Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Азъ есмь свет миру.




Евангелие от Иоанна (Ин.8,12)

Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. Второе послание ап. Павла к Коринфянам (2 Кор.; 3,18)

Главная икона каждого дома – образ Спасителя. В православной традиции это чаще всего Христос Пантократор, однако иконография Спасителя включает и иные персональные образы.

В храме иконы с изображением Христа многочисленны, о чем упоминалось выше. Это алтарный образ, икона царских врат, икона в местном ряду иконостаса и в деисусе, на кануне – месте поминовения, храмовое распятие. Образы Спасителя могут располагаться на столпах возле алтаря. Эти иконы разнообразны и в то же время узнаваемы, их трудно спутать с другими или не опознать, что свидетельствует о сложившейся устойчивой иконографии.

Для христиан изображение Иисуса Христа есть важнейшее из откровений христианской Церкви и из свидетельств Его воплощения, того, что Он на самом деле пришел на землю, жил среди людей - как человек. Изведал различные степени предательства и прошел страстные муки позорной и мучительной казни – как человек. Но сумел все понять и простить, возлюбить тех, кто заснул после вечери, забыв его просьбу молиться с Ним и поддержать Его в час испытания, кто от Него отрекся, и тех, кто кричал: «Распни Его!» Простить и возлюбить так, как это может только Господь.

Каким был Иисус Назарянин при жизни? Об этом ничего не сказано в Четвероевангелии, как практически ничего не сказано евангелистами и о внешнем облике Пречистой Его Матери[1]. Известно лишь, что по воскресении облик Спасителя изменился настолько, что ученики не сразу узнали Его.

Не дошел до нашего времени Нерукотворный Образ или иные изображения, сделанные при жизни самого Спасителя или его учеников и современников. А между тем они были.

Как свидетельствуют историки церкви (Евсевий, Созомен, Кедрин), первое изваяние Спасителя воздвигла в городе Панеаде (Кесария Филиппова) исцеленная им кровоточивая жена. «Здесь и теперь еще, - пишет Евсевий, - указывают дом ее (исцеленной жены) и сохраняют славные памятники благодеяния, оказанного ей Спасителем. Именно: перед дверями ее дома лежит высокий камень, на нем поставлено медное изваяние женщины с преклоненными коленами и с простертыми вперед руками, представляющее подобие молящейся. Против нее стоит из того же металла прямая фигура мужчины, красиво облеченного в двойную мантию и простирающего руку к женщине… Эта статуя представляет, говорили, образ Иисуса. Она сохранилась до нашего времени, и мы собственными глазами видели ее в бытность нашу в городе»[2]. Учитывая иконоборческие настроения Евсевия и высочайший уровень развития римского портрета, можно предположить, что это было весьма убедительное и сходное изображение. К сожалению, оно было уничтожено при Юлиане Отступнике[3].

Глухо упоминается и о том, что якобы было исполнено подлинное, и притом прижизненное изображение Иисуса по приказанию Понтия Пилата[4]. Предположительно и во втором веке н.э. существовали изображения Сына Божия, хотя никаких сведений о том, какой характер они имели, нет.

Письменные свидетельства о внешности Сына Божия достаточно противоречивы. Согласно одним Христос воплотился в непривлекательном облике человека мизерного роста, с некрасивым до отвращения лицом. Согласно другим, Иисус был прекрасен[5].

С.Алексеев, автор книги «Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы» (СПб., 2002), цитирует ряд авторов, описывающих внешний облик Иисуса.

Так, в донесении проконсула Сирии Публия Лентула римскому сенату якобы сказано, что Иисус «высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у Него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назореев. Лоб у Него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, недлинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие… Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных»[6].

Св. Иоанн Дамаскин описывает Иисуса как высокого, стройного, красивого человека с прекрасными глазами, прямым носом, вьющимися волосами и черной бородой[7].

Едва ли не наиболее подробное описание облика Спасителя содержится в Сказании монаха Епифания (1Хв.): Спаситель «был весьма прекрасен видом (как глаголет пророк /Пс.44, 3/ «красен добротою паче сынов человеческих»), ростом же шести полных фут, русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья, брови же черные и не особенно согнутые, очи светлые и блестящие … красноокий, с долгим носом, с русою бородою, имея длинные волосы, ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человечья, кроме матери Его в детском Его возрасте, с легким склонением выи настолько, чтобы не вполне прямо держаться Ему во весь рост. Пшеничного цвета тело, лицо не круглое, но как у Матери Его слегка суживающееся книзу, слегка покрывающееся румянцем, настолько, чтобы выказать благочестивый нрав и кроткий обычай и во всем безгневную благость, какую описало Слово незадолго в Его матери, ибо во всем Он Ей уподоблялся и приравнивался»[8].

Такого рода свидетельств немало, но все они содержатся в сочинениях авторов У1-1Х веков. Так что скорее можно положиться на списки с Нерукотворного образа Спасителя и на Туринскую плащаницу как на самые достоверные источники наших представлений.

Может показаться странным, что ни один из художников – современников Христа не оставил Его изображения. Однако следует забывать о том, что жил Христос среди иудеев, народа, свято соблюдавшего запрет на любые антропоморфные изображения. Но если бы и была поставлена перед кем-либо такая задача, запечатлеть Его облик было очень сложно потому, что в этом облике чудесным образом соединялись черты Сына Человеческого и Сына Божия. Об одной из таких безуспешных попыток свидетельствует предание о Спасе Нерукотворном.

В первые века христианства, как говорилось выше, существовали аллегорические и достаточно отвлеченные изображения Христа. Но все-таки гораздо больше говорят сердцу Его изображения в облике человеческом. За прошедшие столетия они были канонизированы и распространены во множестве иконографических типов и изводов[9].

Вся многообразная иконография Спасителя содержит общие черты, помогающие опознать образ, и строится на нескольких основных, утвержденных Церковью – канонических иконографических типах[10].

Не станем составлять словесный портрет Спасителя – он дан в приведенных выше цитатах, и его устойчивость уже говорит о том, что в основе канонического образа лежит реальный – исторический.

Отметим, чтобы не повторяться впоследствии, основные атрибуты образа.

Это прежде всего крещатый (крестчатый) нимб – сияние вокруг головы, отмеченное знаком креста. Оно напоминает не только о Божественной Природе Иисуса и Его искупительных страданиях на кресте, но и о вселенском характере жертвы Христовой: крест на нимбе соединяет четыре стороны света, символизируя пространственную полноту действия. Крестчатый нимб в иконах свойствен исключительно и только образу Спасителя.

Канонизированы одежды Христа: нижняя - хитон с золотой вставной полосой – клавом на правом плече и верхняя – плащ-гиматий. Чаще всего хитон имеет пурпурный цвет, гиматий – голубой или синий. Пурпурный цвет и золотой клав – знаки царского достоинства. Кроме того, пурпур – знак пролитой Спасителем жертвенной крови, а также символ его человеческой природы. Синий или голубой цвет гиматия – знаки Божественной Небесной Природы Сына Божия. Так что цвета одежд отвечают двум Природам, соединенным в Ипостаси Христа.

В некоторых, чаще всего сюжетных иконах одежды Христа получают иное цветовое решение. Так, в соответствии со свидетельством учеников, в сцене Преображения они стали сияюще белыми – такими их и изображают в иконах Преображения. Иногда светоносная сущность одеяния Христа передается красками, являющимися в иконе аналогом золота, - охрами различных оттенков. Весьма характерна разделка одежд Спасителя ассистом – золотыми нитями, изображающими всесущность и сияние благодати.

В иконах Крещение, Распятие, Снятие с креста Спаситель изображается полуобнаженным, с одним лишь лентионом, прикрывающим бедра.

В иконе Положение во гроб Христос изображается повитым пеленами.

В персональных иконах Иисус чаще всего изображается с книгой, которую он поддерживает левой рукой, правую сложив в жесте благословения – двоеперстного и именословного.

Двоеперстие, или двуперстное благословение хорошо известно: указательный и средний пальцы руки слегка согнуты, остальные три прижаты к ладони.

Именословное же благословение – это наглядное изображение аббревиатуры IС ХС, где I – это прямой указательный палец, С – полусогнутый средний, Х – скрещенные безымянный и большой, С – полусогнутый мизинец[11].

Уже к Х веку сложились основные иконографические типы изображения Спасителя, которые и были принесены на Русь, чтобы остаться в русской иконописи на тысячу лет.

Христос-Младенец в православной традиции, как правило, изображается на руках Богоматери или в яслях – в композиции Рождества. В европейской живописи и скульптуре такие изображения весьма распространены, и Христа-Младенца в виде скульптуры можно видеть во множестве католических храмов[12].

Нечасто в православных иконах встречается и изображение Христа безбородым подростком, так называемый Спас Эммануил (Емануил).

Спас Нерукотворный, о котором говорилось ранее, – это один из самых почитаемых образов Спасителя.

Спас Вседержитель (Пантократор) – поясная или тронная икона – самый распространенный православный иконографический тип Господа. При этом среди престольных икон особенно часто встречается Спас в Силах.

Выделяются особо символические изображения Спасителя.

По формальным приметам выделяют изображения оглавные, оплечные, поясные, в рост. Эти понятия удобны для классификации персональных икон.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты