Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ГЛАВА 2 РАННЯЯ СОЦИОЛОГИЯ




С какой даты начинается социология? Какие авторы достойны считаться родона­чальниками социологии? Какое определение социологии принять?

Р. Арон

Интенсивная дифференциация социального знания и усложнение соци­альных проблем на рубеже XVIII—XIX веков подготовили новаторскую идею создания подлинной науки об обществе. Она должна была обеспечивать людям господство над историей, подобно тому, как естественные науки обеспечи­вали им господство над силами природы. Пионерами организованной и сис­тематической реализации данной идеи выступили О. Конт(Франция) и Г. Спенсер(Англия), заложившие основы новой науки — социологии — как позитивистски-реалистическую версию социологического знания

Этот период выступает как «ранняя социология» и заключен в рамки 40— 70 годов XIX в., когда присходило ее конституирование в качестве само­стоятельной социальной дисциплины. Формальный отсчет можно начи­нать с 40-х годов, времени выхода в свет контовской книги «Курс позитив­ной философии», в которой он изложил свое понимание науки, назван­ной им «социологией»'. В 60—70 годы позитивная социология занимает до­минирующее положение в социальном познании как общая теория уст­ройства и развития общества. Она не сводится к заимствованиям, а дает теоретическую и обще культурную разработку многих социальных схем, оказывающих прямое влияние на развитие социального познания. Вместе с тем социлогия еще не является общепризнанной и официально организо­ванной специальной наукой. Данный период становления имеет особый теоретико-практический настрой, придавший собственно социологичес­кий аспект социальному познанию. В этом аспекте положено начало дис­танцированию социолгии от философии и других социальных дисциплин, чему способствовала сознательная ориентаци ее основоположников на ес­тественнонаучный подход к анализу социального мира.

1 Вначале Конт использовал термин «социальная физика», но впоследствии, чтобы подчеркнуть инновационный характер создаваемой им науки, он ввел но­вое название — социология (социс — общество, логос — наука): наука об обществе.


О становлении, формировании нового направления науки можно го­ворить в том случае, если оно в состоянии содавать ценности, отличные от производимых другими направлениями и предоставляющие вклад в раз­витие социальной науки. Чтобы проверить подобную претензию, надо от­ветить на два вопроса' 1) что мы теперь знаем такого, чего не знали до сих пор7 2) что мы теперь можем сделать такого, чего не могли сделать до сих пор? Положительный ответ увеличивает нашу способность эффек­тивного социального управления (предвидения и контроля). Этим прове­ряется относительно самостоятельная способность нового направления науки концептуально толковать многообразие и разнокачествснность социальной жизни.

Социология изначально определила свой объект— общество в его ре­альном — настоящем — существовании и состоянии («здесь — теперь — бытие»). При этом западно-европейское общество отождествляется с про­мышленным, то есть индустриальным обществом, которое воспринимает­ся пионерами социологии с чувством восхищения и озабоченности. Аполо­гетика «настоящего» была связана с довольно прочно вошедшей в умы иллюзией «благополучного» развития. Данная апологетика основывалась на промышленных изобретениях (паровоз Стефепсона 1814, пароход Фул-тона 1819, электромагнитный телеграф Ампера, Эрстеда 1833, электро­мотор Якоби 1835 и др.), изветстиом уровне гражданской культуры и инди­видуализма. Считалось, что раз достигнутое, делает буржуазное общество — общее благо — непроблематичным.

В результате формируется генерализирующая идея:естественные науки обладают концептуальным единством (объект, методы, понятийный ап­парат и т. п.), и этого надо добиваться для социального познания. Должно создать науку об обществе на манер передового естествознания, способ­ную интегрировать социальные науки. Вера в естественнонаучный эталон знания, приоритет экспериментально-теоретических процедур частных наук и индустриальный тип общества обусловливали редукции естественнона­учной (фактуальной) установки на такую картину мира, в которой обще­ства интерпретируется как «механизм)организм». Благодаря этому оно пред­стало как мир объектов и явлений, чье поведение эмпирически фиксиру­ется.

Физико-биологические аналогии способствовали переходу в социологию многих естественных понятий, динамика, статика, эволюция, равновесие,, дифференциация и т, д. Данная редукционистская установка «надстраива­ния» социального опыта над механическим (физикализм) и биологичес­ким (органицизм) основаниями сыграла не только положительную роль, но и была логически и методологически неизбежной. Опора на естествен­нонаучный эталон в создании социологии способствовала укреплению ее авторитета как науки об обществе.

Процесс промышленной революции обнаруживал рост значения соци­альных условий для развития общества (индустриализация, урбанизация, стремление к личной пользе и выгоде и др.). Процессуальный аспект про­исходящего акцентирует внимание на рационализации управления. Наряду со стремлением предвидеть и подготовкой инструментов технического гос-


подства актуализируется проблема социального порядка и обеспечения про­гресса Все это обусловливает предмет социологии' изучение конкретных механизмов организации индустриального общества; его институтов, об­разующих структуру гражданского общества и призванных трансформиро­вать идеи прогресса в реальность; достижения согласия и солидарности в обществе. Тем самым, она призвана обеспечивать необходимую перестройку общества в развитой части мира и в соответствии с требованиями научно-промышленной действительности под девизом «Порядок и прогресс» (О. Конт). Таким образом, социология изначально предназначается ее отца­ми-основателями для службы капиталистической форме хозяйствования и соответствующему общественному порядку.

Ориентация социологической мысли на углубление практического ас­пекта, обусловливает стремление придать ей удобную и выгодную для при­менения форму. Отсюда вытекает рецептурный характер теоретико-приклад­ных разработок по ускорению новаций в культуре и, возможно, быстрому их превращению в статус традиций. Такой подход формирует принципиаль­ное отношение к социальной революции — это лишь выражение неспособ­ности (невозможности) перестраивать общество организационно-инсти­туциональными методами Но тогда надо ответить на главные вопросы: что является основой прогресса, каковы его направленность и горизонт пред­сказуемости?

В трихотомии «прошлое — настоящее — будущее» пионеры социологии занимают новационную позицию, отдавая предпочтение настоящему — подлинной (естественной) жизни общества. Это позволяет осуществлять «суд» (критику) над историческим развитием с точки зрения разума соб­ственного времени. Исторический процесс редуцирует действительность лишь к одной из возможностей, которая актуализировалась в наличной промышленной организации общества. Поэтому прошлое не является ори­ентиром развития общества: оно ни ценностно, ни антиценностно, а вы­ступает фактом, который следует учитывать в теории и практике, чтобы лучше представить настоящее — современность. При этом с трудом прихо­дят на ум мысли о том, что события далекого прошлого некогда ожида­лись в будущем.

Промышленное общество открыто и динамично, оно живет только об­новляясь. Идея исторического прогресса (активизма) вдохновляет на оптимистическое мироощущение по отношению к индустриальному буду­щему. Однако данные парадигмальные изменения не могут быть объясне­ны наукой на уровне старого общественного порядка — прошлого. Поэто­му социология формируется как альтернатива рациональной философс­кой традиции идеализма и материализма, рассматривающейся как продукт невежества и заблуждений «метафизического» состояния умов. Отвлечен­ные спекуляции подобных философов подлежат замене позитивной нау­кой, которая характеризуется:

— сведением духовного и социального к физико-биологическим основа­
ниям;

— заменой вопросом «как» протекают явления, вопроса «почему», то
есть, что такое они в своей сущности;


— опорой на факты, приводящие к точному и бесспорному (проверяе­
мому) знанию;

— теоретическим обоснованием и практической организацией позитив­
ного социального порядка.

Социология как объясняющаянаука акцентирует внимание только на фиксируемых «внешних» фактах и явлениях. Основоположники се счита­ли, что неизменные естественные законы — это лишь результат объясне­ния (описания) связей явлений, их последовательности и подобия. Поэто­му они не касались общих начал всех связей (сверхъестественного) и их причинных отношений. Описание связей является альтернативой бесплод­ным попыткам «метафизиков»1 понять их причинно-следственный харак­тер. На протяжении всей своей истории позитивизм остается верен данно­му антидетерменизму.

То, что за точку отсчета в изучении общества берется настоящее, обус­ловливает обращение к наблюдениюкак генерализирующему методу ис­следования. Быть позитивным — это значит наблюдать феномены и откры­вать законы, управляющие явлениями и их отношениями, которые мож­но проверить. В эмпирических науках метод — это непосредственный инст­румент решения некой типичной познавательной задачи: добывание ин­формации, ее обработка, сравнение и т. п. Он выступает как нечно фор­мальное, применимое к любому внешнему объекту, позволяющее сво­дить научные положения к констатациям о чувственных данных (объясне­ние). Позитивное знание получается на основе эмпирического обобщения наблюдаемых фактов, черпающего истину из опыта, внешне и внутренне данного. Развитие собственных методов сбора, обработки и анализа социо­логических данных, позволяющих исследовать настоящее социальных яв­лений и процессов, стремление сделать социологическое знание полез­ным (выгодным) и удобным для применения превращало социологию в научно-практическую дисциплину и организационно-управленческий ин­струмент общественной жизнедеятельности.

Однако отсепарирование социологии от спекулятивной (метафизической) философии не означает отказа основоположников ее от философии вообще. Дело в том, что основной массив знаний, нужных в практической (повсед­невной) жизни и деятельности, приобретается в положительных специаль­ных науках. Последние нуждаются в определенной систематизации и упоря­доченности достижений, выводов, понятий. Отсюда вытекала потребность приведения принципов, присущих различным наукам, к наименьшему чис­лу основоположений и к созданию единой системы однородной науки, ох­ватывающей все совокупности приобретенных знаний. Эту работу призвана выполнить философия нового типа — позитивная философия, которая пред­ставляет собой окончательное состояние человеческого ума. Таким обра­зом, О. Копт и Г. Спенсер заложили и основы позитивистско-аналитическойфилософии, господствовавшей в XIX в. над всем мировоззрением человека и обещавшей ему индустриальное (научно-промышленное) «процветание»1.

1 Под «метафизикой» понимается то, что находится за пределами «физики», то есть не соответствует естественнонучному эталону и является ненаукой.


Социология нс чужда философской рефлексии и претендует на создание всесторонней социологической концепции — общей теории устройства об­щества. В силу этого она неизбежно сливалась с социальной философией. Поэтому основоположников социологии часто называли либо социологами в философии, либо философами в социологии.

Данная амбивалентность и отсутствие «полевой рабогы» обусловливали «кабинетный» тип ранней социологии. Эмпирический материал использо­вался ее представителями для подкрепления идей в качестве множествен­ных примеров из самых различнх областей знаний (энциклопедизм). Наи­вный натурализм (status naturalis), рецептурные подробности устройства общества, категоричность планов организации общественного порядка се­годня — пройденный этап. Вместе с тем важно понять, что есть глубокого в их наивности и противоречивости, заставляющих относиться к пионерам социологии с почтением.

Оригинальность учениям О. Конта и Г. Спенсера придавало следование принципу «умственной гигиены» — нежелание читать произведения других авторов. Они считали, что связанные с этим научные усилия вызывают искажения мысли. Интуитивный метод без целенаправленных усилий воли, свободная игра ума придавали формируемой «отцами социологии» науке инновационных характер, изначальный плюрализм и неоднородность в ре­шении эпистемологических проблем. Понимая примерно одинаково цели социологического познания, они по-разному представляли себе его осно­ву, предмет и задачи.

Позитивизм, оставаясь ведущим направлением социологии XIX в., был не свободен от одпосторонностей и слабостей в объяснении общества, которые отмечали современники. В частности, первой критической фор­мой рефлексии на позитивизм явился марксизм, который как «тень гамле-това отца» своей альтернативой преследовал развитие социологии вплоть до конца XX в.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты