КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доказательства закона. В прошлом умение владеть собой считалось привилегией королевского рода
В прошлом умение владеть собой считалось привилегией королевского рода. Наряду с благородством и честностью, требовательность к себе олицетворял цвет рыцарства средних веков – легендарные рыцари «Круглого стола». Стоит заметить, что умение сдерживать свои эмоции, какими бы сильными они ни были, отличало их венценосного главу – короля Артура, правившего в благословенном Камелоте. Считалось, что вспыльчивость недостойна истинного правителя, поэтому с самого юного возраста аристократическую молодежь учили управлять собой, дабы своей несдержанностью они не опозорили свое имя. Между прочим, в средние века в демонстрации отрицательных эмоций – гнева, невоздержанности на язык, ярости – видели проявление самого Сатаны, так как эти черты характера считались греховными. В то время как сдержанность и рассудительность во всех их проявлениях считались добродетелями и активно поддерживалась властью светской и властью духовной. Требовательность и строгость к себе, по мнению моралистов тех далеких времен, отличали прежде всего людей высокородных, что выгодно отличало их от плебса. Проходили годы, менялось отношение людей друг к другу, менялись правила поведения. Нарочитая бесцветность и скромность средневековья сменили яркие краски Возрождения, но умение владеть собой сохранилось как ценнейшее качество лидера. Великий Макиавелли, итальянский мыслитель и философ времен правления Борджа, описывая основные черты идеального государя, ставил этот талант на первое место. При этом он подчеркивал важность «умения владеть собой в любой ситуации» и считал, что «при блестящей победе или крупном поражении следует всегда оставаться государем». Так он описывал Чезаре Борджа, одного из самых вероломных и удачливых политиков той эпохи. Биографы вспоминают, что никто никогда не видел Чезаре рассерженным словно дикое животное. Он всегда умел сдержать свои истинные эмоции, добиваясь своей невозмутимостью успеха даже тогда, когда все уже, казалось, потеряно. Но символом требовательности к себе и окружающим во времена Ренессанса считалась другая известная семья – Медичи, правившая Венецией. Их сдержанность, по описанию современников, вполне могла поспорить с легендарной сдержанностью англичан. Это качество помогло этой семье продержаться у власти не менее 30 лет, введя в правило наследование власти, что для изменчивой и свободолюбивой Венеции было в новинку. Другим примером умения сдержать себя в руках является шведский король Карл XII, правивший в XVIII веке. Как известно, именно он был противником великого Петра I в Северной войне, а ведь Карл занял трон достаточно юным, что не помешало ему силой своей воли сделать из незаметной Швеции государство, долгое время наводившее страх на европейские государства. О молодом короле рассказывали такую историю. Однажды во время военных действий ему пришлось диктовать письмо-распоряжение одному из своих генералов прямо под обстрелом неприятеля. В отличие от своего секретаря Карл ничем не выдавал свой страх быть убитым шальной пулей. Когда над их головами пролетело пушечное ядро и разорвалось совсем рядом, молодой король не придал этому особого внимания. Но его секретарь указал ему на то, что на этом месте находиться опасно. Тогда Карл удивленно произнес: «Сударь, я не вижу связи между этим проклятым ядром и тем письмом, которое я вам диктую. Сделайте милость, пишите!» Понятно, что, обладая такой чертой характера, король имел полное право требовать подобного же поведения и от своих подчиненных. Вот поэтому одно из правил самоуправления гласит: будь требовательным к себе. Всякое требование к окружающим следует примерять на себе, только в этом случае можно точно знать, под силу ли это выполнить, и какая реакция будет у человека на это требование. Не пытайтесь влиять на окружающих, если вы сами не соответствуете идеалу. Любой человек меняется только под воздействием хорошего примера, но никоим образом не через принуждение. Это прекрасно понимал А. Суворов, создавая свое «Учение для солдат». Многие годы, проведенные в походах, научили великого воина скромности в быту и требовательности к себе – своим поступкам, словам и обещаниям. Так, Суворов считал недопустимым для себя требовать от окружающих того, чего не мог выполнить сам. В результате для всех последующих поколений солдат он остается непререкаемым авторитетом, так как великий полководец проходил вместе с ними все трудности боевой жизни, в этом смысле мало чем отличаясь от простого рядового. И это при том, что описанные события происходили во время правления Екатерины II, когда подобное поведение не было принято среди высших лиц государства. Никто не сомневается, что научиться управлять собой – дело трудное и долговременное, так как требует большого усилия воли и постепенного избавления от своих отрицательных качеств. Но, овладев им, человек может быть уверен, что никакие жизненные бури не способны сломать его, и никто не сможет очернить в глазах окружающих его имя.
|