КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УДК 7(075.8) ББК 85.1О0.62к73 4 страницаНОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Новые исследования Харьковской группы (отдел: Запорожец], Бож[ович], Гальп[ерин], Асн[ин], Зинч[енко], Гин[ев-ская], Луков и др.) поставили перед собой в качестве первой, исходной задачи исследовать отношение: образ (значение) — процесс. (1932—33 г.) Экспериментальные исследования; Практический интел [лект] и речь (значения) — контра Липман, — Дискурсивн [ое] мышление дошкольника и значения — контра Пиаже. — Овладение понятием в процессе учения (физика) — контра Л. С. [Выготский]. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ] ВЫВОДЫ ИЗ ЭТИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: 1. Всякое значение, всякий обобщенный образ адекватно раскрывает себя в процессе обращения («нисхождения») к единичному, т. е. в процессе переноса, Исследов [ание] переноса есть адекватный метод исследования значений. 2. Значения, обобщения не только раскрывают себя, но — самое важное! — также и формируются в переносе. Перенос есть процесс формирования обобщения. 3. Процесс речевого общения есть частное условие переноса, а именно — переноса значений слов. Именно поэтому значения могут формироваться, развиваться в речевом общении. Это — частный случай развития значений, 4. Существуют разные отношения обобщенного образа к единичному, к фактам действительности — разные «границы переносам Соответственно, процессы, ведущие к адекватному переносу, будут различны: в одном случае простейший процесс применения практического действия в данной ситуации, в другом — сложный внутренний дискурсивный пршдчч*, требующий сложных логических операций, 5. Существует внутренняя связь между образом и процессом; а) практическое интеллектуальное] действие (операция) без посредствующих логических, умственных операций внутренне связано с простым обобщенным образом; б) он (этот образ} в известных случаях требует непременно речевой основы и иначе остается на уровне чувственного «генерического образам — его перенос ограничен до крайности; в) более высокое обобщение — продукт мысленного процесса представления — «представливания»; г) еще более высокое образование в сознании составляют конкретные понятия — продукт и психологическая предпосылка уже собственно логических операций; д) наконец, абстрактное понятие — предполагающее развитое дискурсивное мышление, — «переливанием понятий, как необходимое условие обращения к конкретности. Итак: образ и соответствующий ему процесс не существуют раздельно. Нельзя, однако* думать, что это есть одно и то же, лишь по-разному представленное, то как момент, то как процесс. Это суть различные и противоположные вещи. Ибо: 6. Образ, обобщение н процесс связаны друг с другом не неподвижно, но динамическими отношениями. Их «совпадением выступает лишь как момент, и они могут находиться в открытом противоречии друг с другом. Существует инерция образа- Образ отстает от процесса. Это било показано экспериментально в опытах с разведением значения и операции. Эти динамические отношения могут быть проще всего представлены в аналогий с отношением орудия и трудовой операции, описанном Гартигом («закон Гартига»). [liiiivniu- фиксирует, «омертвляет». - ГЕНЕРАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ РАБОТ - Из этих выводов следовало, что всякое отражение действительности в сознании человека (а всякое отражение есть обобщенное отражение и иным быть не может) и тот процесс, в котором оно формируется и раскрывается, образуют диалектическое единство (т, е, не мыслимы одно без другого, составляют противоположность, бывают тождественными — переходят друг в друга). Основным в этом единстве является процесс, который всегда есть процесс, связывающий обобщение с обобщаемой действительностью (субъекта с действительностью). Т[ак] к[ак] это отношение остается справедливым для всех ступеней развития и для процессов, связывающих субъекта с действительностью в любой их форме, то мы пришли к следующей главной идее — психологической и философской: Действительная противоположность есть противоположность образа и процесса, безразлично внутреннего или внешнего, а вовсе не противоположность сознания, как внутреннего, предметному миру, как внешнему. На место классической картезианской, всей психологией принятой, исходной схемы встала другая схема:
Рис 4 Противоположность же материального и внешнего — идеальному и внутреннему стала расшифровываться как возникшая исторически, вторично, и, следовательно], как такая противоположность, которая не может служить исходной, Она должна быть понята и раскрыта именно как исторически возникшая, т. е, как не абсолютная. Иначе:. — Основной факт сознания есть факт отражения. — Отражение связано с отражаемым процессом. — Этот процесс принадлежит субъекту, его действительной жизни, В нем необходимость и условие возникновения отражения предмета, на который он направлен. «Мысль ввести жизнь в логику — гениальна», что же сказать о психологии?! Еще иначе: Исходное — жизнь. Жизнь рождает психику, отражение; жизнь человека—его сознание. Жизнь —прежде в единой и единственной форме — в форме внешнего, материального процесса. Затем она раздваивается на две противоположные формы. Их соотношение меняется. Все это — предмет конкретно-исторического исследования. Резюме доклада весной 1934 г. «Великое и подлинно трагическое для психологии заблуждение картезианства состояло именно в том, что реальная, конкретно-историческая противоположность внутренних, духовных процессов и внешних материальных процессов жизни,— противоположность, порожденная общественным разделением труда,— была асболю-тизирована. Создалась грандиозная мистификация сознания. Наша задача состоит в том, чтобы прежде всего разрушить эту мистификацию в психологии». ВТОРОЙ ЦИКЛ НОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (1934—35 г.) Идея вынести процесс наружу, воспользовавшись тем, что исследуемое отношение одинаково как в случае внешней деятельности, так и в случае внутренней деятельности. Следование за аналогией с законом Гартига, Главная проблема — орудие. (П. Я. [Гальперин] и П, И. [Зинченко]). (Орудие есть предмет, за которым фиксирован общественно выработанный прием.) Результаты исследований: 1) Специфика орудия. Орудие есть прием, операция. Обычное орудие — общественно фиксированная за предметом операция, способ его употребления, Орудие необходимо связано с предметом, данным в определенных условиях (а не на «фоне» безразличных вещей). Оно обобщает, абстрагирует свойства предмета. Оно— материальная, чувственно воспринимаемая форма впервые подлинно человеческого обобщения, его носитель — еще не безразличный к носимому, еще прямо совпадающий с ним. Орудие — связано с субъектом, его определяет, Средст-во-«неорудиеа подчинено в своем употреблении органам, «естественной технологии; орудие—подчиняет себе орган, его движение. (Эксперименты с «колодцем»). Овладение орудием — овладение человеческим движением, очеловечивание движения. (Эксперименты с ложкой, чашкой,) 2) Орудие и процесс. Операция развивается, орудие изменяется скачкообразно, (Эксперименты П. И. [Зинченко] с «гибкими орудиями — алюминиевые «доставалки*), 3) Орудие и внутренний образ, обобщение. Образ может отделяться от орудия. Его «причалом» становится тогда слово, образ превращается в значение, мыслится — становится мысленным. 4) Итак: Овладеть орудием, как и значением, значит овладеть процессом, операцией. Происходит ли это в общении или в «изобретении» — безразлично. Чем же определяется процесс, т. е. операция? Здесь нет заколдованного круга: Операция определяется объективными свойствами предмета (предметной ситуации), которым она необходимо подчиняется. Но этого мало- То, как выступает предмет, само зависит от отношения человека, в котором данный предмет (или предметная ситуация) выступает передним. Иначе говоря, операция зависит от того процесса в целом, в который она включена, который она осуществляет, а этот процесс есть жизнь. (Опыты с Келеровской палочкой), (Шизофрения). Со стороны сознания это значит: развитие значений само зависит от некоторых общих моментов сознания, Сознание отнюдь не есть только сумма или система значений, хотя значение есть форма сознавания мира. Выводы из этого: Чтобы раскрыть процесс развития отображения в С[ознании], недостаточно исследовать операции. Нужно исследовать процесс в целом, в который операции включены и от которого они зависят. Чтобы исследовать С [ознание], нельзя ограничиться исследованием значений, нужно исследовать то целое, в котором «живут» значения. Генеральная гипотеза, породившая новый — третий — цикл исследований, состояла в предположении, что к л ю ч к морфологии сознания лежит в морфологии деятельн ости. Этот вывод был подготовлен и теоретической работой- Были поняты главнейшие для психологик тексты Маркса — знаменитый § о частной собственности, учение о товаре, истории развития труда. (Прежде чем переходить к 3-му циклу исследований: Исследования овладения понятием в школе. Общий вывод был тем же: овладеть понятием — овладеть лежащей за ним операцией, а успех этого зависит от процесса учения в целом,,. На этом материале были показаны почти все основные отношения, описанные выше.) ТРЕТИЙ ЦИКЛ ИССЛЕДОВАНИЙ (1935—36 г.) Метод — внешняя деятельность, спички. Исследования в «камере». Неудачи. Дискуссии с П. Я- [Гальпериным] , неучет обратного движения. Опыты Т, О. [Ги-невской]. Приезд Д. Б. [Эльконина], неучет развития — метода. (Так! — Отчет президиуму. Ликвидация кризиса. Новые понятия. Открытие морфологии деятельности и сознания. ЧЕТВЕРТЫЙ ЦИКЛ: 1936— Предпосылка: Все внутренние процессы построены по образцу внешней деятельности и имеют то же строение. Исследования П. И. Зинч[енко], исследования игры, исследования учения (арифметика, родной язык, пунктуация, художественные приемы речи—поэтика). Итоги исследования морфологии деятельности и сознания.
IV НОВЫЕ ПОЗИЦИИ В ПРОБЛЕМЕ С[ОЗНАНИЯ] Учение о С[ознании] оказалось пунктом расхождения наших исследований. Новые исследования Харьковской группы начались с попытки преодолеть отделение С [ознания] от жизни. Конкретная задача состояла в том, чтобы исследовать отношение: образ (в широчайшем смысле) — процесс, Мы взяли ту же «клеточку —значение. Так были построены все исследования Отдела и исследования УНДИПА* 1932—33 гг. Выводы: 1. Понятие — «противоречивая» вещь. Образ — движение. Взаимопереходы, взаимосвязи. Исследования: а) Практический интеллект — речь. б) Школьные понятия, в) Анализ развития значения. Процесс идет дальше, чем содержание значения. Процесс — умнее. Аналогия с орудием: закон Гартига». 2. Принципиальное отношение «образ — процесс» остается одинаковым, на каком бы уровне развития мы его ни исследовали. Процесс может быть внешним» практическим. Существует закономерная связь между формой процесса и формой образа (представление, понятие). Исследования: Проблемный ящик. Экспериментальная критика Пиаже. 3. Поэтому: весь процесс может быть вынесен наружу! Закон Гартига больше, чем внешняя аналогия. Исследования: а) Орудие и средство. б) Развитие средства {орудия). Выводы: а) Орудие, в отличие от средства, есть прием, общественно созданная операция. Логика органа ----------------логика орудия! б) Употребление орудия изменяет его скачкообразно. Употребление орудия-операции определяется целью, мотивом, потребностью — тем процессом, в который оно включаете я,— социально и индивидуально! Ребенок и Келеровская палочка. Шизофреник и апраксик, афазик. 4. Следовательно, ключ к морфологии сознания лежит в морфологии деятельности — прежде всего практической. Новый цикл исследований (Отдел, 1934—1935) и был посвящен морфологии деятельности. П, Я< [Гальперин]. Взаимосвязи этих единиц». (Динамичность). Их законы — законы их взаимопереходов, развития. Показ необходимости возникновения и развития С [ознания] человека. УкрашськШ науково-дослщний шетитут педагогики, Рис, 5 Путь к исторической психологии (contra изучения моск[овско-го] пролет [ария] и Зомбарта). Решение проблемы развития (Маркс). (Ученле о стадиальности внутри и стадиальных изменениях.) Contra педологизм. Патология: лоб. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ L Первое, что должно быть выделено среди р форм человеческой активности,— это различные типы сложных деятельностей, осуществляющие соответственно различные формы отношения человека к деистаителькости (практическая деятельность, познавательная деятельность, эстетическая деятельность итл.). . Внутри этих типов сложной деятельности мы выделяем отдельные деятельности (различая их по конкретному предмету). Предмет деятельности н является одновременно тем, что побуждает данную деятельность, т. е, ее мотивом. Мотив деятельности всегда, следовательно, совпадает с ее предметом. Отвечая той или иной потребности, мотив деятельности переживается субъектом в форме желания, хотения нт.п, (или, наоборот, в форме переживания отвращения и т, п., что составляет специальные случаи отрицательно мотивированной деятельности, объективно создаваемой данным содержанием ее, входящим в «двойную структуру). Эти формы переживания суть формы отражения отношения субъекта к мотиву, формы переживания смысла деятельности. Но характеру мотивации деятельности, а следовательно, и по характеру соответствующей потребности субъекта мы различаем идеально-мотивированные деятельности (отвечающие высшим потребностям) и деятельности витально-мотивированные (отвечающие так называемым естественным потребностям). Осуществление деятельности связано с чувством (эмоцией, аффектом). Эта форма переживаник есть форма отражения отношения результата деятельности (достигаемого, достигнутого, могущего быть достигнутым) к ее мотиву, которая возникает на несовпадении предмета деятельности, т. е, того, на что она направлена, и ее результата, т, е. того, к чему она реально приведет (или может привести), В случае развитой деятельности аффект возникает и в связи с действием. Он определяется отношением результата действия к предмету действия. 2. Мы называем сложными те деятельности, которые включают в себя действия. Значит, содержание всякой сложной деятельности составляют действия. Действие отличается от деятельности тем, что предмет, на который оно направлено, не совпадает с его мотивом. То и другое здесь разделено. Мотив, побуждающий действие, лежит в предмете (совпадает с ним) той деятельности, в которую включено данное действие. Условием осознания действия (а действие всегда сознательно) является сознание отношения, связывающего предмет действия с предметом деятельности: предмет действия и выступает для субъекта всегда в определенном отношении к мотиву, т. е. как сознательная цель действия. (Именно несовпадение предмета и мотива является критерием для отличения действия от деятельности; если мотив данного процесса лежит в нем самом, это — деятельность, если же он лежит вне самого этого процесса, это —действие.) Это сознаваемое отношение предмета действия к его мотиву и есть смысл действия; форма переживания (сознавания) смысла действия есть сознание его цели. (Поэтому, предмет, имеющий для меня смысл, есть предмет, выступающий как предмет возможного целенаправленного действия; действие, имеющее для меня смысл, есть соответственно действие, возможное по отношению к той или иной цели.) Изменение смысла действия есть всегда изменение его мотивации. (Это изменение смысла действия возможно лишь благодаря несовпадению цели действия с его результатом; это происходит потому, что цель есть сознательная цель и, следовательно, всегда связана с осознанием отношения предмета действия к предмету деятельности. Но это же несовпадение является предпосылкой того, что 4$ действие приобретает мотив себе, т. е, становится деятельностью.) Выделение в связи с актуальным мотивом цели действия есть процесс образования намерения {я намерен пойти на концерт, но я хочу слушать музыку). Действия могут замещаться в деятельности одно — другим. Психологическая проблема выбора действия есть психологическая проблема решительности. Действие связано с аффектом, поскольку оно составляет содержание определенной деятельности, а не само по себе, Будучи включено в другую деятельность, действие может приобрести иную эмоциональную окраску. Действие может быть по своей форме практическим {т. е. иметь материальный предмет) или идеальным, теоретическим (т. е, предмет может быть идеальным). Практическое действие есть всегда внешнее действие, теоретическое действие может быть внутренним, 3. Особый вид действий представляют собой действия волевые в узком смысле этого слова, т. с, переживаемые субъектом, как требующие внутреннего усилия и действия поступки. (Мы подчеркиваем, что речь идет о волевых действиях в узком смысле, так как в широком смысле волевым является решительно всякое действие, что вытекает из самого определения действия.) Волевое действие характеризуется наличием момента подчинения одного мотива другому, причем оба эти мотива имеют противоположные аффективные знаки. Такого рода подчинение мотивов может происходить при двояком условии: 1) в случае когда действие входит или начинает входить одновременно в две различные деятельности, заключающие в себя аффективно противоположные мотивы, и 2) в случае когда действие является генетически простой деятельностью и, следовательно, его предмет сам служит мотивом; таким образом, в этом случае волевое действие возникает из подчинения одной, простой деятельности (которая тем самым превращается в действие) другой, сложной деятельности, имеющей противоположный по своему знаку мотив. В случае когда действие входит в двоякую деятельность, но мотивация обеих этих деятельностей, будучи различной, не является, однако, противоположной по своему знаку, мы называем такое действие поступком. Поступок требует сознавания отношений, существующих между обеими деятельностями, и учета обоих мотивов; поступок есть, следовательно, действие сложномотивиро-ванное> имеющее сложный смысл. 4. Действие может иметь цель, данную в таких условиях, которые определяют собой самый способ действия. Цель, данная в условиях, определяющих способ действия, и есть не что иное, как задача. То содержание действия (способ его), которое определяется не самой целью, но именно условиями, в которых она дана, мы называем операцией. Действие, определяемое задачей, всегда, следовательно, включает в себя операцию. О том, является ли данное содержание действия операцией или нет, мы можем судить по следующему признаку. Если данное содержание действия возникает в зависимости от предмета (цели) действия, то это — не операция; если, наоборот, данное содержание возникает в действии в зависимости от условий, в которых дана цель, то это — операция. Операция, таким образом, отличается от действия тем, что она определяется не целью, а условиями, в которых дана цель. Операция кристаллизуется для сознания в значении. Овладеть значением чего-нибудь и есть овладеть способом возможного действия с данным предметом, словом (значением слова) или даже действием же (применением действия). Операция приобретает формы умения и навыка. 5. В осуществлении всякой деятельности, действия или операции обнаруживают себя многообразные психофизиологические функции организма: сенсорные, двигательные функции, мнемическая функция, функция «тоническая» и т. п. Без этих функций (и соответствующих органов) невозможно осуществление никакой деятельности; они являются, следовательно, необходимым условием деятельности- Однако деятельность, действие, операция не сводятся к этим функциям и не могут быть выведены из них. Переход к рассмотрению психофизиологических функций есть, таким образом, переход к собственно психофизиологическому анализу. (Психофизиология мыслится нами как специальная наука, занимающая по отношению к психологии такое же, примерно, положение, как биохимия по отношения к физиологии.) ГЕНЕЗИС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Причинами, приводящими к качественному изменению и к появлению новой, высшей формы психики, а именно человеческого сознания, являются, как я уже говорил, возникновение труда и образование человеческого общества. Переход от животного к человеку есть вместе с тем и переход от непосредственно биологического, свойстзенного животным, отношения к природе, к новому общественному отношению к природе* которое й находит свое выражение в возникновении и развитии процесса труда. Труд — это не только то, что появляется вместе с человеком, это не только то новое отношение к природе, которое мы наблюдаем в качестве результата очеловечения животных. Труд — это также и прежде всего то, что превращает животно-подобного предка человека в человека. Снова мы видим, что переход к более высокой ступени развития и в смысле более сложной и совершенной организации самого субъекта деятельности, в данном случае человека, и с точки зрения возникновения - новой, высшей формы отражения действительности, снова мы видим, что такой переход совершается прежде всего в форме изменения самой жизни, в форме прежде всего появления новой формы жизни, нового отношения к действительности, новой формы связи с природой. «Сначала труд,—так говорит об этом Энгельс,—а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству»1. Конечно, возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развитая: возникновение вертикальной походки, развитие очень совершенного органа в виде руки, что теснейшим образом было связано с тем образом жизни, который вел человекоподобный предок человека,— все это подготовило физические возможности появления этого сложного процесса труда. Подготавливался процесс труда и с другой стороны. Он возникает, конечно, не у одиноко живущего животного, но у животных, у человекоподобных предков человека, которые жили группами, у которых можно наблюдать зачатки некоторой совместной жизни, хотя эти зачатки еще, конечно, вовсе не похожи по своей внутренней характеристике на зачатки собственно общественной жизни. Далее мы видели, что и степень развития психики, которая достаточно подробно была описана применительно к ныне существующим человекоподобным обезьянам, что и развитие психики достигает у высших представителей животного мира весьма высокой относительной степени. Таким образом, создавались предпосылки, которые могли привести и действительно привели к возможности возникновения труда и человеческого, основанного на труде, общества. Что же характеризует труд как деятельность специфически человеческую? Трудом, как вы знаете, конечно, называется процесс воздействия на природу. Труд — это есть тоже процесс деятельности, который связывает человека с природой. Это процесс, который Маркс так и обозначает как процесс, совершающийся между человеком и природой. Но при этом не всякий, конечно, процесс воздействия на природу можно и следует называть процессом труда. Характерными и для труда, для этой именно формы воздействия на природу являются два очень существенных момента. Один из этих моментов — это употребление орудий. Процесс воздействия на природу, который мы называем трудом, есть процесс воздействия на природу с помощью орудий; и, во-вторых, процесс труда всегда Совершается в совместной в собственном смысле слова деятельности людей таким образом, что человек вступает не только в определенные f K.t Энгельс Ф. Соч+ Т. 20. С. 490. 52 отношения к природе, но и к другим людям, членам данного общества. Именно через эти-то отношения к другим людям человек относится и к природе. Значит, труд выступает с самого начала как процесс общественный. Я уже говорил, что труд есть специфически человеческая деятельность. И действительно, сколько бы внешне сходных процессов мы ни рассматривали в животном мире, ни в одном из них мы не можем по существу вскрыть таких признаков, которые действительно изображали бы его в той специфически человеческой общественной по своей природе деятельности, которую мы называем трудом, Еще один момент весьма, как мне кажется, существенный, я хотел бы специально выделить и подчеркнуть, прежде чем перейти к рассмотрению того, что обозначает собой с точки зрения развития и изменения конкретной человеческой деятельности и его психики появление и развитие труда. Этот последний момент заключается в следующем: само развитие человека определяется теперь развитием труда, а действуя в труде, с помощью трудовых отношений, на внешнюю природу и изменяя ее, человек в то же время изменяет и свою собственную природу. Он развивает, говорит Маркс, дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти2. Итак, какого же рода изменение в конкретных процессах деятельности человека и какого рода изменение в форме отражения действительности человеком вносит этот момент — возникающий труд, создающий самого человека? Труд есть процесс, как мы видели, который совершается не одиноким существом, ему одному присущими способами, но это есть процесс, который совершается в условиях совместной деятельности людей, в условиях человеческого коллектива и, как я постараюсь затем особенно это подчеркнуть, также и обще* ственным, т. е, коллективно выраженным, способом. В этом процессе люди вступают в общение друг с другом. Речь идет» конечно, не об общении прежде всего речевом, но об общении в смысле участия в совместном действии, в смысле участия в процессе труда прежде всего. Давайте рассмотрим, как практически может протекать деятельность человека — члена человеческого общества на известной ступени развития труда, хотя еще и на ступени относительно низкой- Давайте рассмотрим деятельность отдельного человека в условиях совместного труда, в условиях совместной производственной деятельности людей. Известно, что еще в очень раннюю историческую эпоху с достаточной ясностью намечается то, что называется техническим разделением труда. Техническое разделение труда находит свое выражение в факте, что в целом сложный процесс как бы разделяется между отдельными исполнителями. Один принимает на себя одну как бы часть или одну сторону, одно звено этого См.; Маркс К„ Энгельс Ф> Соч. Т. 23. С. 188—189. целого, сложного единого процесса. Другие участники его принимают на себя как бы другое звено. В частности, указывают, что на известной ступени развития человеческого общества наблюдается такое разделение функций; поддержание огня, забота о сохранении огня в очаге передается женщине. Мужчины занимаются охотой на зверя. Для чего нужно поддержание огня? Поддержание огня в условиях теплого климата необходимо для обработки на. огне пищи, Добывание пищи объединяет оба эти процесса — и собственно добывание животного и поддержание огня. Давайте теперь проанализируем, что же представляет собой деятельность человека, поддержи в ающего огонь. На что направлена деятельность этого человека? Является ли предмет этой деятельности чем-то таким, что может сам по себе или по своим связям с какими-то другими свойствами, предметами и т. п. удовлетворить потребность человека? Если мы допустим, что дело происходит в условиях жаркого климата, то сам по себе огонь не является таким предметом деятельности, который может побуждать саму по себе эту деятельность. Чем же тогда объяснить, что все-таки эта деятельность совершается? На этот вопрос нетрудно дать ответ. По-видимому, дело заключается в том, что поддержание огня связано с возможностью обработки на огне пищи. Значит, ведет к удовлетворению существенной, важной потребности— потребности в питании. Но как же связано между собой первое и второе — поддержание огня, с одной стороны, удовлетворение потребности в пище —с другой? Может быть, связь здесь есть связь постоянного, одновременного воздействия, а как только имеет место воздействие со стороны огня, так далее появляется и возможность удовлетворить потребность в пище? Может быть, огонь—этот предмет, побуждающий деятельность, на который направлена деятельность поддерживающих этот огонь, связан так же с пищей, как шорох, производимый насекомым, связан с пребыванием его в траве, что и позволяет охотнику-животному, устремляясь по направлению к шороху* в конечном счете почти неизбежно всегда получать возможность удовлетворить свою потребность в пище, поймав шелестящее насекомое? Нет, по-видимому, связь здесь совсем другого порядка.
|