Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Интонация. Оратор должен быть тем мастером звучащего слова, который, владея всей полнотой интонации языка, вызывает у слушателей интерес к своей речи.




Оратор должен быть тем мастером звучащего слова, который, владея всей полнотой интонации языка, вызывает у слушателей интерес к своей речи.

(С.И. Бернштейн)

Интонация служит для различения смысла. Одно и то же предложение, словосочетание или даже слово, произнесенное с разными интонациями, может приобрести разные смыслы в зависимости от предлагаемых обстоятельств, конкретных условий и цели высказывания.

Например, слово здравствуйте может означать и приветствие, и ироническое замечание. Существительное дождь – радость человека, заждавшегося дождя, и неудо­вольствие отдыхающих, собравшихся на прогулку. Выражение Уже две­надцать часов! может выражать, в зависимости от кон­кретных условий, радостный возглас при встрече Нового года, и неудовольствие по поводу того, что студенты еще не собрались в аудитории, и чувство нетерпения при ожидании.

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Главным компонентом интонации является мелодика речи.

Мелодика– это изменение высоты тона голоса на протяже­нии высказывания. В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются:

· мелодика завершенности – характеризуется по­нижением высоты голоса к концу высказывания и свойствен­на повествовательным предложениям;

· вопросительная мелодика – характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям;

· мелодика незавершенности – близка к вопроси­тельной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного выс­казывания.

Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому ее смыслу. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу-ль-Фарадж, ученый XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, о чем-то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом – робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, – глуп, как коза».

Бедность речи оратора проявляется прежде всего в монотонном и однообразном интонационном оформлении высказываний. Необходимо всегда помнить, что при помощи интонации оратор не только сообщает о чем-то, но и выражает свое отношение к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем он говорит, для того чтобы вызвать у слушателей нужную реакцию, увлечь, взволновать, убедить в чем-то, что-то сообщить.

Когда мы что-то говорим, мы всегда имеем определенную цель. Отсюда очевидно: меняется цель произнесения предложения, изменяется смысловое значение произносимого и интонационное звучание текста, т.е. происходит изменение в силе голоса, высоте, темпе.

Некоторые ораторы пытаются говорить очень громко. Оправдано ли это с точки зрения восприятия речи?

Громкость– это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Интенсивность всех коммуникативных типов высказываний обычно уменьшается к их концу. Более важные в смысловом отношении части пред­ложения обычно характеризуются более высоким уровнем интенсивности, т.е. произносятся громче, чем его малозначимые части.
Поэтому громкость голоса по ходу произнесения речи необходимо оправданно варьировать.

Скорость речи разнообразна в зависимости от особенностей личности самого оратора и характера его речи.

Темп – это скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). С одной стороны, говоря быстро, успеваешь больше ска­зать, следовательно, слушатели получают больше информации. С другой стороны, быстрая речь становится невнятной, говорящий как бы захле­бывается словами, речь утрачивает интонациональную выразительность, ее трудно воспринимать и понимать. Речь такого оратора – сплошная скороговорка. Она интонационально не поставлена, не акцентиро­вана. Реформатор русской сцены К.С. Станиславский писал:

«Я понял, что некоторые люди в жизни говорят ужасно. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами.

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед.
Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в
середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно
шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка – пляску святого Витта
».

Следите за темпом своей речи. Не допускайте ошибок, на которые указывал великий Станиславский.

Пауза

Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

(А.С. Грибоедов)

Роль паузы в речи исключительно велика. Под паузой обычно понимается перерыв, вре­менная остановка голоса при чтении. Но это только формальная ее сторона, внешнее проявление в речи. Пауза – это остановка голоса, но не мысли. В момент паузы мысль работает еще более напряженно, чем во время самой речи, говорящий как бы подыскивает наиболее яркие, убедительные слова для воздействия на слушателя, более верной, точной передачи своего отношения к тому, о чем он говорит. Неправильно сделанная пауза меняет смысл высказываемого (вспомним известную фразу «Казнить нельзя помиловать»).

Неправильно сделанная пауза лишает фразу всякого смысла. Так, например, нередко приходится слышать такое чтение:

Все прошло с зимой холодной. (пауза)

Нужда, голод настает.

Что прошло с зимой холодной? Почему наступает нужда и голод? Это обессмысливает басню И.А. Кры­лова, которая говорит совсем о другом: с «зимой холодной» идут нужда и голод.

Чтобы не допускать подобных ошибок, следует сделать интонационную разметку текста, а именно:

1. Разметьте место пауз и их долготу. Короткая пауза отмечается одной вертикальной чер­той, длинная – двумя. Обычно длинные паузы соответству­ют знакам препинания в тексте, а короткие делаются внутри распространенных предложений – между группами подлежа­щего и сказуемого, при однородных членах предложения, при перечислении и т.д.

2. Подчеркните слова, на которые должно падать ло­гическое ударение.

3. Отметьте движение тона (т.е. мелодику) в тех словах, которые предшествуют паузе. Мелодика завершенности от­мечается стрелкой вниз, незавершенности и вопроса – стрел­кой вверх.

4. Подчеркните двумя чертами более важные отрезки тек­ста, которые должны быть прочитаны медленно и отчетливо. Менее важные отрезки, которые следует читать быстро и «на одном дыхании», можно заключить в скобки.

5. Прочитайте текст в соответствии со сделанной размет­кой и проверьте, удобна ли она для чтения.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты