьшего сопротивления. Формы проявления и превращения сил подчиняются определенному ритму (периодичности) — возникновению, формированию и исчезновению. Поэтому правильное познание любого объекта возможно только с учетом истории его превращений. Биологи затор ство изменяет подход к прогрессу, который понимается Спенсером лишь как просто нарастающее развитие (эволюция), при определяющей роли внешних факторов и без оценочного смысла. В силу этого он критикует контовский закон трех стадий (динамику) развития «разума» как след гегелевской «метафизики». Видоизменения, охватывающие неорганические — органические — психические — социальные сферы, происходят последовательно по уровню возрастания организации (а не разума) от низшего к высшему. Данная идея саморазвития исключающая креационизм, насилие и диктат, составляет основу доктрины эволюционизма, которую Спенсер подкрепляет огромным эмпирическим материалом'. В результате, эволюция предстает как закономерный, органический, внутренне направлений процесс изменений. Он протекает во времени па основе естественного отбора, где каждое последующее обусловлено всем предыдущим, то есть это не предмет свободного выбора. Существует некий естественный и необходимый мировой порядок, которому как раз и надо позволить проявиться. Отсюда вытекает лозунг: «Не мешайте естественному ходу вещей». Абсурдно создавать партии ускорения или замедления затмения солнца. Больше того, любое вмешательство ве- 1 Спенсер создаст свою концепцию независимо от учения Ч. Дарвина (1809—1882) об эволюци органического мира, опиравшегося па явления изменчивости и объясняющего развитие организмов лишь как частный случай всеобщего развития. дет к нарушению естественного хода эволюции и расценивается как негативный (реакционный) акт, способный вызвать хаос разложения. Суть процесса эволюции в том, что при переходе от низших к высшим формам жизни путем выработки новых форм увеличивается приспосабли-ваемость внутренних отношений в организме к внешней для пего среде. Дело здесь не в том, что среда была создана таким образом, чтобы соот-ветсвовать живым существам. Наоборот, сами живые существа изменялись так, чтобы соответствовать окружающей среде. Новые формы как результат активного саморазвития усиливают адаптационные ресурсы организма и разнообразные медитаторы (посредники): физические, химические, биологические и др. При этом истощение адаптационных ресурсов ведет к гибели организма. Отсюда вытекал тезис эволюционизма: «Приспособиться или погибнуть!» В таком значении адаптация обусловливает целенаправленность в развитии природы как возрастание организации в приспособлении к определенным условиям (а не мудрость провидения). Изменения организации способствуют лучшей реализации внутреннего потенциала организма, согласованности основных элементов целого, взаимосвязи его структуры с внешней средой. Эволюционную биологию Спенсер приложил к социальной сфере, обосновывая тем самым принцип: общественные процессы — это продолжение биологических процессов. Поэтому все законы науки он свел к одному — всеобщему законуэволюции: «Эволюция — есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеиванием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связанной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение» (27, 237). При этом необходимо отмстить, что Спенсер понимает развитие как возникновение нового, опираясь на постулат различия (в противовес контовско-му единству). Последнее обеспечивает устойчивое состояние — равновесие системы (все однородное аморфно). Закон эволюции и постулат различия составляют суть спенссровской социологии: это наука о надорганической эволюции, главным методом которой является сравнение развития разных стран и народов. Равновесие определяет движущие силы и направление эволюции. Движущая сила — это антагонизм противополжно направленных сил. Их равнодействующая (уравновешивающая) указывает общее направление и определяет предел эволюции организма. Поэтому, как формулирует Спенсер, «мы всюду открываем стремление к равновесию» (27, 313). Однако неодинаковое воздействие внешних факторов па разнообразные части целого ведет к тому, что его равновесие утрачивается и наступает разложение (одряхление). Результат определяется преобладанием одной из этих сил, одного из наличных факторов (среды или агрегата). Но и оно не является окончательным для развития. В силу постоянства движения и неуничтожимое™ вещества происходит непрерывная перегруппировка имеющегося в наличии материала, формирующая стремление к равновесию Это обусловливает вечныйритм (чередование между собой) равновесия и разложения, притяжения и отталкивания, интеграции и Дифференциации (27, 324). В результате образуется единая неделимая прогрессия — увеличивающаяся приспосабливаемость внутренних отношений агрегата к внешней среде. Она закрепляется опытом предшествующих организмов, обеспечивает трасформацию от низшего к высшему. Подобное развитие свидетельствует о необратимости изменений органического мира (mutalis mutandis). Отсюда вытекает, что в прошлом уже происходили эволюции, аналогичные современным, и что в будущем можно ожидать такого же рода последовательных эволюции. Все они тождественны по своим основаниям и всегда различны по своим конкретным результатам1. Овновные черты процесса эволюции. 1. Линейнаяконцепция развития предстает как переход от бессвязаннос 2. Дифференциациякак переход от однородного к разнородному, нарас Спенсер закладывает структурнуюперспективу в социологии, опираясь на понятия «структура» и «функция», получившие развитие в биологии. Рассматривая организм как отношение между целым и его частями, он различает «функцию» (выполнить что-либо), определяющую характер взаимодействия различных частей при жизнедеятельности организма. Под «структурой» он понимает стабильные отношения, которые господствуют между целым (организмом) и его частями. Связывая свои представления об обществе с живым организмом, Спенсер предвосхищает социологическое применение представлений о структуре и функциях в холистско-системном, стуруктурно-функциональном анализе социальных явлений. 3. Возрастание порядка(упорядоченности) как переход от неопределен 1 В рамках эволюционистских представлений в XX в. формируются концепции циклического развития (О. Шпенглер), исторического круговорота (А. Тойнби), циклической флуктуации трех социокультурных типов (П. Сорокин). Они дополнялись теорией конвергенции как схождения различных типов культур на основе сближения противоположностей, либо поглощения одной из них другой. Наряду с ними сформировалась нелинейная концепция, рассматривающая мир как волновой, пульсирующий, системный (наличие обратной связи) процессы. ния внешней среде. Поэтому организация возрастает естественным путем, а не производится искусственно. При этом эволюция происходит через процесс медленных, постепенных изменений, незаметных градаций1. 2.2. Индивидуалистическая концепция общества Организмический подход к обществу позволяет Спенсеру представить его как «социальный агрегат», похожий на индивидуальный организм. Данная аналогия составляет основу биогенетической концепции генезиса общества и его естественного роста, подобно органическому росту2 (28, 1, 287). Во-первых, оно возрастает (а не искусственно производится — Гоббс) в размерах: растет концентрация людских масс с одновременным территориальным «расширением» сферы их влияния По мере развития составные части увеличивают взаимозависимость, обусловливая интегральное целое (новую целостность). Во-вторых, общество внутренне дифференцируется: масса населения приобретает структурную разновидность, разделение труда, индивидуальную свободу и т. п. В-третьих, возрастает (усложняется) его организация: реагирование на внешнюю среду ведет к росту стремления сохранить стабильность общества — порядок. Это является одной из важных пружин, поддерживающих функционирование мирно-эволюционного механизма социальных процессов. Поэтому судьба человечества зависит не от существа вне его или над ним, а лишь от него самого. Социальный организм состоит из трех основных частей: — регулятивная система для осуществления управления и контроля об — поддерживающая система церемониальных институций — статус, ранг, - дистрибутивная ситема для поддержания сотрудничества в достижении общей цели принудительно (военное общество) или добровольно (промышленное общество). В социальной жизни проблема корреляции между обществом и средой выражается через закон выживания наиболее приспособленного и одаренного (социальные структуры, институты, организации, ценности и т. п.), 1 Данная ориентация найдет применение в концепциях XX в.: а) «малых дел» — частичных, поэтапных изменений социальных систем, отражающих мудрость подлинного прогресса, заключенную в развитии мелкомасштабных технологий (Б Стоукс, Е. Шумахер и др.), б) «открытого общества» (К, Поппер), в котором социальные новшества совершаются через постепенную «частичную работу» с опорой на социальные технологии как альтернатива радикальным и глобальным социальным преобразованиям в «закрытых» (тоталитарных) обществах. ' Данный подход к мирно-эволюционному развитию общества Спенсер направляет прежде всего против людей, «увлекающихся» революционными (социалистическими) идеями радикального переустройства общества, ибо борьба классов («социальная болезнь») нарушает «естественную» тенденцию общества к внутреннему равновесию. реализующего себя в управлении жизнью и трудом в общественной динамике. При этом активизация мышления, приращение знаний ведут человека к целенаправленным (цель, мотивация) действиям по изменению социальной среды. Эволюционные процессы общественного организма могут быть остановлены или расстроены, но не могут быть улучшены искусственным путем. Общество, как и все живое, имеет основополагающие потребности (функциональный реквизит), которые должны удовлетворяться (28, 1, 302). Существующие социальные институты и поведенческие типы Спенсер рассматривает как выражение данных потребностей, то есть как выполняющие необходимые функции в структуре общества. По Спенсеру, человеческие желания, используя разум для их удовлетворения, действуют приблизительно одинаково. Задача социологии, изучающей естественные связи в отношениях между людьми, соединенными в общество (единое целое), заключается в установлении и объяснении их функциональной и структурной дифференциации. Вместе с тем, Спенсер считает, что отличие общества от обычного биологического организма — в четко выраженной обратной зависимости: общество (целое) существует для нужд индивидов (части). В данном ключе он разрабатывает либеральную триаду «свободные индивиды — государство — рынок» при господстве меньшинства (сословия управляющих), организующего труд и жизнь большинства. Индивид.Прогрессирующей единицей общества является индивид. Различия (индивидуальность) между отдельными людьми столь же велики, как и между биологическими особями. Но у человека появляются искусственные медитаторы для физического (предметы) и психического (знаки) посредничества между реальным миром и сознанием. Предметы (орудия) составляют искусственную материальную среду для человека. Знаки (психические инструменты) выделяют человека как целый вид из биологического ряда. В результате, один человек способен сделать такие открытия, внести такие изменения в жизнь себе подобных, которые у животных по силам только биологическим видам. Поэтому роль индивида по отношению к обществу является приоритетной. Обществоу Спенсера — это вторичное и безусловно подчиненное интересам отдельного человека образование. Оно создается составляющими его индивидами (воля и разум) и определяется характером последних (28, 1, 2S2). Характер, в свою очередь, определяется в процессе взаимодействия данного народа (основного населения страны) с условиями окружающей среды и отбора сил, лучше приспособленных к борьбе за существование. Формирование индивида (онтогенез и филогенез) определяется всем накапливаемым опытом рода. Движущей силой формирования является противоречие между безусловным стремлением человека к счастью и вынужденным трудом. Направление эволюции — это освобождение человека от подобного труда и превращение работы в инструмент достижения счастья. Последнее реализуется по формуле: «Живи для себя!». Польза от работы должна возвращаться к носителю человеческой деятельности немедленно. Никаких откладываний до наступления будущего. Для меня! Будущие поколения сами позаботятся о себе. Стремление индивида к счастью базируется на нормальных (справедливых) отношениях между «заслугой и вознаграждением». Поэтому достижение общего счастья возможно только через заботу о собственной выгоде. Это стремление основывается на законе равной свободы: делай, что хочешь, если не нарушаешь свободу других делать то, что они хотят. Поэтому естественно стремление людей к такому обществу, которое в большей степени может обеспечить индивидуальную сободу и удовлетворить растущее многообразие запросов прежде всего человека, а лишь затем гражданина. Эволюция общества по Спенсеру — это серия приспособительных реакций структурированного целого как ответ на давление конкуренции между его составными частями и на влияние внешней среды (а не случайные мутации). В результате отбора всего полезного и нужного формируется приспособительное поведение индивидов по отношению к интитутам своего общества, которое в процессе развития проходит различные фазы (состояния). Спенсер выделяет основные типы обществ1. 1) Воинственное(низшее) общество, в котором государство является 2) Промышленное (высшее) общество как результат торгово-промыш Государство. Признание за индивидом прав на свободу действий в известных ее ограничениях приводит Спенсера к рассмотрению роли государства (Личность против государства. 18S4)2. Последнее берет на себя задачу служить благосостоянияю индивидов, обеспечивать условия добровольно- 1 Наряду с данной, Спенсер применяет и другую классификацию обществ па 2 В России данная работа была переведена и вышла под названием: «Личность и го сотудничсства между работодателем и работником па основе закона равной свободы. В силу того, что государство существует для блага индивидов, их воля имеет верховный характер и определяет социальные институты и организацию. В этом он принципиально расходится с Коптом. Характер народа (массы граждан) как результат среднего уровня человеческого развития в данное время обусловливает и соответствующий характер административной власти. Последняя всегда противоречит человеческой природе Поэтому вера в божественное право парламентов, правительств является, по Спенсеру, великим суеверием своего времени. На примерах Германии и Франции он показывает, как стремление расширить правительственный контроль ведет назад — к военному типу общества. Отсутствие у парламентов и правительств необходимых знаний по социальным вопросам оборачивается бедами для народа. Их забота о воображаемом благе государства как условии достижения благополучия людей, ведет к расширению его власти и ограничению свобод граждан. При этом правительственные учреждения, своими пороками бюрократической рутины и инертности, напоминают перевернутый фильтр: туда заливаете чистую воду, а оттуда вытекает грязная вода. В силу этого гражданский долг предписывает сопротивляться безответственному правительству и его чрезмерным притязаниям (28, 1, 355). Рынок.В индустриальном обществе торгово-промышленную конкуренцию (выгоду) и экономически-политическую свободу определяет и обеспечивает рынок, построенный на законе спроса и предложения. Спенсер в противовес Копту, эту идею можно выразить в формуле: «Меньше государства — больше рынка»1. Предоставленный самому себе, он стихийно (естественным путем) обеспечивает всеобщую гармонию, которая нарушается лишь вмешательством несовершенных законодательных актов. Попытки же регулирования соотношения между спросом и предложением неизбежно заканчивались провалом, увеличивая зло и вызывая новые бедствия. На основе рыночной саморегуляции значимость государственных форм становится все более сомнительной. Индивидуальная активность и добровольная кооперация значительно больше способствуют социальному развитию, чем работа под контролем правительства. Спенсер считает, что и дальше все более важные функции будут выполняться организациями, не входящими в состав правительственных структур. Будут возрастать индивидуализация, частная инициатива, кооперативные начинания. Функции государства в такой ситуации должны состоять в охране индивидуальных свобод и прав граждан, в урегулировании конфликтов. Тем самым, до своего отмирания оно должно существовать только для блага «общественных единиц». Спенсер считает возможным осуществление и третьего этапа социальной эволюции, которая приведет к новому типу общества (но только не к социализму). 1 Данная формула является базовой для развития концепции монетаризма, обосновывающей либерально-реформистское совершенствование социальной системы, ослабляющей опеку государства над частным бизнесом и предпринимательством и предоставляющем главные процессы жизнедеятельности общества воздействию экономических мезанизмов «сободного рынка». Социализм Спенсер критикует взгляды на общество как на искусственно созданный агрегат, которые осуждают конкуренцию, сихию рынка, приписывая последним «злобу и зависть». Отсюда стремление исправить рынок посредством вмешательства в естественный ход вещей (порядок), что ведет к труднопредсказуемым последствиям. В частности, коммунисты, абсолютно уверены, что можно «лепить» государство как угодно и экспериментировать над массами людей. Поэтому, по мнению Спенсера, социализм пре-ставляет угрозу движения назад к военному обществу. Спенсер негативно относится к мечтам «Носителей красных флагов» о замене промышленного строя предполагаемым ими новым — социалистическим (28, 2, 704). Однако такой строй как идеальная система совместной жизни и труда, родственен примитивным политическим системам, которые преобладают у многих нецивилизованных и отсталых народов. В них отсутствие частной собственности уравнивает всех без разбора, ослабляет личный интерес как мощную побудительную причину к труду и сближению и поощряет лен-ность (28, 2, 688). Люди живут по правилу: «Ешь и пей, ибо завтра умрешь». Как результат, подобные общества (в том числе и славянские семейные общины) приходят в упадок и вымирают. Социалистичекая идея «от каждого соответственно его способностям, каждому соответственно его потребностям» ведет к нарушению естественного закона прямой пропорциональной зависимости между заслугой и вознаграждением. Уравнивание выгод, в свою очередь, ведет к тому, что материальное положение низших (управляемых) будет постоянно повышаться за счет понижения материального благосостояния высших (управляющих) (28, 2, 691). Тем самым уничтожается естественная свобода извлечения индивидом выгоды из своих способностей для себя лично. Жизнь единицыпоглощается жизнью агрегата:индивид увядает, а государство растет, что ведет в конечном счете, к угасанию общества. Таким образом, социализм останавливает развитие высокоорганизаванного общества и поворачивает назад рост менее развитого. Чтобы управлять жизнью и трудом при социализме, необходимо насильственное принуждение людей по типу военного. Отмена частной собственности сопровождается нарушением справедливого правила пользования результатами своих действий на нормальных отношениях между заслугой и вознаграждением. Общество забирает весь труд личности, а затем распределяет ей из общего достояния ту часть, которая будет назначена. Этим оно подчиняет себе личность и делает ее своим рабом. Поэтому за идею социализма крепко держатся там, где процветает активный милитаризм. Однако, в конечном счете, подобная административная организация образует новую аристократию (бюрократию), отличающуюся от классов, представляемых в теориях социалистов. Социалистическая теория и практика перестают быть нормальными, как только общество приближается к типу по преимуществу промышленному. Раскрывая суть социализма как величайшего несчастья, ожидающего мир, Спенсер не видит возможности задержать развитие общества в этом направлении. Надвигающаяся социальная революция, считает он, приведет-таки к коммунизму («грядущему рабству»), который кончит самой резкой формой своего деспотизма — торжеством прав и функций государства1. Вместе с тем, развитие (эволюция) человечества, пройдя социалистический период, вернется к направлению индустриального типа, свободному от черт военного. В нем будет достигнута гармония человеческой природы и условий человеческой жизни. Социология Спенсера подверглась одновременной критике справа и слева. Правые (либералы) обвиняли его в реакционности за предостережения от чрезмерной веры в существующую административную власть, занятую расширением функций государства и, соответственно, ограничением свободы и прав личности. Левые также считают его реакционером за непримиримое отношение к социализму, к искусственной организации жизни и труда на основе противоестественного принципа общественной собственности и эгалитарного равенства.
|