КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И закономерность ее развитияНеоднозначность трактовки понятия «культура» обусловливает разнообразие подходов при ее социологическом изучении. Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой1. В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыки, театра, т.е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения. В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей. При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движении1. В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений. 1. По субъекту — носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут служить сегодняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами. 2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии. Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Актуальная культура всегда вариативна, но ее модель задается программой общего среднего образования (общеобразовательные средние школы). Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику. 3. По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами; в ней всегда можно четко установить авторство. 4. По видам культуры принято выделять материальную культуру (например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.) и духовную культуру (достижения в области науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т.д.). Деление на материальную и духовную культуру, несомненно, в высшей степени условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др. 5. По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской. Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры. 1) Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение. 2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта). 3) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике; б) сами виды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим об отсутствии политической культуры или катастрофическом состоянии культуры экологической. 4) Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе. Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технологии, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. Можно выделить три качественных скачка: • появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими; • изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции; • современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.). Техническое оснащение поначалу рождало самые радужные надежды. Казалось, благодаря мощным техническим средствам культура может гораздо раньше, глубже и эффективнее социализировать человека. Но основные ожидания «культурного взлета» оказались нереализованными. Более того, социологи установили, что культура человека начинает терять свою целостность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины мира» рядового человека играет сегодня то, что он прочтет на афише, увидит в кино или по телевидению, почерпнет из газет, пролистав их по дороге на работу, или узнает из разговоров с сослуживцами и соседями1.
10.3. Массовая культура и субкультура
|