Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СПАС ОПЛЕЧНЫЙ




Спас оплечный нередко рассматривается как сокращенный вариант державного Пантократора - Христа Вседержителя. Таков по своему внутреннему звучанию и Спас-Златые Власы, и тем более - находящиеся в Успенском соборе Московского Кремля иконы начала Х1У века Спас Ярое око и Спас оплечный – самые прославленные из русских икон этого типа. Иногда к числу оплечных присовокупляется Спас Еммануил, однако его все же стоит рассматривать особо, не переоценивая значимости чисто формального подхода. Среди оплечных изображений Спасителя как особый извод, возможно, стоит рассматривать разве что Спас Ярое Око - как образ, отличающийся сущностно иным смысловым наполнением.

Спас-Златые власы.

Начало ХП – начало ХШ в.

Государственные музеи Московского Кремля.

Образ, который то представляется одним из самых лирических, мягких и человечных образов русских домонгольских икон, то видится как космический, изысканно аристократический и даже несколько отстраненный. К сожалению, икона дошла до нас в плохой сохранности. Это еще одна из четырех “золотоволосых” домонгольских икон. Но светоносность образа ощущается вопреки всем утратам.

На фоне – или, как говорят иконописцы, в свету, в четырех кругах и на полях – надпись, читаемая в реконструированном и расшифрованном виде: ИИСУC ХРИСТОС ЦАРЬ СЛАВЫ АЗ ЕСМЬ СВЕТ МИРУ, ХОДЯЙ ПО МНЕ НЕ ИМАТЬ ХОДИТИ ВО ТЬМЕ, НО ИМАТЕ СВЕТ ЖИВОТВОРНЫЙ.

Этот образ может быть отнесен к типу оплечных. Насколько формальное значение имеет такое определение иконы, легко убедиться на примере сравнения ее с двумя оплечными же иконами из Успенского собора Московского Кремля - Спас Ярое око и Спас Оплечный (обе – середина Х1У в.).

Кремлевская икона Спас Ярое око(середина Х1Ув., Успенский собор Московского Кремля)долгое время считалась созданием византийского мастера, однако в последней четверти прошлого века эта атрибуция была пересмотрена.

Сравнивая две оплечные иконы Спасителя Х1У века из Успенского собора, исследовательница относит их создание к одному кругу мастеров и одному времени, но подчеркивает принципиальное различие этих образов: идеального классического, почти абстрактного – и исполненного человеческих чувств, обращенного к человеку.

«Нейтральный, неподвижный, безмолвный, он совершенно имперсонален, - пишет она о Спасе Оплечном. – При медленном всматривании в Него молящийся освобождается от эмоций, от какого бы то ни было личностного восприятия и становится способным как бы к постижению божественного прототипа. Такие «созерцательные» образы особенно ценились в средневизантийский период»[20].

В образе кремлевского Спаса Ярое око надмирное бесстрастие сменяется «эмоциональной участливостью, сильной и почти пронзительной (…) в облике русского Спаса есть что-то жалостное и жалующееся»[21].

Не исключая возможности того, что автором Спаса Оплечного мог быть византийский мастер, на основе стилистического анализа автор утверждает, что икона Спас Ярое око – творение русского и только русского мастера[22].


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты