КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КонтизмГений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной характер окончательного строя, который позитивизм начинает устанавливать... О. Конт Контизм — название далеко не случайное. ОпостКонт (1798—1857) не провел ни одного эмпирического исследования, по стал «отцом-основа- 1 Необходимо отмстить, что в это же время формируется и экзистенционально-феноменологинеское направление философии (Ф. Шлейермахер (1768—1834), С. Кьеркегор (1813-1855), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941), Э. Гуссерль ( 1859-1938) и др.), обратившееся к субъективному миру человека (свобода, выбор, воля, интуиция и т. п.) и противостоящее социальной науке, построенной по образу естественных наук (позитивизму). телем» социологии. Становление индустриального общества обусловило потребность создания социальной науки, способной обеспечить стремление к «порядку и прогрессу». Его мысль-кредо, вынесенная в эпиграф, выразила смысл личного и социального существования и привела на путь создания новой науки, обеспечивающей развитие индустриальной жизни. Интерес к идеям и теориям Конта усилился после его смерти, подтвердив истину, что в природе потомство зачастую появляется после смерти родителей. Умер он в забытьи и с репутацией сумасшедшего. В 70-е годы Э. Литре (ученик Конта) своими статьями о нем в журнале «Позитивизм» обратил внимание на автора, давшего теоретическое самоопределение социлогии по отношению к другим социальным наукам. С этого времени многие концептуальные схемы Конта берутся за основу и к ним добавляются наработки соответствующие духу времени. О. Конт обучался в Высшей политехнической школе (1814—1816), так и не окончив курса. Его ведущие идеи сложились в атмосфере эпохи и под влиянием Сен-Симона, секретарем которого Конт был с 1817 по 1824 годы. В частности, это касалось вопросов стадий прогресса, классификации наук, позитивного знания, новой церкви и др. Эта дружба завершилась принципиальной ссорой из-за публикации Сен-Симоном коптевской работы без подписи автора. С этого момента Конт начинает самостоятельный путь в науке. Он сумел выработать собственную оригинальную для своего времени интерпретацию этих и других вопросов, определившую развитие французской и англо-американской ветвей социологии. Данный факт обусловил правомерность использования термина «контизм»1. В «Курсе позитивной философии», выходящей отдельными томами (6 т.) с 1830 по 1842 годы, Конт обосновывает новую науку — социологию. В качестве целипоследней он определяет изучение истории человеческого рода (прогресса) и формулирует два основных закона: закон трех стадий и закон классификации наук. 1.1. Учениесоциальной динамики ...Позитивизм прямо представляет человеческий прогресс как состоящий всегда в простом развитии основного порядка,... что ход наших превращений совершается эволюциои-но, без участия какого-либо творчества О. Конт О. Конт разрабатывает теорию прогресса как исторического процесса интеллектуальной эволюции человечества. Он сводит все бесконечное раз- ' В советской литературе восприятие тех или иных персоналий осуществлялось сквозь призму оценок классиков марксизма-ленинизма. В частноти, трактовка социологической доктрины О. Конта осуществлялась в русле его опенки Ф. Энгельсом: а) он заимствовал идеи у Сен-Симона и изуродовал их: б) осуществил шаг назад по сравнению с немецкой классической философией и Л. Фейербахом, в) занимал реакционную позицию, призывая фабричных рабочих отказаться от революционных социалистичеких идей. Подобный негативный классовый подход осуществлялся по отношению к тем, кто не укладывался в рамки диалектического материализма. нообразие форм организации обществ к основному ряду, соответствующему единому замыслу — прогрессу человеческого разума. Конт фактически реставрирует гегелевскую схему исторического процесса, заменив его три-адическую периодизацию (античность — средневековье — современность) тремя стадиями: теологическая — метафизическая — позитивная (13. !). В главном они совпадают, так как оба считают двигателем развития разум, а венцом — современность. Однако Конт акцентирует тот факт, что только социальный контекст позволяет понять, как действует разум человека. Разум сояиален и историчен: он правит миром и переворачивает его1 (1, 3, 576). Именно умственное, духовное развитие предопределило создание индустриального мира, и это главный аспект европейской истории, принятый всем человечеством. Контуры будущего преподносятся в форме реализации научного (разумного) и технического начал2. В результате, прогресс предстает как этапы (стадии) становления разума человека, проявляющегося в установлении основного порядка в обществе: ход превращений совершается эволюционно, без участия какого-либо творчества (божественного, революционного и т. п.). Разум проходит три основные стадии — теологическую, метафизическую и позитивную, где каждое последующее (настоящее) состояние однозначно задастся предыдущим (прошлое). Конт реабилитирует прошлое и задастся выяснением специфики данных стадий исторического развития в виде смены способов мышления и эталонов поведения. При этом возникают вопросы: можно ли отбрасывать все, что было вчера? целесообразно ли принимать все, что есть сегодня? Отвечая на них, он допускал смешанный характер стадий и возможность прогрессивной «постепенности» революционных сдвигов в переходные периоды между стадиями как движение вперед. Учение социальной динамики раскрывало метаморфозы порядка прежде, чем он вышел на конечную позитивную стадию. По Конту, в обществе одновременно действуют две тенденции. Во-первых, это приспособление (способ действия) к наличным условиям (адаптация). Во-вторых, это стремление их изменить (способ размышления). В определенные моменты наступает их «согласие» как периоды «оцепенения», которые составляют стадии (фазы) в развитии цивилизации. Однако человеческий дух под влиянием страстей, иллюзий побуждает человека к деятельности. Это не позволяет в процессе адаптации блокировать исторический прогресс: а) материальный прогресс — улучшение условий жизни; б) физический прогресс — биологическое совсршенствова- 1 Необходимо отметить, что Конт выделяет и такие факторы, как расы (опреде 2 Разочарование в индустриализме (капитализме, социализме), приведшем к ние человеческого рода; в) интеллектуальный прогресс — умственное и нравстенное совершенствование человечества. Конт исходит из единства (а не разнообразия)человечества, отсюда и его ориентация исторического развития, которая заключена в естественном законе «трех стадий»прогресса человечества. 1. Теологическая стадия(до 1300 г.). Разум имеет историю, поэтому он не Однако это не означает критику теологической (фиктивной) стадии с позиций атеизма. Последний Конт соединяет с материализмом (метафизическим догматизмом) и революционными (анархическими) настроениями, включая их в содержание «метафизического» состояния. В его понимании теологическая стадия принуждает людей (ленивых и склонных к анархии) к упорядоченному труду, способствует появлению христианства, из которого впоследствии выйдет позитивизм. 2. Метафизическая стадия (до !800 г.) Данная стадия является переход 3. Позитивная стадия(современное общество). Данная стадия выступает Подход к новому типу общества характеризуется приоритетом «трудовой» деятельности и ее ценностей над «военной», которая обусловливает борьбу людей между собой и сопровождает исторический процесс: войны, насилие, покорение народов и т. п. Индустриальная деятельность не нужда- ется в данных инструментах, так как преобладюшими для нее являются борьба людей с природой, рациональная эксплуатация и разделение труда. по Конту научная организация труда характеризуется тем, что каждый получает место в обществе, соответствующее его способностям. Данная организация рациональна для мирского порядка, так как способствует достижению социальной справедливости. Если раньше это место людям обеспечивали возраст, факт рождения, то на позитивной стадии главную роль играют способности. Важную роль в устройстве общества играет разделение труда, которое включает в себя противоречивые тенденции. С одной стороны, это дифференциация деятельности и связанное с пей разделение обязанностей. На данной основе возникают чувства. 1) объединения людей одной профессии и 2) враждебности к представителям других. В результате происходит раскол общества на корпорации, что подрывает единство, порождает конкуренцию и т, п. С другой — это кооперация людей и связанные с ней комбинации их усилий. Она делает из множества — единство На достигаемом при этом согласии умов держится общество. Наличие дифференциации функций и способностей обусловливает наличие частной собственности, социальной структуры и неравенства. Живыми носителями разумно-волевого, духовного начала в производстве и обществе являются индустриалы: предприниматели, банкиры, светские чиновники и т. п. Они осуществляют общественные функции по организации, управлению и контролю над производственными и социальными процессами. Они также обеспечивают передачу накопленных богатств от поколения к поколению как условие развития материальной культуры. Поэтому рост богатства отвечает как интересам патрициев, так и пролетариев, выполняющих наемный, исполнительский (бездумный) труд. При этом равенство допустимо, но только с учетом коренной дифференциации функций и способностей людей, дающей право на вознаграждение с учетом личного вклада в производство богатства. На этой основе происходит концентрация частной собственности1 — капиталов — в руках тех, кто командует (меньшинства). Частная собственность в индустриальном обществе необходима как стимул поддержания в людях стремления производить больше материальных благ и, следовательно, передавать потомкам больший запас богатств, чем получило данное поколение Вместе с тем, она полезна и терпима, только когда частная собствепость осуществляется как общественная функция (а не злоупотребление и произвол) теми, па кого указала добродетель и судьба. Богатства могут переходить из рук в руки свободно или поневоле, безвозмездно или насильственно: дар, обмен, наследство, завоевание и т. п. Поэтому неважно, в чьих конкретно руках находятся капиталы, лишь бы их нормальное употребление было полезным массе населения. В индустриальном обществе союз промышленников и ученых как раз и призван ггри- 1 Конт понимает собственность как то, что передается от поколения к поколению На уровне данной се функции он рассматривает и языккак собственность — проекцию разума на общество. Он является инструментом человеческой цивилизации- хранит и перелает живым мысли мертвых. вести общество к благополучию, гражданскому равенству и окончатель-ному согласованию социальных интересов. Конт, в противовес идеям Сен-Симона о всеобщем равенстве, доказывает, что социальное неравенство — это непременное условие достижения и достатка, и порядка на позитивной стадии развития общества. В силу этого он отрицательно относился к идеям социализма и социальной революции, антикапиталистическим настроениям рабочих. В них Конт видел проявления «агрессивного эгоизма» пролетариев, означавшие гибельную социальную «болезнь». В его понимании индустриальная жизнь обеспечивает равенство всех перед законом и братство как взаимную зависимость людей. Экономическое неравенство является альтернативой — свободой — по отношению к внеэкономическому неравенству, проявляющемуся в рабской, феодальной и крепостной зависимости от другого лица: каждый свободен распоряжаться своей личностью, не кивая при этом на судьбу. 1.2. Позитивизм и «объясняющая» социология Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, в замене слова почему словом как. О Конт Развитие позитивной науки по Конту — это процесс отсечения в накапливаемом знании всего случайного и получения действительных законов (всеобщие факты), вполне подтвержденных наблюдением гипотез. Разные неизменные законы, составляющие содержание всеобщего порядка, образуют естественную иерархию наук, где каждая предшествующая обусловливает последующую в возрастающей сложности, то есть последовательности. Поэтому появление социологии как венца системы наук, стало возможным лишь с достижением зрелости предшествующих естественных наук на рубеже XVIII—XIX веков. Данный подход базируется на энциклопедическомзаконе классификации наук. Последний выражает идею, что все науки основываются на общей логике и методологии и стремятся открывать универсальные законы, действующие в сфере их исследований. Историческая последовательность развития позитивных наук от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому есть непрерывный процесс движения от ограниченного знания к полному и всестороннему. Образуемая при этом совокупность позитивных знаний — эмпирических (опытных) — составляет систему (интеграцию) однородной науки и обусловливает внутреннюю субординацию наук. Конт предпринял первую попытку построить классификацию наук на основе объективного принципа их разделения в зависимости от предмета, характера содержания и основного метода1. 1 Это шаг вперед от субъективного принципа классификации наук Ф. Бэкона, опирающегося на различные познавательные способности человека (рассудок, память, воображение), а также Ж.-Б. Ламарка, исходившего изпостулата о структурном сходстве близких объектов.
Данный энциклопедический ряд'общих наук имеет преимущественную ориентацию на естествознание, а поэтому в нем нет места таким дисциплинам, как логика, психология, история, политэкономия и др., которые он выводит за пределы науки. Определяющую роль в классификации Конта играет физика, поскольку она допускает математическое обоснование многих выводов, правильность которых может быть подтверждена экспериментально. Тем самым она освобождается от контроля и искажений со стороны теологии и метафизики. Поэтому физика является эталоном для создания социальной физики — социологии,так как в понимании Конта социальные явления качественно те же, что и естественные (природные) явления. Таким образом, решая задачу создания новой позитивной науки об обществе, он берет за основу естествознание, а в нем физику, сводя высшее к низшему, что составляет суть физического редукционизма (физика -лизма). Игнорирование Контом психологии, сведение ее к чисто мозговому процессу (физиология), приводит его к физикалистской трактовке объективности — удалению исследователя из схемы исследования и игнорированию творческой субъективности. Тогда истина предстает как «остаток» (резиду-альная истина), который возникает после устранения субъективных примесей. В этом смысл «объясняющего» (описательного) постижения внешнего мира. Данный подход опирается на закон постоянного подчинения воображения наблюдению: познание не идет дальше того, что воспринимается с помощью опытно-экспериментальных методов. Искусство же проверки отделяет достоверную информацию от сомнительной и заведомо ложной. Познавательный мир природы — это мир объектов (фактов), поведение которых эмпирически фиксируемо. Между объектом и познающим суъек-том есть единственная область контакта — регистрируемые субъектом чувственные данные, представляющие собой опытное (проверяемое ) знание. Наука имеет дело с материалом (фактами), выражающим внешне наблюдаемую связь явлений и воспроизводимым с помощью чувств. Фактыничего не предполагают, а лишь образуют основу науки. Эмпирический мир лежит на поверхности, поэтому позитивное явление содержательно должно быть сведено к непосредственной данности наблюдаемых фактов. При одних и тех же обстоятельствах функциональные отношения сходства (связи) и последовательности (времени) фактов друг другу постоянны и составляют законыэтих явлений. Данные законы имеют чувственно воспринимаемый и проверяемый коррелят фактов. Они составляют преимущественно описательное по своему характеру научное знание — теорию. В этом заключается принципиальное отличие эмпирического подхода к познанию мира от философского (спекулятивного). Истинный позитивный дух получения научного знания заключает ответ на вопрос «как» протекает явление (13, 81). Поэтому позитивное знание является «описательным обобщением, объяснением» наблюдаемых объектов. Не соответствующее этому остальное содержание знания, стремящегося ответить на вопрос «почему» (вскрыть сущность), является лишь порождением самого субъекта, его воображения — вымыслом (мнением, верой), выдаваемым метафизиками за истину. В силу этого основной массив знаний, необходимых в практически-повседневной жизни дают специальные науки, использующие естественные, опытно-экспериментальные методы. Опытное познание является процессом накопления позитивного знания: от неполного к всестороннему. Описание (объяснение) явлений заключает в себе возможность предсказания будущего течения событий и выступает как «средство средств» для достижения истины и цели. Необходимо отметить, что позитивизм — это естественная человеческая тяга к надежности и устойчивости, обладанию выгодным и удобным знанием, дающим власть над миром. Он выражает желание что-то творить собственными руками и головой, просто вкус к жизни и порядку как естественному ходу вещей. Но при этом остаются проблемы: зачем нужна наука, если нет сущности? как от накопления эмпирических фактов перейти к общей картине? как быть с постижением смысла культуры? какова мера очищения от субъективности? Методыпозитивной науки. Решая проблему методов системы позитивной науки, Конт исходит из положения, что метод не может быть изучаем отдельно от исследований, к которым он применяется, иначе получается наука мертвая, не способная обогатить ум людей, ее разрабатывающих (1, 3, 573). Акцентируя внимание только на «внешних» фактах, он объявляет метафизическими методы поиска общих начал всех вещей, внутреннего наблюдения за умственными процессами (интеллектуальной интуиции, ин-троекции, рефлексии и т. п.). Эти методы не могут применяться в позитивных пауках, основывающихся на принипе неукоснительной проверки. 1. Все здравомыслящие люди повторяют, что только те знания истинны, которые опираются на наблюдение. Оно является генерирующим методом исследования, поскольку наблюдением пользуются все науки, устанавливающие пять главных категорий явлений — астрономических, физических,,химических, физиологических и социальных. Наблюдение последних ставит социологию на уровень позитивной науки и дает материалу социолога объективый характер. Только эта наука позволяет наблюдать и постигать способности разума, которые он раскрывает в своих творениях и историческом времени. При этом важны не только прямые, но и косвенные свидетельства: исторические и культурные памятники, обычаи, ритуалы, анализ языков. В процессе наблюдения факты фиксируются такими, какими представляются на уровне «здравого смысла», который составляет основу обыденного восприятия. Социология погружена в чувственно-практическое существование людей («здесь — теперь — бытие»). Однако в социальных фактах не все значения видимой жизни вынесены на поверхность и не все является «очевидным». Поэтому необходимы определенный инструментарий и приемы фиксации, последующего обобщения, анализа и интерпретации. Данные процедуры осуществляются под девизом позитивизма: «Ничего лишнего и все нам полезное!» В результате здравые социальные умозаключения обретают практическое значение. Цель социологии как раз и состоит в том, чтобы создать систему эмпирического обоснования и здравых теоретических суждений высшего уровня, обеспечивающую базу для научного предвидения и контроля социальных явлений. Все, что можно зафиксировать наблюдением, есть изменения, процессы в окружающем нас мире, которые улавливаются нашим сознанием, а затем служат материалом (поводом) для размышлений и объяснений. И наоборот, то, что недоступно внешнему наблюдению и проверке, не может подлежать ни действительному решительному утверждению, ни такому же отрицанию. Это область агностицизма: традиционная философия и теология погружены в мир абстрактных идей и божественных творений, недоступных и непостижимых для человека. Наука же ограничивается описанием наблюдаемой внешней структуры явлений. 2. В арсенале научного метода имеются также индукция, дедукция и гипо 3. Сложнее обстоит дело с методом эксперимента, так как он бывает Опосредованный эксперимент — это наблюдение за историческим процессом, где социальные явления революционного характера выступают как болезнь, патологическая девиация общества, которая помогает высвечивать нормальные законы общественного организма. 4. Сравнительныйметод дает возможность сопоставлять то, что подтвер 5. Историческийметод применяется для обобщения социальных явле Все науки готовят появление социологии. Позитивизм исходит из посылки: если объяснение событий в человеческом обществе возможно, то должен быть комплекс законов, в связи с которыми такие объяснения подтверждаются (теории), или, другими словами, должна быть наука об обществах, основывающаяся па истории. Предметсоциологии — общество (человеческий род) как реальность в своей целостности и взаимосвязанности, управляемая естественными законами. В ней осуществляется синтез аналитических наук — объединение знания и методов. Общество является высшей реальностью, при анализе которой в социологическом исследовании применимы все методы и техника анализа позитивной системы наук. Такой подход к пониманию социологии инициировал две основные проблемы:1) в каком соотношении находится социология и философия? 2) является ли социология только предметной наукой или методологической? В первомслучае спор идет о том, имеет ли социология право на самоопределение — самостоятельное существование или же она должна оставаться в рамках философии и пользоваться ее методами. Конт дает четкий ответ: социология это не философия (социально-философское теоретизирование). В социологии отсутствует главное для метафизической философии, заключенное в поиске абсолютных ощущений и первооснов (первопричин) вне опоры на эмпирический материал. Он рассматривает традиционную философию до индустриальной цивилизации как «болезнь духа», поэтому в индустриальную эпоху она изживает себя. В силу этого познание социальных явлений необходимо «очистить» от влияния философских хитросплетений. Таким образом, позитивистское ограничение идеи науки для традиционной философии означало необходимость дистанцирования от нее социологии. Данная дефилософизация новой науки об обществе как бы помогает «умереть» универсальной натурфилософии. Последняя не может быть руководительницей нового человека индустриальной жизни. Конт открывает третийпуть (вне материализма и идеализма) научного поиска, выраженный в тезисе, что «наука заменяет собой философию» (метафизику). Вместе с тем, Конт формирует новую позитивную философию как систему однородной науки, которая приводит принципы различных наук к наименьшему числу основоположений. Этим устанавливается новое отношение между двумя отраслями знания ,пг философией и наукой. В нем акцент делается на то, что последняя дает для первой, а не наоборот, как было до сих пор. Социология завершает всю систему позитивных наук и означает окончательную победу «позитивистской революции» над схоластикой прошлых эпох. Необходимо отметить, что Конт дистанцирует социологию и от политической экономии, ибо считает, что исторический процесс движет разум, а не экономика. Споры среди экономистов по поводу понятий «стоимость», «производство, «полезность» и т. д. он расценивал по аналогии со спорами среди схоластов по поводу метафизических сущностей. Кроме того, идеи политэкономов о свободе и конкуренции товарооборота как основы роста богатства Конт считал проявлением либерализма. К последнему он относится как к выражению индивидуалистического эгоизма, разрушающего принцип солидарности и идею социального порядка, Экономисты совершают ошибку, пытаясь рассматривать политэкономичсские явления (частное) в отрыве от социального целого, которое и является объектом социологии. В частности, для политики социология доказала, что формы правления (государство) опираются на институциональную (внеэкономическую) инфраструктуру гражданского общества. Для экономики социология демонстрирует те институциональные и нормативные рамки, в которых осуществляются экономические действия. Вторуюпроблему Конт решает исходя из тезиса, что социология — это общая теория устройства (статика) и развития (динамика) общества. Он выступает против чрезмерной специализации различных отраслей науки в общей системе позитивных знаний. Тяготение Конта к всеобъемлющей науке об обществе на основе физикализма отражает стремление придать социологии методологическую роль по отношению к специальным социальным наукам. Последние могут быть созданы только на прочном фундаменте общих теории, правил применения научных методов, разрабатываемых в социологии. Таким обазом, по мнению Конта, социология призвана для глобального решения совокупности социальных проблем. Правда, при этом остается не выясненным вопрос: если решение найдено, как социолог представляет себе проведение его в жизнь? Парадокс заключается в том, что Конт негативно оценивает претензию традиционной философии на методологическую роль в познании и перекладывает ее на социологию. Тем самым последняя сближается с социальной философией. Поэтому его часто оценивают как социолога в философии или философа в социологии. 1.3. Учениесоциальной статики Пресыщает любая деятельность и даже мысль, но никогда не пресыщает любовь. О. Конт Центральной идеей социологии Конта является проблема достижения во всяком обществе основного порядка,позволяющего реализоваться всему лучшему и благородному, что есть в природе человека. Данной проблеме посвящена его работа «Система позитивной политики» (1851 —1854). В ней, подобно тому, как наука об организме подразделяется на анатомию и физиологию, контовская социология разграничивается на социальную динамику(учение о прогрессе) и социальную статику(учение о порядке). Завершается она учением о «позитивной политике», которое указывает пути перестройки общества и реформы нравов. Законы социальной динамики составляют последовательную и беспрерывную цельпорядка, где социальное развитие есть результат различных комбинаций одних и тех же элементов. При этом смена типов обществ предоставляет возможность реализации лучшего в человеке. Кроме того, она благоприятствует постепенному расцвету его альтруистических склонностей. Тем самым законы динамики гарантируют, что будущее как лучший порядок — состоится. Поэтому прогрессрассматривается только в качестве состояния развития основного порядка. Социальная статиказаключает в себе законы функционирования (связи и взаимодействия) общества, которые влияют на его стабильность (организацию) и равновесие (гармонию). Наличный основной порядок выступает как неизменное условие прогресса (13, 122) . Поэтому динамика подчинена статике: все начинается с постижения любого общества, где законы статики — это законы неизменного порядка. Данная неизменность заключена в элементах социальной жизни, в человеческой природе (склонности заданы изначально) и естественных законах. Конт оценивает современное ему общество как переживающее кризис из-за умственной анархии. Для перехода от теологического порядка к позитивному характерно глубокое разногласие (философский плюрализм) по всем вопросам социальной жизни, стихийное противоборство живых интересов реально существующих групп и слоев населения: 183! г. — восстание во Франции (Лион), 1838, 1842 гг. — в Англии (чартисты), 1848 г. — в Герма-' нии. Но без согласия не может быть социального порядка. Отсюда вытекала потребность создания общей идеи— социальной доктрины, которая позволила бы конструировать организацию общественных отношений и контролировать массовые процессы, происходящие в обществе в результате1 интенсивной индустриализации. Формирующаяся социология была ориентирована на существенное повышение эффективности социального познания и управления, стабилизирующих социальные процессы и оптимизирующих организацию нового (индустриального порядка). Конт исходит из естественного права (потребности) на счастье каждого человека. Однако возможность данное право практически реализовать — это вечный конфликт, который подпитывает идеи «человек человеку — волк», классовой борьбы и т. п. Эгоистический индивидуализм, излишнее разделение труда, порождают обстановку конкуренции, узкой специализации работников, эксплуатиции подрывающую единство и разрушающую солидарность в обществе. Поэтому главная проблема статики заключается в том, как из множества сделать единство, как согласовать социальные интересы отдельных элементов общества и добиться социальной гармонии? (единства разнообразного). Конт исходит из установки, что если человек откроет законы, управляющие обществом, то он сумеет управлять и своей судьбой подобно тому, как естественные науки позволяют нам управлять событиями в физическом мире. Изменить ход — эволюцию — исторических событий (насилие, планирование и т. п.) нельзя. Мы не можем исправить прошлое, но мы можем исправить будущее. Задача позитивной социологии состоит в обнаружении законов, управляющих социальными явлениями, и обеспечении базы для их научного предвидения и контроля по формуле: «уметь предсказывать означает уметь управлять». На этой основе возможно ускорить (замедлить) протекающие процессы, уменьшить их издержки. Социология как средство постижения прогрессивной поступательности и организации порядка, помогает переустройству общества. Ставка делается па эффективность организации: главное не разрушать (революции), а организовать (1, 3, 551) в соответствии с принципом:«Видеть, чтобы знать, знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь». Таким образом, не свободная конкуренция (либерализм), не социалистическое устройство (плановое хозяйство), а деятельность ученых-реформаторов и организаторе в-политехников способствует позитивной (полезной, конструктивной и реальной) реорганизации индустриального общества. При этом Конт учитывает и роль здравого смысла как средства прагматического разрешения теоретических проблем. Последний видит вещи такими, как они есть «сами по себе», без специальных аналитических усилий и без применения особых процедур «различия». Из здравых социологических умозаключений вытекают практические значения, присущие позитивной науке. Социальный порядок Социальная статика фиксирует; а) социальный порядок, б) черты равновесного состояния общества и в) организацию гармонических отношений как социальный идеал. В трихотомии «индивид — группа — общество» Конт обосновывает доминирующую роль общества. Накапливаемый в нем опыт человеческого рода, правила и нормы поведения формируют индивид как продукт общественного развития. Он является частью целого и полностью подчинен ему. В этом плане Конт проповедует альтруистическую формулу: «Живи для других» (14, 166). Индивидуализм он рассматривает как эгоистическую сторону природы человека, подлежащую перевоспитанию. Основой последнего служит любовь, побуждающая нас всегда к наиболее полной деятельности и к посвящению всей нашей жизни всеобщему совершенствованию (1, 3, 585). Основными элементами общества являются «семья — государство — церковь», которые выступают полноправными субъектами социальных отношений. 1. Семья.Она является первичной ячейкой и основой целостности соци Семья также выступает как средство адаптации общества к изменяющейся среде, условиям существования. В учении о «таблице мозга» Конт дает гипотетическое представление об обусловлености локализованной мозговой деятельности различных дарований человека: а) чувствительных, побуждающих его деятельность и б) разумных, осуществляющих управление и контроль. Они определяют формулу действия, которая гласит, что надо «действовать под влиянием чувств и думать, чтобы действовать». Данная формула ориентирует на то, чтобы, во-первых, разум открывал законы, организующие человеческую (индустриальную) деятельность и повелевающие реальной действительностью. Во-вторых, чтобы люди все больше руководствовались альтруистическими, бескорыстными чувствами, обращенными на других, а не эгоистическими интересами. 2. Государство.Политическая власть (государство) является органом Духовный порядок выступает как высшая цель — порядок моральных добродетелей. Поэтому сила духа должна облагородить (заменять) мирскую иерархию силы и формировать единство человечества. Главная задана — это сделать всех людей позитивистами: сначала преобразовать взгляды людей, затем перейти к их нравам. Обязанность социолога заключается в том, чтобы содействовать превращению масс в гражданскую общественность через рефлексию, то есть применение социологического образа мышления, и через участие в открытых диалогах. Созданные таким образом новые люди будут способны реализовать — создавать — новое общество и соответствующие ему учреждения (институты). Для реализации позитивистской программы действий необходима новая религия Человечествакак интеллектуальная сила, просвящающая умы и соединяющая души людей. 3. Церковь.Конт понимает религию как то, что крепко связывает человека с другими, что все держит. Она выступает одновременно как: а) догма (интеллектуальный аспект); б) культ (чувственный аспект); в) уклад (практический аспект). Религия формирует моральные устои и культурные ценности и, следовательно, создает общественый (духовный) порядок на Земле (а не порядок вечной жизни на небесах). В этом заключается социальная функция религии. Общество нуждается в ней, потому что испытывает потребность в духовном влиянии как средстве объединения. Человек также нуждается в ней, ибо у него есть пртребность в единстве и любви: любить нечто его превосходящее. Религиозное чувство — это попытка выйти за пределы человеческого зрения, самого себя и прикоснуться к тайне бытия. Поэтому, разграничивая области действия науки и религии, Конт оправдывает существование последней и отрицает возможность научной критики религии. Религия затрагивает вопросы начала всех вещей. Если Вселенная имела начало, то оно сверхъестественно: законы природы не могут объяснить своего собственного происхождения. По мнению Конта, существо религии обусловливает общество, то есть каково оно, такова и вера. Поэтому современное общество не может удовлетвориться христианскими религиями прошлого, относящимися к стадии теологии и мифологии. Следовательно, индустриальное общество нуждается в позитивной религии — социолатрии,являющейся культом Человечества как высшего существа. Новая религия затрагивает вопросы ВеликогоСущества, являющегося примером для подражания. В этом качестве выступают те из людей, кто живет в памяти потомков (а не совокупность всех людей). Великие люди так прожили жизни, что оставили после себя свои творения (субъективное бессмертие) — это то лучшее, чем человек может возвыситься над людьми. Таким образом, религия Высшего Существа является возвеличиванием лучшего в человеке, преображенным в культ Человечества, как средства объединения всех людей. С его помощью сотво-ряется сила духа, которая будет: 1) управлять чувствами людей, 2) объединять их во имя общего труда, 3) освящать права тех, кто правит, 4) умерять произвол (эгоизм) тех, в чьих руках сила. Влияние духа — это влияние бескорыстной привязанности, или всеобщей любви, которая «составляет не только наше главное счастье, но также и самое могущественное средство, необходимое для действительности всех остальных» (4, 144)'. В Новой церкви ревностная забота о поддержании культа Человечества (Верховного Существа) возложена на «позитивныхсвященников» — ученых, деятелей искусства, артистов, осуществляющих сотрудничество ра- ' По крайней мере данный альтруизм, основанный на неэгоистических склонностях людей к общежитию, выигрывает по сравнению с утопиями, призывающими любить общественный строй будущего, которого никто не знает и во имя которого начинают истреблять скептиков. зума и чувств, гаромонии социальных отношении и создающих единый народ. В результате образуется сердечный союз философов—- позитивистов, женщин и пролетариев (14, 65). При этом, считает Конт, главная забота — это перевоспитание рабочих в «пролетариев-позитивистов» и отвращение их от западных революций (14, 55). Консенсус.Один из основных вопросов учения статики — это достижение согласия (единения) умов — одинакового верования, на котором держится общество. Социальная гармония не может устанавливаться там, где превалирует эгоизм, конкуренция и враждебность. Для индустриальной жизни необходимо органическое единство структурных элементов общества на основе общего согласия. Но какова будет его иена? Во-первых, согласия можно добиться насилием — репрессивными методами. Во-вторых, оно может быть формой конфликта, страха, заблуждения (массовые предрассудки). Но подобные методы не соответствуют требованиям индустриального общества и соииолатрии. Поэтому необходимо выработать иной — иптегративпый, стабилизующий — подход в достижении всеобщего согласия (солидарности). Стремление к единству ценностей и норм в обществе выступает руководящим принципом всей позитивистски ориентированной социологии. Конт предлагает использовать для организации гармонического функционирования структурных элементов общества механизм консенсуса (consensus omnium). Сначала он понимает его как структурную согласованность частей социального целого (по аналогии с биологией), составляющую основу их развития. Виды консенсуса зависят от характера элементов социального целого: общественные союзы (семья, кружки и т. п.), межличностные отношения и т. д. В частности, тип хозяйствования предполагает определенную структуру общества, которая, в свою очередь, вызывает соответствующую ей систему образования и воспитания, моральные ценности и юридические нормы и т. п. С помощью данной системы должно формировать устойчивые позитивные представления индивидов о своем месте и предназначении, общие интересы (сходные позиции) в направлении чего-либо. В результате образуется интегральный показатель, способствующий повышению степени сцепления — общего согласия и равновесия в обществе. Затем Конт расширяет понимание консенсуса до субъективного согласия (совпадения мнений, мышления, привычек), то есть формы социальной солидарности. Данное согласие является особым способом связывания человечества в единый коллективный организм, разделяющий веру в Высшее Существо. Тем самым, Конт закладывает основу так называемой школы «консенсуса» (согласия), акцентирующей единство и преемственность, устремление консснсуспых версий развития современного общества на избегание социальных конфликтов, классовой борьбы, идейных противостояний и установление социального партнерства, солидарности и порядка. Выступление Конта как миролюбивого пророка социологической религии (социолатрии) преследовало цель создания Всемирной позитивистс- кой федерации с центром в Париже. Она должна была добиваться сначала создания ассоциации верующих-позитивистов, а затем и народов всего мира. В этой федерации роль основной силы должна принадлежать пролетариям-позитивистам: интеллектуальный силе — Новой церкви; частной собственности — поддерживающей в людях стремление к увеличению материального богатства. В этом качестве контизм вдохновлял па борьбу с феодализмом (славянские-народы), колониализмом (Бразилия, Мексика и др.) и с поддерживающим их католицизмом. В Бразилии в 1891 г. был открыт Позитивистский храм для отправления культа Человечества. Президент Бснжа-мин Костан постановил включить «позитивную науку» как предмет в программу общей школы. На зеленом фоне (цвет позитивизма) республиканского знамени бы начертан девиз «Порядок и Прогресс».
|