КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ. 1. «Язык движений в публичной речи».1. «Язык движений в публичной речи». 2. «Невербальное общение. Язык жестов у разных народов». 3. «Мимика и жесты преподавателей высшей школы». 4. «Жесты, движения, позы, мимика как часть имиджа». 5. «Зарубежная риторика жестов». Тема 14. ТЕХНИКА РЕЧИ Дикция Существуют три категории ораторов: можно слушать, (П. Сопер) Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И наоборот, малосодержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова. Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого почерка для письменной. Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми. Кроме того, она имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи. Существуют дефекты дикции, к которым относятся картавость, шепелявость и т.п. Как известно, логопеды используют большой комплекс корректировочных упражнений, с помощью которых можно устранить их. Хотя у большинства людей дефекты речи отсутствуют, степень отчетливости артикуляции у них может быть недостаточной. Например, при отсутствии зубов человек «шамкает» и его речь часто малоразборчива. Но даже когда все зубы на месте, встречаются люди, про которых говорят, что у них «каша во рту», т.е. слова произносятся невнятно, артикуляция вялая и неразборчивая. Преподаватель должен говорить отчетливо, чтобы все его понимали. Более того, четкая артикуляция создает впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чем говорит, что является одной из задач устной коммуникации. Поэтому каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы научиться четко произносить слова. Для этого существуют специальные упражнения: артикуляционная гимнастика, произношение скороговорок, речь с «камушками» во рту и т.п. Речь с «камушками» во рту является одним из самых популярных и эффективных упражнений развития дикции. Рекомендуется положить за щеку небольшие предметы (орешки, камушки) и пытаться говорить так, как будто во рту ничего нет. При этом, конечно, необходимо соблюдать осторожность, чтобы не проглотить камушки или не подавиться! Сначала речь будет неразборчивой, но путем напряжения мышц артикуляторных органов нужно стараться постепенно преодолевать неразборчивость. Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов и т.п. У каждого человека есть своя характерная манера выговаривать слова, формализовать которую довольно трудно, гораздо легче воспроизвести (или спародировать). Доказательством этого служат многочисленные пародии на известных политических деятелей. Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произношения. Они не являются языковыми и относятся к парафонетике. 1. Эканье – вставка паразитических звуков типа [э], [м] и т.п. в паузах между фразами или словами, часто как знак размышления или колебания. Это звуки неполного образования менее интенсивные, чем языковые. Иногда они незаметны, а иногда очень заметны и вызывают раздражение у слушающих. 2. Продление гласных или согласных в конце фразы (также как знак раздумья или колебания). Чаще всего продляются гласные в союзах что, и, в словах-паразитах ну, вот, в некоторых предлогах, в слове это, иногда в личных местоимениях. 3. Задержка дыхания на вдохе, что происходит неосознанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следующее мгновение. 4. Шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы, также 5. Чмоканье – шумное «отлипание» языка от неба. Оно обычно заполняет часть паузы, необходимой для обдумывания. Чмоканье меньше контролируется говорящим, чем эканье или шумные вздохи. Чмоканье неприятно для слушателя, важно уметь контролировать этот процесс. 6. Назализация – произнесение в нос конечных гласных в словах. Назализация оценивается как вульгарная черта в речи. Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры выговаривать слова, необходимо постоянно слушать и стараться точно воспроизводить нормативную речь. Голос В самом деле, какое богатство для изображения явлений действительности заключается в голосе человека. (К.С. Станиславский) Большое значение для устной речи имеет голос человека. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. Голос может быть приятным и неприятным, глухим, звонким, крикливым, сладким, тихим, громким, визгливым и т.д. От нашего голоса зависит, можно или нельзя нас слушать вообще. Каждый человек от природы имеет голос, который может стать отчетливым, сильным, богатым оттенками. Звучность голоса помогает оратору донести речь до всей аудитории. Наиболее частая претензия к неопытным ораторам выражается в настойчивых восклицаниях публики: «Громче!». Высшая из похвал, которая может быть адресована оратору благодарными слушателями, заключается во фразе: «Я слышал каждое слово, произнесенное вами!». Как придать своему голосу звучность? Основа всего – правильное дыхание. Оно бывает глубоким и частым. Во время речи вы должны добиться полного и глубокого дыхания. He думайте, что глубокий вдох требует много времени. Для достаточно полного вдоха требуется не более полсекунды, сделать правильно вдох необходимо по ходу речи там, где нужна логическая пауза. Многие ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу, никоим образом не длинную. Произведите опыт: сделайте глубокий вдох и произнесите следующую фразу, не возобновляя запаса воздуха: «Упорно не поддающийся исправлению недостаток радио и телевидения не в том, что они все еще далеки от технического совершенства, а в том, что тематика программ и коммерческих передач, за редкими исключениями, находится в плачевном состоянии». Вы услышите, как по мере приближения к концу фразы падает звучность голоса. Многие ораторы обычно с большой энергией начинают фразу и заканчивают ее, постепенно скатываясь к едва слышному, неразборчивому бормотанию. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха в лёгких. Снова произнесите только что прочитанную фразу, но на этот раз делайте паузы и вдохи. Обратите внимание, что один из результатов первого вдоха состоит в более сильной подаче слов не в том и совершенства. Каждый последующий вдох придает выразительность словам. Контролируйте дыхание. Оно должно быть, как мы уже говорили, глубоким и довольно частым. Голос пускайте не вниз и не вверх, но прямо перед собой, несколько над головами аудитории. Не пользуйтесь микрофоном без крайней необходимости: он затрудняет непосредственный контакт с аудиторией. Когда говорите, не забывайте раскрывать рот. Соизмеряйте громкость голоса с объемом помещения и величиной аудитории. Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию. Тембр– важная характеристика голоса. Объективно (т.е. с точки Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или визгливый и т.п. Тембр голоса каждого сугубо индивидуален и изменяется в зависимости от физического и эмоционального состояния человека. По голосу можно судить, веселый человек или грустный, усталый или полный сил и т.д. Умение владеть голосом – важный показатель ораторского мастерства и предпосылка убедительности устной речи. Необходимыми качествами ораторского голоса являются красивый тембр (в любой ситуации), сила, «полетность», выносливость, большой диапазон. К его недостаткам относят неприятный тембр, хрип, сип, малый диапазон, напряженное звучание, одышка, гортанность, гнусавость, резкость. Специалисты по сценической речи (которые главным образом и занимаются развитием голоса) считают, что природный голос необходимо тренировать, чтобы он стал выносливым, готовым к большим нагрузкам. Регулярно занимаясь, можно его развить, усилить, расширить диапазон и тем самым улучшить тембр.
|