КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новации в социологии Г. СпенсераПодчинение всех явлений неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель наших усилий. Г. Спенсер Герберт Спенсер (1820—1903) продолжил коптовскую линию формирования социологии и заложил ее англо-американскую ветвь. Он получил техническое образование, некоторое время работал инженером, а затем в редакции журнала «Экономист». С 1860 г. живет литературным трудом (кабинетный ученый), реализуя грандиозный проект «Синтетическая философия», куда вошли главные произведения: «Основные начала» (1862) и «Основания социологии» (1876—3896). Испытывая финансовые затруднения, длительные периоды нервного расстройства, придерживаясь принципа «умственной гигиены», Спенсер завершил задуманное в 1896 г., потратив на это 30 лет. Так рождается гений. Спенсер исходит из тезиса о непознаваемости Сил (сущность, первопричина), которые лежат в основе всей Вселенной, за пределами нашего чувственного восприятия. Внешний реальный мир явлений существует и признается на уровне здравого смысла. Но в то, что есть вне сознания, нам не дано проникнуть, а, следовательно, достоверно знать. Материя, движение, сила и т. п. являются лишь символами Неведомой реальности, природа которой во времени и пространстве навсегда остается непостижимой (27, 39). Это тайна, скрывающаяся «позади» всех явлений. По отношению к ней философия, религия и наука одинаково равны и в силу этого противоречия между ними снимаются. Ни идеалисты (спиритуалисты) или материалисты (догматики), ни религия или атеизм не дают понятных для нашего ума объяснений, касающихся этой проблемы. Поэтому данные учения должны быть признаны несостоятельными. Наука же ограничивается областью возможного опыта, образующегося в результате связи внешнего мира с миром сознания. Поскольку есть непознаваемое (аг- ностицизм), сфера познания ограничивается различными состояниями сознания: наше знание (познание) носит феноменологический (в духе Юма) характер (27, 90). Поэтому наука лишь систематизирует наш опыт, но не расширяет его границ. В этом плане ни агностицизм, ни религия не противоречат научным занятиям. Спенсер выдвинул концепцию «преобразованного реализма», который отличается от реализма тем, что не отождествляет реальность (вещь — в — себе) с чувственно-воспринимаемой ее картиной (вещь — для — нас), Рельность — это «постоянство в сознании» (27, 91): реальные объекты в ощущении и мысли предстают как «впечатления и идеи» (состояния сознания), которые являются формами непознаваемой Силы. Отсюда и истиной оказывается не соотношение мысленных образов (абстрактных идей) непосредственно объективной реальности, а лишь согласие между двумя видами представлений —- «впечатлениями» (энергичными) и «идеями» (слабыми) (27, 79). Позитивизм Спенсера направлен на элиминирование из научного знания вопросов, связанных с метафизикой (сущность, первопричины и т. п.), и достижение «объединенного» знания — синтеза знаний (27, 76). Это главная проблема новой «синтетической философии». Последняя занята созданием общей картины мира явлений и открытием основных его законов. Под ними он понимает лишь фиксацию внешних связей, функциональных зависимостей между явлениями. Новая философия хоть и переходит границы обыденного знания, но ограничена пределами возможного опыта. Эта область принадлежит науке и исключает проблемы философского мировоззрения (метафизики). Синтетическая философия складывается из объединения законов и выводов конкретных наук, довольствующихся лишь внешними явлениями. Таким образом, новая философия тоже является научный знанием, но только высшей степени общности. Спенсер различает два вида философии: а) общую, синтезирующую общие истины, опираясь на частные, для иллюстрации и доказательства всеобщих; б) частную, применяющую все общие истины для уяснения и истолкования частных. В этом смысл позитивистского интегрирования философии и конкретных наук на основе исключения из первой традиционной философской проблематики. Новационным в такой постановке вопроса о соотношении философии и науки является акцентирование Спенсером (как и Контом) аспекта,чем философия обязана науке, то есть что наука дает философии. Последователи же традиционной философии (науки наук) ведут разговор лишь о том, что она дает конкретным наукам. Проблема синтеза знаний на фоне возрастающей дифференциации науки актуализирует вопрос ее классификациис учетом нового материала второй половины XIX в. Спенсер предлагает собственный вариант (стр. 159), Новые открытия (растительная клетка — Г. Шлейден (1838), клетка в телах животных — Т. Шван (1839), рождение из яйца как из клетки -Н. Кслликер (1843)) выявили биологическую обусловленность всего живого. Открытие генетического родства органического мира раскрыло единство природы (включая человека и общество) в одно связанное, изменяющееся и развивающееся целое (а не уникальное творение «высшей силы»).
Поэтому Спенсер рассматривает биологию1как главную конкретную науку, изучающую законы, действующие во всех сферах жизни. Эволюционная биология связала воедино онтогенез и филогенез в индивидуальном развитии (evolution — эволюция) и увидела в нем исторический (генетический) продукт2. Таким образом, была открыта возможность применения биологических законов и методов к изучению явлений псхической и социальной жизни. В свою систему Спенсер (в отличие от Конта) включает и психологию как самостоятельную науку. Он исходит из наличия соотношения между физическими силами и ощуще?шями, но сам процесс перехода первых (энергии) в факт сознания остается непостижимым. Реабилитируя психологию, он выделяет два языка: объективный язык науки — язык объектов и психологизированный — язык впечатлений. Биологический редукционизм В отличие от Конта, Спенсер «надстраивает» социальный опыт над биолого-психологическим, означающим его переход от физикализма (механицизма) к биологическому редукционизму, в истолковании социальных явлений. В действиях людей и общества существуют определенные связи и силы, приводящие к комбинациям последней. Социологиякак наука призвана узнать механизмы их проявления и сущность их законов. Биологический редукционизм Спенсера проводит прямую аналогию между живым организмом и обществом — социальным организмом: эпидерма — армия; нервная система — организация производства; сосудистая система — сред- 1 Родоначальником термина «биология» является Ж.-Б. Ламарк (1774—1829), со 2 В 60-е годы XIX века Э. Геккелем и Ф. Мюллером был открыт биогенетический ства коммуникации; система питания — товарообмен; кровяные частицы — деньги и т. д. Данный организмическии подход ориентирован на рассмотрение общества как целого (организм), находящегося не столько в динамике, сколько в статике и стремящегося к оберсганию, сохранению исторически сложившейся целостности — равновесия. Новация Спенсера, опирающаяся на эволюционистскую биологию, расширяет возможности в изучении социальных явлений. В частности, это касается вопросов естественного процесса организации и преобразования общества, его социальных институтов, развития таких сил, которые наилучшим образом приспособлены для борьбы за существование. «Можно прямо сказать, что изучение социологии бесполезно, если, на основании того, что уже было, нельзя вывести заключения о том, что должно быть; и что наука об обществе вовсе не существует, если се обобщения^ относящиеся к прошлому, не проливают света на будущее и не дают нам указаний, с которыми мы должны сообразоваться в своих действиях» (28, 2, 696).
|