КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.
Любой творческий акт с точки зрения психологии - это процесс преобразований представлений, создание новых образов на основе имеющихся. «Если придумать даже что-то совершенно необычное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов как первой стадии творческой фантазии» [4]. Работы известных мастеров моды всегда отличают яркие образные решения. Они вдохновляются не только «высокими» материями, но и окружающим нас предметным миром - необычными зданиями и промышленными сооружениями, произведениями искусства, изысками современных дизайнеров, а также совсем обыденными, обычными вещами. Например, для Тьерри Мюглера источниками творчества являются парижские воробьи, звездная пыль, путешествия, архитектура и т.д. Увиденное в жизни превращается в оторванные от реальности образы, при этом формы промышленных объектов с легкостью трансформируются в самые невероятные модели одежды. Для дизайнера «коллекция - это момент высшего творческого откровения художника, где все должно быть подчинено главной идее - созданию самого сильного впечатления». Его образы всегда сильны, драматичны, чувственны - «женщина, сошедшая с экрана компьютера», «женщина-мотоцикл», «женщина- приемник 1950-х гг.». Изысканные и величественные, роскошные и недоступные героини коллекций под названиями «Анна Каренина», «Балет», «Екатерина Великая», «Врубель» Валентина Юдашкина увлекают нас в мир искусства (рис.25). На создание коллекции «Фаберже» автора вдохновили пасхальные яйца. Сама по себе форма яйца стара как мир. Но вот использование ее в сочетании с тончайшим изыском ювелирных безделушек Фаберже принесло дизайнеру великолепный результат. Кристиан Диор на вопрос, где он черпает свое вдохновение, отвечал: «Все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья. Платья - это мои химеры, но химеры прирученные, сошедшие из мира видений в обычный мир. Они - мои самые увлекательные и самые страстные приключения. Ими я одержим, они меня занимают, они никогда не дают мне покоя. Это мой ад, мой рай, мученье и радость моей жизни». Но любой дизайнер понимает, что «женщины-мотоциклы», «женщины- пауки», «Анны Каренины» и «Царевны Лебеди» не часто встречаются на улице, поэтому наряду с творческой линией в коллекции обязательно разрабатывается коммерческая - направление «pret-a-porte». Предпосылкой к творческой работе является взаимодействие дизайнера с окружающим его миром, которое выражается в изучении им природы, объектов материальной и духовной культуры. В обращении к природе дизайнер черпает идеи гармоничного взаимодействия содержания (биологические функции организма); формы (способ существования организма); материала (из чего сложен организм). Графическое изучение формы, ее организации и пластической выразительности, а также цветовых и фактурных отношений раскрывает эмоциональную выразительность биологических объектов. Обращение к объектам материальной и духовной культуры требует еще большей культуры и эрудиции, т.к. они содержат элементы определенного мировоззрения своих создателей, эпохи, которое проявляется не через одно какое-либо качество объекта, а во взаимодействии свойств и качеств. Создание идеи коллекции предполагает проведение анализа предметов и явлений окружающего мира. Выделенные признаки анализируют и синтезируют в принципиально новой комбинации, создают образ или систему образов, в которых автор отражает реальную действительность в преображенном новом виде и содержании. Разработку идеи коллекции можно осуществлять в направлении поиска формы, фактуры, цвета, обладающих оригинальностью и новизной. Способы поиска новой формы: -посредством ассоциативной связи формы с каким-либо творческим источником (формой природных материалов, архитектуры, прикладных искусств, исторического и народного костюмов и т.д.); -по аналогии с каким-либо творческим источником (историческим, народным, современным костюмом и т.д.); -путем поиска принципиально нового решения. Поиск фактуры и цвета проектируемой формы может осуществляться в аналогичных направлениях, но при этом следует учитывать, что "одевание" формы в различные материалы принципиально меняет восприятие этой формы. Одна и та же форма, выполненная из разных материалов, отличающихся по цвету, фактуре, пластике, сырьевому составу, вызывает различные ассоциации. Не случайно моделирование одежды называют "брачным союзом формы и материала", а в результате удачного брака рождаются совершенно новые, оригинальные образы. Работу с источником творчества начинают с его изучения, выполняя графические зарисовки с последовательной трансформацией в новые образы, линии, формы костюма. Креативное переосмысление творческого источника включает следующие действия: - вычленение из образа творческого источника каких-либо свойств и качеств; - соединение этих свойств в новых сочетаниях; - усиление или ослабление свойств и качеств; - выделение доминирующих свойств и качеств; - перенос этих свойств или качеств на проектируемый объект творчества.
В каждом источнике творчества присутствуют присущие только ему признаки. Рассмотрим наиболее распространенные источники, которые используют в своем творчестве дизайнеры: материал, народный костюм, исторический костюм, природные формы, архитектура, живопись, девиз коллекции моделей.
Материал Многие дизайнеры на вопрос, где они черпают свое вдохновение, отвечают: «На международных салонах тканей. Там можно найти все - от пуговиц до новейших тканей, которые завтра лягут в основу коллекции». Сегодня разработка новых волокон, нитей, тканей и орнаментов является важнейшим звеном индустрии моды. За год-полтора до начала сезона производители одежды получают информацию об основных модных тенденциях на регулярно проводимых выставках пряжи и тканей. Крупнейшая выставка по продаже пряжи - Expofil (Париж) - проводится дважды в год за 15 месяцев до начала сезона - в июне (осенне-зимняя коллекция) и в декабре (весенне-летняя коллекция). Наиболее значимая выставка текстиля - Premiere Vision - проводится ежегодно в марте и октябре в Париже. Другие значительные международные выставки - итальянские Moda In, Pratoexspo и Ideacomo, немецкая Interstoff Frankfurt, американская International Fashion Fabric Exhibition. Используя материал в качестве источника творчества, дизайнер обращает внимание на пластичность, драпируемость, способность к формообразованию, орнамент, цвет, фактуру, символику, которые зависят от волокнистого состава пряжи, структуры переплетения, отделки, фактурных эффектов, художественного оформления. Пластичность, драпируемостъ, способность материала к формообразованию, складкообразованию являются наиболее значимыми особенностями материала, активно влияющими на выбор композиционного строя, конструктивно-технологического решения проектируемой модели. Наиболее эффективным способом их использования является метод наколки. Существует старинный французский вариант названия этого метода - «метод драпировок», т.е. способ украшения костюма на завершающем этапе его изготовления, и более современный - «муляжный метод моделирования», который напоминает скульптурную лепку. Но и в том и в другом случае дизайнер создает будущую форму костюма на фигуре человека или манекене. Гениальная идея создания костюма на фигуре человека родилась давно - греки и римляне, называя костюм «эхом человеческого тела», одевались в струящиеся ткани, формируя каждый раз новые варианты складок, драпировок, пропорциональных членений. Западноевропейская мода отказалась от античных драпировок, и метод наколки был забыт на долгие времена. Начало возрождения метода наколки в европейской моде положено Чарльзом Фредериком Бортом благодаря его нововведению - использованию живых манекенщиц для проверки правильности посадки модели и для создания самих платьев путем «лепки» формы из ткани (рис.30,а). Так, в 1870-е гг. возникла мода на платья с драпированным тюником, форма которых была скрыта за драпированными отделками и воланами. Следующий шаг в развитии метода наколки сделал Поль Пуаре, который был непревзойденным мастером создания своих моделей путем «набрасывания ткани на клиентку» (рис.31). Он творил, словно скульптор, в порыве творческого вдохновения часами «мучая» на примерках не только своих манекенщиц, но и заказчиц. Можно сказать, что Поль Пуаре методом наколки создал модный образ начала 20 века (1900-1910 -е гг.), выраженный в виде платьев упрощенных конструкций, пальто-халатов и пальто необычного силуэта «а ля древесный клоп». Гениальным мастером наколки была Мадлен Вионне, автор кроя по косой. Свои открытия в виде новых форм костюма она делала путем накалывания небольших кусков ткани на деревянной кукле, установленной на вращающейся подставке. Мадлен Вионне практически никогда не использовала в своей работе макетные ткани, выявляя в каждой модели особенности конкретного материала. Она предпочитала пластичные, прекрасно драпирующиеся шелковые ткани и, прежде всего, новый материал - крепдешин (рис.30,6). Мадлен Вионне по праву называют «модельером для модельеров» и создателем моды 1920-1930-х гг. Это период расцвета муляжного метода, ставшего одной из традиций «от кутюр» благодаря его преимуществам - возможности создания сложных форм, виртуозному использованию кроя по косой, идеальной посадке на фигуре, созданию формы с учетом понимания пластических особенностей материалов. В России большим мастером наколки была Надежда Ламанова. Она не умела рисовать, а «только» виртуозно накалывала ткань на фигуре, добиваясь гармонично выверенных пропорций, выразительных форм и яркой образности (рис.30,в). «Дарование художницы было родственно таланту скульптора: она умела заранее предугадать особенности той или иной формы одежды на конкретном человеке. Ламанова сама не шила: она всегда делала наколку ткани, намечая основы кроя и декора. Она считала, что главным в работе художника по костюму должно быть именно создание формы костюма, неотделимой от особенностей фигуры и индивидуальности» [12]. В своих записках Надежда Ламанова писала: «Должна пояснить, что я лично создаю модели и образцы женской одежды, их накалываю и оформляю, но не провожу саму техническую сторону работы! Я не могу производить эту работу, как и архитектор не может сам строить дом, как кузнец не может работать без молотобойца» [12]. В 1920-е гг. ее клиентами были звезды советского театра и кино Лиля Брик, Александра Хохлова и другие. Виртуозно владеют методом наколки при создании своих неповторимых шедевров современные стилисты Эммануэль Унгаро, Вивьен Вествуд, Джанфранко Ферре, Тьерри Мюглер, Жан-Поль Готье, Валентин Юдашкин и другие. Наколка - это творческий диалог дизайнера и материала, в результате которого рождается новый образ, форма, фактура. Диапазон новых решений в этом случае очень большой - от простых, лаконичных скульптурных форм до ярких живописных, вырывающихся в пространство и их сочетаний. Композиционные акценты при этом представляют собой формообразующие фрагменты, где напряженность формы чередуется с паузами в виде гладких площадей или контрастных по цвету и фактуре материалов.
|