КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политическая психология и политическая идеологияВ качестве специфических проявлений политического сознания выступают политическая психология и политическая идеология. Важнейшее проявление политического сознания масс — их политическая психология. Политическая психология предстает как единство определенного осознания политической действительности и отношения к ней. Ее компонентами выступают не только представления людей о политических явлениях, выражающие некий уровень их понимания, но и политические побуждения и мотивы деятельности, сознательная политическая заинтересованность в чем-либо, равно как и политические цели, связанные с совершением каких-то политических действий. Все эти проявления политической психологии заключают в себе определенное осмысление политической действительности и вместе с тем выражают направленность тех или иных социально-политических групп, партий и отдельных личностей на вполне конкретные политические действия. Политическая психология нередко характеризуется как некое состояние политического сознания больших масс людей, проявление психического склада классов, наций и народов. Ее проявлением выступает богатая палитра политических чувств и настроений указанных субъектов, что составляет эмоциональную сторону политического сознания, его, так сказать, эмоциональный фон. Но политическая психология заключает в себе также определенный интеллектуальный потенциал, т.е. некую глубину осмысления политической действительности. Это осмысление может быть более глубоким, чем на уровне обыденного сознания. Оно может включать в себя отдельные научные представления и понятия в несистематизированном виде. И все это концентрируется в тех или иных политических мотивах, умонастроениях, целях и убеждениях субъектов, будь то класс, нация или целое общество. В конечном счете, политическая психология предстает как некий сплав политических эмоций, настроений, мыслей и воли субъектов. Она как бы охватывает все области массового сознания и потому обладает большой побудительной и мобилизующей силой. Не случайно широко и глубоко мыслящие вожди и лидеры политических партий и движений всегда учитывали и учитывают политические настроения масс, направленность их политического сознания. Учет политической психологии масс, их политических настроений — весьма актуальная задача, которая должна решаться в процессе деятельности государства, политических партий и, конечно, социологов. Политическая идеология представляет собой теоретическое отражение политической действительности через призму интересов классов, наций, политических партий и других политических сил. Она базируется на определенной политической теории или их совокупности. Так же как и политическая психология, она выражает некий уровень понимания политической действительности и направленность на ее преобразование, закрепление положения тех или иных субъектов в системе политических отношений. Политическая идеология имеет социально-классовый характер. Таковы факты, от которых не уйти, остается лишь их осознать. Это не значит, что она всегда должна настраивать на классовую борьбу. Такой узкоклассовый догматический подход вообще неуместен. Идеология, в том числе и политическая, может ориентировать и на компромиссы, более того, — на сотрудничество различных социально-классовых сил. Но в любом случае политическая идеология предстает как теоретическое выражение объективных социально-классовых интересов. Это же можно сказать и о политической психологии с той, однако, разницей, что в ней объективные интересы классов, других социальных групп и национальных общностей отражаются больше стихийно, неполно и часто неглубоко, иногда лишь на уровне политических инстинктов и интуиции масс. В политической идеологии интересы указанных социально-политических сил выражаются на уровне теории, научных концепций. При этом достигается более глубокое понимание данных интересов, раскрываются их сущность, содержание и направленность. Все сказанное выше подчеркивает то обстоятельство, что политическая социология не может не уделять самого пристального внимания политической психологии и политической идеологии масс, в целом их политическому сознанию, роль которого в жизни современного общества постоянно возрастает. Вопросы для повторения 1. Раскройте содержание понятия «политика». 2. Как соотносятся между собой политические отношения и политические интересы? 3. Дайте характеристику сущности политических процессов и политических институтов. 4. Что представляет собой политическая система общества? Назовите ее основные элементы. 5. Охарактеризуйте структуру политического сознания. 10. Социология культуры Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука — философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология — находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на асе перемены, происходящие" в социуме сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности. 10.1. Культура и ее функции В современной литературе по философии, культурологии, этнографии, антропологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, для всех этих наук понятие культура является ключевым, с другой - - содержательные представления о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. Не представляет исключения и социология. Только в одном из американских справочников по социологии содержится свыше 400 определений понятия «культура» Культура может означать «царство духа». Культура может означать определенный тип сознания или поведения, например, культура гуманитариев и культура технарей. Это достаточно многозначное и неопределенное слово мы применяем в его обыденном значении как синоним чего-то хорошего, ценного, безусловно, положительного. Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. cultura - - заботиться, взращивать, ухаживать). Переход от этого узкого понимания смысла культуры к широкому, происшедший в европейском общественном сознании в XVII—XVIII вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени культура становится центральным понятием европейского самосознания. Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, «натуре», восходит к эпохе Просвещения. Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура — путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот, природа — идеал гармонии, а культура — искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки и пр. С этим связан известный спор между Руссо и Вольтером. Руссо считал, что культура портит человека: совершенство дано ему от природы, а дальнейшее вмешательство культуры сковывает, угнетает человека, искажает, ослабляет отношения, а главное, вносит в них ложь, Вольтер занимал иную позицию: история человечества начинается с некоего дикого состояния, и именно культура «очеловечивает» человека. И тот и другой взгляд на культуру имел совершенно определенные последствия в плане создания социологической модели общества. У Руссо это общество равных, в основе которого лежат минимальные потребности его членов. У Вольтера - общество, в котором существует своеобразный культ богатства, как материального, так и духовного, а положение членов общества не принудительно-однообразное, но зависящее от их индивидуальных способностей и талантов. К концу XVIII в. негативные аспекты культуры практически не акцентируются, а сама культура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается, преодолевает свою естественно-природную ограниченность. К XVIII—XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза — культура и цивилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. «Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди, достигшие последних стадий развития»1. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура — с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима. В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и к внутренней природе самого человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институток, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком1. Таким образом, (культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого, выделяются основные функции культуры: » человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция); • гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека; • информационная — функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времён — прошлого, настоящего и будущего; • коммуникативная — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания; • ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек; • нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека
|