Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Новации в социологии Г. Спенсера




Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий.

Г. Спенсер

Герберт Спенсер (1820—1903) продолжил коптовскую линию формиро­вания социологии и заложил ее англо-американскую ветвь. Он получил техническое образование, некоторое время работал инженером, а затем в редакции журнала «Экономист». С 1860 г. живет литературным трудом (ка­бинетный ученый), реализуя грандиозный проект «Синтетическая фило­софия», куда вошли главные произведения: «Основные начала» (1862) и «Основания социологии» (1876—3896). Испытывая финансовые затруднения, длительные периоды нервного расстройства, придерживаясь принципа «ум­ственной гигиены», Спенсер завершил задуманное в 1896 г., потратив на это 30 лет. Так рождается гений.

Спенсер исходит из тезиса о непознаваемости Сил (сущность, перво­причина), которые лежат в основе всей Вселенной, за пределами нашего чувственного восприятия. Внешний реальный мир явлений существует и признается на уровне здравого смысла. Но в то, что есть вне сознания, нам не дано проникнуть, а, следовательно, достоверно знать. Материя, движение, сила и т. п. являются лишь символами Неведомой реальности, природа которой во времени и пространстве навсегда остается непостижи­мой (27, 39). Это тайна, скрывающаяся «позади» всех явлений.

По отношению к ней философия, религия и наука одинаково равны и в силу этого противоречия между ними снимаются. Ни идеалисты (спириту­алисты) или материалисты (догматики), ни религия или атеизм не дают понятных для нашего ума объяснений, касающихся этой проблемы. По­этому данные учения должны быть признаны несостоятельными. Наука же ограничивается областью возможного опыта, образующегося в результате связи внешнего мира с миром сознания. Поскольку есть непознаваемое (аг-


ностицизм), сфера познания ограничивается различными состояниями сознания: наше знание (познание) носит феноменологический (в духе Юма) характер (27, 90). Поэтому наука лишь систематизирует наш опыт, но не расширяет его границ. В этом плане ни агностицизм, ни религия не проти­воречат научным занятиям.

Спенсер выдвинул концепцию «преобразованного реализма», который отличается от реализма тем, что не отождествляет реальность (вещь — в — себе) с чувственно-воспринимаемой ее картиной (вещь — для — нас), Рельность — это «постоянство в сознании» (27, 91): реальные объекты в ощущении и мысли предстают как «впечатления и идеи» (состояния со­знания), которые являются формами непознаваемой Силы. Отсюда и ис­тиной оказывается не соотношение мысленных образов (абстрактных идей) непосредственно объективной реальности, а лишь согласие между двумя видами представлений —- «впечатлениями» (энергичными) и «идеями» (сла­быми) (27, 79).

Позитивизм Спенсера направлен на элиминирование из научного зна­ния вопросов, связанных с метафизикой (сущность, первопричины и т. п.), и достижение «объединенного» знания — синтеза знаний (27, 76). Это главная проблема новой «синтетической философии». Последняя занята со­зданием общей картины мира явлений и открытием основных его законов. Под ними он понимает лишь фиксацию внешних связей, функциональных зависимостей между явлениями. Новая философия хоть и переходит грани­цы обыденного знания, но ограничена пределами возможного опыта. Эта область принадлежит науке и исключает проблемы философского миро­воззрения (метафизики). Синтетическая философия складывается из объе­динения законов и выводов конкретных наук, довольствующихся лишь внешними явлениями. Таким образом, новая философия тоже является научный знанием, но только высшей степени общности. Спенсер различа­ет два вида философии: а) общую, синтезирующую общие истины, опира­ясь на частные, для иллюстрации и доказательства всеобщих; б) частную, применяющую все общие истины для уяснения и истолкования частных. В этом смысл позитивистского интегрирования философии и конкретных наук на основе исключения из первой традиционной философской про­блематики. Новационным в такой постановке вопроса о соотношении фи­лософии и науки является акцентирование Спенсером (как и Контом) аспекта,чем философия обязана науке, то есть что наука дает философии. Последователи же традиционной философии (науки наук) ведут разговор лишь о том, что она дает конкретным наукам.

Проблема синтеза знаний на фоне возрастающей дифференциации на­уки актуализирует вопрос ее классификациис учетом нового материала второй половины XIX в. Спенсер предлагает собственный вариант (стр. 159),

Новые открытия (растительная клетка — Г. Шлейден (1838), клетка в телах животных — Т. Шван (1839), рождение из яйца как из клетки -Н. Кслликер (1843)) выявили биологическую обусловленность всего живого. Открытие генетического родства органического мира раскрыло единство природы (включая человека и общество) в одно связанное, изменяющее­ся и развивающееся целое (а не уникальное творение «высшей силы»).


Науки Виды
Логика Абстрактные
Математика Абстрактные
Механика Абстрактно-конкретные
Физика Абстрактно- конкретные
Химия Абстрактно -конкретные
Астрономия Конкретные
Геология Конкретные
Биология Конкретные
Психология Конкретные
Сопилогогия Конкретные

Поэтому Спенсер рассматривает биологию1как главную конкретную на­уку, изучающую законы, действующие во всех сферах жизни. Эволюцион­ная биология связала воедино онтогенез и филогенез в индивидуальном развитии (evolution — эволюция) и увидела в нем исторический (генети­ческий) продукт2. Таким образом, была открыта возможность применения биологических законов и методов к изучению явлений псхической и соци­альной жизни.

В свою систему Спенсер (в отличие от Конта) включает и психологию как самостоятельную науку. Он исходит из наличия соотношения между физическими силами и ощуще?шями, но сам процесс перехода первых (энергии) в факт сознания остается непостижимым. Реабилитируя психо­логию, он выделяет два языка: объективный язык науки — язык объектов и психологизированный — язык впечатлений.

Биологический редукционизм

В отличие от Конта, Спенсер «надстраивает» социальный опыт над био­лого-психологическим, означающим его переход от физикализма (меха­ницизма) к биологическому редукционизму, в истолковании социальных явлений. В действиях людей и общества существуют определенные связи и силы, приводящие к комбинациям последней. Социологиякак наука при­звана узнать механизмы их проявления и сущность их законов. Биологичес­кий редукционизм Спенсера проводит прямую аналогию между живым орга­низмом и обществом — социальным организмом: эпидерма — армия; не­рвная система — организация производства; сосудистая система — сред-

1 Родоначальником термина «биология» является Ж.-Б. Ламарк (1774—1829), со­
здатель концепции трансформизма и эволюции органическом природы, позволив­
шей восстановить целое живой природы («лестница животных») по сохранивш!шся
ископаемым частям. В развитие биологии внес свой вклад и его противник Ж.
Кювье (1769—1832), создавший концепцию корреляции частей организма, позво­
лившую воспроизводить целое по частям (животное по косточке).

2 В 60-е годы XIX века Э. Геккелем и Ф. Мюллером был открыт биогенетический
закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) организма повто­
ряет филогенез (историческое развитие). Этим доказывался линейный, необрати­
мый хараетер естественного (эволюционного) роста организмов, в том числе и
социальной эволюции.


ства коммуникации; система питания — товарообмен; кровяные частицы — деньги и т. д. Данный организмическии подход ориентирован на рассмот­рение общества как целого (организм), находящегося не столько в дина­мике, сколько в статике и стремящегося к оберсганию, сохранению исто­рически сложившейся целостности — равновесия.

Новация Спенсера, опирающаяся на эволюционистскую биологию, рас­ширяет возможности в изучении социальных явлений. В частности, это каса­ется вопросов естественного процесса организации и преобразования обще­ства, его социальных институтов, развития таких сил, которые наилучшим образом приспособлены для борьбы за существование. «Можно прямо ска­зать, что изучение социологии бесполезно, если, на основании того, что уже было, нельзя вывести заключения о том, что должно быть; и что наука об обществе вовсе не существует, если се обобщения^ относящиеся к про­шлому, не проливают света на будущее и не дают нам указаний, с которы­ми мы должны сообразоваться в своих действиях» (28, 2, 696).


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты