Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Опишіть протосоціологічні погляди мислителів Відродження і Нового часу.




Читайте также:
  1. III. Изучение нового материала.
  2. IV. Изучение нового материала.
  3. IV. Изучение нового материала.
  4. IV. Изучение нового материала.
  5. IV. Изучение нового материала.
  6. IV. Изучение нового материала.
  7. IV. Изучение нового материала.
  8. IV. Изучение нового материала.
  9. IV. Изучение нового материала.
  10. IV. Изучение нового материала.

Протосоциологический этап охватывает период от времен античности до начала XIX века. В рамках этапа выделяют несколько периодов формирования взглядов на общество и законы его развития: античный, средневековый, эпоха Возрождения и Просвещения. Эпоха Возрождения (XVI–XVII вв.) стала своеобразным синтезом культуры, философских, политических знаний, свойственных античности и средневековью. Главная доминанта этой эпохи: ориентация общественно-политической, эстетичной мысли, культуры и искусства на идейно-теоретические источники античности. Уважение к достоинству человека, признание приоритета его прав, необходимости гармоничного их развития и социального бытия – ведущие мотивы этого времени. Никколо Макиавелли впервые со времен античности рискнул предположить, что соц. успех конкретного человека определяется не Божественной волей, а является следствием его практических поступков в сочетании с реакцией на эти поступки других людей. Макиавелли сформулировал принципы соц. лидерства, которые при правильном их понимании и использовании остаются актуальными и в наши дни. Вот наиболее значимые из них, изложенные в его трактате «Государь»: 1). Власть государя основывается на поддержке его подданных, руководитель и подчиненный находятся в диалектической связи, взаимно влияют друг на друга (именно этот принцип дает основание утверждать, что «народ имеет именно ту власть, которую заслуживает»). При этом наилучшим является тот руководитель, который желает сохранить свое лидирующее положение и готов постоянно бороться за это с конкурентами. 2). Государь должен казаться своим подданным образцом мудрости и справедливости, а также сочетать в себе «мужество льва и хитрость лисы». 3). Государь должен идти по пути добра, там, где это возможно, но вступать на путь зла (наказаний) там, где это необходимо. Макиавелли также рекомендовал правителям делать добро медленно, а зло быстро, причем добро, по возможности, своими руками, а зло – чужими. Мыслитель призывал правителей не идеализировать своих подданных, утверждая, что «о людях вообще можно сказать, что они в большинстве своем неблагодарны, изменчивы, трусливы перед опасностью, жадны до наживы». В период Нового времени (XVIII в.) наиболее значимым стало появление концепций общественного договора и гражданского общества. Согласно теории общественного договора, получившей обоснование в трудах мыслителей эпохи Просвещения, таких как Томас Гоббс, Локк и Руссо, в древнейшие времена люди жили в якобы характерном для животного мира состоянии войны всех против всех, руководствуясь принципом «человек человеку волк». Однако затем они пошли на добровольное объединение, выразив готовность взять на себя опр-е обязанности и частично отказаться от суверенитета личности ради обеспечения безопасности и порядка, получения соц. прав, а также тех преимуществ, которые дает взаимодействие между людьми. Хотя некоторое количество благ можно достичь, оказывая взаимные услуги, гораздо большего можно добиться господствуя, а не сотрудничая с другими, пишет Гоббс в трактате "О гражданине". Франц. философМонтескье пытался раскрыть сущность законов развития общества, их зависимость от природных и соц. условий. В частности, он считал, что географическая среда и климат в значительной степени определяют политическую жизнь страны, государственный строй и характер законодательства. С др. стороны, М. показал влияние на политическую жизнь общества соц. факторов, в том числе соц. состава населения, образа жизни и культуры того или иного народа, его религиозных традиций и т.д... Монтескье считал, что гос-во должно воспитывать граждан, прежде всего молодое поколение, в духе понимания законов и готовности исполнять их. В этом заключается одно из основных условий жизнеспособности гос-ва. По его мнению, законодатель должен исходить из любви к своему отечеству, защищать его. Таким образом, протосоциологические теории сыграли заметную роль в последующем развитии социолог. науки, влияя на формирование не только классических, но и современных взглядов на закономерности становления и развития общества.




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 12; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты