Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Охарактеризуєте розвиток протосоціологічної думки в період Античності та Середньовіччя.




Читайте также:
  1. I — норма дисконтування (ставка дисконту), відповідна періоду t.
  2. АВС-аналіз по об'єму продажу товарів за період
  3. Аксіома 1: Розвиток (еволюція) системи визначається деякою ціллю й інформаційними ресурсами системи, її інформаційною відкритістю.
  4. Актуальність безпеки життєдіяльності. Сталий розвиток людини
  5. В чому полягає внесок античної філософії в розвиток філософського знання
  6. В чому полягає внесок філософії Середньовіччя в духовний розвиток суспільства
  7. Видатки бюджетів на розвиток інфраструктури країни
  8. Видатки бюджетів на розвиток промисловості, енергетики і будівництва
  9. Видатки бюджетів на розвиток сільського господарства, мисливства і рибальства
  10. Види робіт з письма в букварний період

В истории социологии был введен специальный термин «протосоциология», который применяют для характеристики размышлений об обществе мыслителей Древнего Востока, Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени (вплоть до появления социологии О. Конта). Первые яркие образцы протосоциологической мысли относятся к эпохе Античности, особенно к периоду расцвета цивилизации Др. Греции, когда появились оригинальные социально-философские теории Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура. Мыслители уделяли серьезное внимание вопросам взаимоотношений человека и общества, а также теме соц. справедливости. Для античной общественно-политической мысли характерно отсутствие теоретически обоснованного разграничения понятий “общество” и “гос-во”. Античному мыслителю Платону принадлежит одна из первых теоретических моделей общественного устройства, известная как «идея идеального гос-ва» или «Пирамида Платона». Именно сужающаяся кверху пирамида, по мнению философа, схематически отражала существующую в обществе ситуацию, когда чем больше власти, денег и престижа имеет тот или иной класс, тем меньше он включает представителей. Граждане идеального гос-ва Платона были разделены на 3 неодинаковых по численности соц. сословия (страты): 1)мудрецы-правители (принимают решения); 2) воины-стражники (доводят решения мудрецов до рядовых членов общества и следит за их исполнением); 3) демос -лично свободные крестьяне, ремесленники, торговцы (те, кто выполняет решения мудрецов и обеспечивает общество необходимыми для жизни материальными благами, непосредственно участвуя в их производстве). Характерно, что Платон не включал в свою «пирамиду» рабов, считая их не членами общества, а всего лишь «говорящим» имуществом. Основной идеей, объединяющей такое общество на всех уровнях, Платон считал справедливость. Кроме неё представителям каждого из слоев должны были быть присущи доп. качества: мудрецам – мудрость, воинам – мужество, демосу – терпение. Место людей в «пирамиде» должно определяться исключительно их личностными качествами, очевидными для окружающих. Платон был одним из первых, кто попробовал объяснить причины соц. неравенства, создал собственную теорию соц. стратификации. По Аристотелю, гос-во является объединением родовых общин. Рабство - основной элемент гос. системы всех существующих в тот период гос-в. Вопреки Платону, выступает поклонником индивидуальной частной собственности. Как и Платон, считает, что человек по природе – “существо государственное”. Считал демократию - идеальным гос-ным устройством. Пришел к выводу, что более полезной для развития общества явл. власть законов. В период Средневековья (V-XV вв.) на развитие протосоциологической мысли Европы огромное влияние оказывала христианская религиозная традиция. Принято было считать, что место человека в обществе, а также его соц. перспективы определяются Божественной волей и заранее предопределены свыше. Соц. неравенство в сословном средневековом обществе также объяснялось волей Бога, который при рождении определил для каждого человека его соц. статус, а каждому сословию предопределил соответствующую роль в соц. механизме. Аврелий Августин рассматривал 2 разновидности гос-ва - «град Божий» и «град земной» (церковь и гос-во). Одни люди живут по земным стандартам, другие - по божественным. Он впервые глянул на историю человечества как на единый, закономерный и объективный процесс. Фома Аквинский утверждал, что Бог определил священнику молиться, рыцарю – воевать, а крестьянину – работать в поле. Церковные и светские феодалы считались привилегированными сословиями и имели исключительное право владеть землей, которая в условиях аграрного уклада эк-ки являлась главной ценностью. Для Средневековья в целом было хар-на малочисленность полит-х, соц. и правовых учений по сравнению с античным периодом, что было обусловлено догматичным давлением со стороны католичества, схоластической метафизичностью сознания. Протосоциологические теории сыграли заметную роль в последующем развитии социолог. науки, влияя на формирование не только классических, но и современных взглядов на закономерности становления и развития общества.




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 21; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты