КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема отношения соотношения мышления и речи в психологии. Отношение между развитием речи и мышления в филогенезе. Линии развития речи и мышления в онтогенезе.
Центральной проблемой исследования явился вопрос об отношении мысли к слову. Сознание представляет собой единое целое и психические функции связаны друг с другом в неразрывное единство. От древности и до настоящего времени проблема о связях мысли со словом разрешалась двумя путями: - отождествление мысли и слова; - разрыв между ними. Если мысль и слово совпадают, то отношений между ними быть не может. Второе решение также неприемлемо, т.к. мысль и слово изучаются отдельно друг от друга, а связь между ними представляется как чисто внешняя, механическая. Анализ психологических явлений может иметь две принципиально различные формы: - анализ путем разложения сложных психических целых на элементы, которые по сути уже не содержат в себе свойств анализируемого целого; - анализ путем разложения сложных психических целых на единицы, т.е. такие минимальные их составляющие, которые еще сохраняют в себе св-ва целого. Только такой анализ считается правомерным. В качестве единицы анализа связей между мышлением и речью «живой клеточки» предлагается слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление). Так как слово всегда относится не к одному конкретному предмету, а к целой группе предметов, т.е. является обобщением. Обобщение же, в свою очередь, является мыслительным актом. Первоначальная функция речи – коммуникативная, общение же необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения. Обобщение – вторая основная функция речи. Человеческое мышление отражает действительность обобщенно. Исходя из этого, предлагается рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации. Только такой подход дает возможность «каузально – генетического анализа мышления и речи». Ставится вопрос об отношении звуковой стороны слова к его значению: звук, оторванный от своего мыслимого значения, теряет специфику звука человеческой речи и становится просто звуком. Вопрос «о связи между интеллектом и аффектом»: для мышления, как и любой другой деятельности, должны существовать свои мотивы, интересы и побуждения, неразрывно связанные с аффективной сферой. Т.е. существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов – во всякой мысли содержится аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой мысли. в отношении между мышлением и речью в их филогенетическом развитии: 1. Мышление и речь имеют различные филогенетические корни. 2. Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга. 3. отношение между мышлением и речью не является постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития. 4. Антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь – в совершенно других (фонетика речи, эмоциональная функция и зачатки социальной функции речи). 5. Антропоиды не обнаруживают характерного для человека отношения – тесной связи между мышлением и речью. 6. В филогенезе мышления и речи можно констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи. Онтогенетическое развитие: 1. В онтогенетическом развитии мышления и речи также как и в филогенетическом, обнаруживаются различные корни того и другого процесса. 2. В развитии речи ребенка есть доинтеллектуальная стадия, а в развитии мышления – доречевая. 3. До некоторого момента (~ 2-х лет) развитие этих линий идет независимо друг от друга. 4. Затем эти линии «пересекаются», мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной.
|