КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОЯСНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СПАСИТЕЛЯСреди поясных изображений Спасителя основным, несомненно, является образ Спаса Вседержителя – Пантократора. Гораздо более редкие изводы – Христос - Царь Иудейский и «Не рыдай Мене, Мати». Христос - Вседержитель (Пантократор) Икона Пантократора[24] – Господа Вседержителя в русском варианте перевода с греческого - создает образ не столько ходившего по земле Учителя, сколько Царя Небесного, Владыки всемогущего и всеведающего. Цитированный ранее американский исследователь Томас Мэтьюз обратил внимание на то, что имя «Пантократор» - «все-властный, все-сильный, все-держитель» - не было известно классическим авторам, а еврейские переводчики Ветхого Завета на греческий использовали слово «Пантократор» в качестве имени Бога Отца. Затем, в пору борьбы с арианской ересью, отрицавшей божественность Христа, имя Отца было присвоено Сыну. В куполе оно обычно сопровождается греческой аббревиатурой IС ХС – Иисус Христос: «Следовательно, догматически этот образ является подтверждением единосущности Христа и Бога-Отца, по никейскому определению: Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу» [25]. Можно предположить, что первоначальное знакомство русских людей с этим образом происходило в храме, где Пантократор чаще всего изображался в куполе, с благословляющей десницей и кодексом – книгой Бытия или Евангелием в левой руке. Статья американского автора содержит много интересных и остроумных соображений и наблюдений, хотя некоторые из них, в частности, сопоставление православного храма с мандалой – буддистской или индуистской, представляются некорректными и излишними. Христианский храм есть подобие преображенного космоса, космоса гармоничного и исполненного света. Для подтверждения этого положения вполне достаточно было использованной Мэтьюзом ссылки на Григория Нисского, согласно коему Бог есть Вседержитель, «ибо Он держит в ладони земную сферу и измеряет рукой глубину моря; Он объемлет в Себе всякое духовное творение, дабы все могло пребывать в бытии, управляемое Его все-держительной властью»[26]. В храме образ Христа Вседержителя также помещается в центре деисусного чина– основной части русского высокого иконостаса. Этот образ распространен и как моленная икона, где обретает существенно иное звучание, что закономерно: если в храме обращение к Спасителю имеет соборный характер, то личная молитва предполагает иной настрой, иную амплитуду переживаний. Образ Пантократора можно видеть в домах верующих, в иноческих кельях, на нагрудных медальонах, дорожных образках, в классах воскресных школ. Как храмовый купольный, так и иконный образ Пантократора чаще всего является поясным или тронным – изображением Вседержителя на престоле[27], реже – в рост. Христос Вседержитель обычно изображен с раскрытой книгой – кодексом в левой руке, в то время как правая дана в жесте благословения. Одет Он в канонические одежды - хитони гиматий – плащ простейшей четырехугольной формы. О символике цвета одеяния Христа говорилось выше. Соединение красного с синим – пурпурного и голубого или синего символизирует единство двух природ – Божественной и человеческой в Ипостаси Христа как Второго Лица Святой Троицы и свидетельствует о тайне Боговоплощения, о союзе несотворенного и тварного миров, Бога и человека, о новом союзе – Новом Завете, превосходящем Завет Ветхий. Крестчатый нимб напоминает три луча света, исходящие от Его головы. Книга в левой руке Спасителя может быть не только в привычной для нас форме кодекса из сшитых листов, но и в форме свитка. Это и Евангелие – Благая весть, и Книга жизни, в которую вписаны имена спасенных, это и упоминаемая в Откровении Иоанна Богослова Книга, запечатанная семью печатями[28]. В разных изводах с раскрытой книгой на ее страницах могут быть различные тексты из Священного Писания – слова Спасителя, обращенные прямо к молящимся: Азъ есмь свет миру; ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный (Ин., 8,12). Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Азъ упокою Вы (Мф,.1,28). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; якоже возлюбих вы, да и вы любите себе» (Ин., 13, 34). Не судите по наружности, но судите судом праведным (Ин., 7, 24). Встречаются в иконах и другие слова Спасителя. Единый иконографический тип иконы Христос Пантократор существует в нескольких изводах, имеющих между собой столь тонкие различия, что их отмечает лишь опытный глаз. А между тем эти различия означают не только богословский – символический смысл, но и придают образу каждый раз иную тональность. Благословение «открытым» - обращенным к молящемуся или «закрытым» - обращенным внутрь жестом, свободная или прикрытая складками гиматиярука, то, как лежат сами эти складки, открыто или закрыто Евангелие, даже то, как Спаситель его держит, - все значимо. Самые распространенные изображения Спаса Вседержителя, с жестом благословения правой рукой и Евангелием в левой, – это домашние моленные иконы. Среди поздних икон часто встречаются так называемые «подокладные» - когда под штампованным жестяным и даже чеканным серебряным окладом обнаруживается, что написаны только лик и руки Спасителя, а доличное – одежда и фон - лишь намечены, так что без ризы икона не может оставаться в иконостасе, даже домашнем. Это беда поздней массовой работы. В русских храмах и в музейных собраниях существуют прекрасные образцы икон Христа Вседержителя. Одна из самых прославленных – образ из Звенигородского чина кисти Андрея Рублева, написанный в конце Х1У века, возможно, для собора Успения Богоматери на Городке в Звенигороде. Это одна из церквей, возведенных на местах сбора войск, отправлявшихся на Куликовскую битву[29]. Из Звенигородского чина кисти Андрея Рублева- Здесь либо не воспроизводить, либо в небольшом виде!!! Имя Звенигородского этот Деисус получил по месту обнаружения – в городе Звенигороде. Дошло до нас всего три иконы этого чина – Спас, Архангел Михаил и Апостол Павел, но их состав дает основания предполагать, что икон было не менее семи: обязательные в этом случае образы Богоматери и Иоанна Предтечи и парные к сохранившимся Архангел Гавриил и Апостол Петр. Спас кисти Андрея Рублева явлен Руси в те годы, когда радость от первой знаменательной победы над татарами в Куликовской битве смешана была с великой печалью о тех, кто – рать за ратью – сложил свои головы в борьбе за землю русскую, за веру православную и за своих братьев. Мамаево побоище, как именовали эту битву в древности, было не завершением, а началом решающей схватки со все еще могучей Ордой. Волна за волной орды татар накатывали на Москву, и каждая волна оставляла на поле страшную жатву. Нет в Звенигородской иконе Спасителя печали – и нет торжества. Но и не горнее бесстрастие в этом очень русском лике. В нем мужественное спокойствие, и сочувствие горю, и знание того, что за бедами и страданиями грядет освобождение. И еще при всей человечности и даже этнической – славянской выразительности, почти снимающей невидимую преграду между Господом и молящимся, предстоящим ему человеком, – Божественное совершенство. Это сочетание «здешности» и «нездешности», земного и космического, человеческого и Божественного начал в высшей степени характерно для звенигородской иконы. От тверской иконописной школы поры ее расцвета до нашего времени дошло не так много памятников: трудной и кровавой была история этого города, осмелившегося соперничать с Москвой за первенство на Руси в самые темные столетия – в ХШ - Х1У веках. В пламени пожаров, в бедствиях раздоров погибли сотни и тысячи образов, созданных кистью тверских мастеров. Но через все беды прошел образ Спаса Вседержителя, бывший для жителей Твери опорой и поддержкой. Эта икона Спас Вседержитель тверской школы, датируемая концом ХШ – первой третью Х1У века, значительно более простая по исполнению, нежели образ кисти Рублева, находится в собрании Третьяковской галереи. Спас Вседержитель. Конец ХШ - первая треть Х1У века. Доска, темпера. 110х80 ГТГ Спас Вседержитель Вторая половина ХУ века Доска, темп. 84х59,5 Тверская областная картинная галерея В Тверской же картинной галерее есть образ Спаса, поражающий своей красотой и изысканностью и относимый искусствоведами ко второй половине золотого для русской иконы ХУ века – времени, когда жил и работал замечательный мастер Дионисий. Но не его кисти приписывается эта икона: исследователи не без оснований считают ее работой греческого мастера. Образ, совершенно совпадающий по иконографии с предшествующим, отличается особой светоносностью лика и огромной впечатляющей силой. В нем нет той теплоты, какой отличается звенигородская икона Спасителя, но есть Божественное и непостижимое совершенство. Иногда образ Вседержителя дается в сокращенном варианте. Чаще всего это поздние иконы. Такой образ хранится в собрании Рыбинского музея. Спас Вседержитель (Романово-Борисоглебский) Вторая пол. Х1Х в. Дерево, темпера 33,5 х 25 Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Икона представляет собою сокращенный до оплечного образ Христа Вседержителя, с правой благословляющей рукой и Евангелием в левой. На страницах раскрытого Евангелия помещен самый распространенный в этом изводе текст: ПРИИДИТЕ КО МНЕ ВСИ ТРУЖДАЮЩИЕСЯ И ОБРЕМЕНЕННИИ. Это список с древней чудотворной иконы Всемилостивого Спаса первой трети ХУ века из Воскресенского собора города Романово-Борисоглебска (Тутаев Ярославской области) – образа, приписываемого кисти преподобного Дионисия Глушицкого. Икона прославлена многими чудесами и весьма почитаема. Список же сделан, судя по всему, непосредственно с протографа[30]. «Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) Иконы этого извода в православной традиции встречаются значительно реже, нежели Христос Пантократор. Изображение Христа во гробе возникает в Византии в ХШ веке, и первоначально отмечено в миниатюре. Иконография основана на каноне Космы Маюмского (УШ в.) для богослужения в Великую Субботу: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия (Ирмос 9-й песни). Спаситель изображается словно бы сидящим во гробе, с опущенной головой и закрытыми глазами, со сложенными накрест руками и крестом за спиною. Внизу виднеются белые пелены. Основной образ нередко дополняется предстоящими (Матерь Божия, Иоанн Богослов и др.) и орудиями страстей возле креста - это копие, трость с губкой, терновый венец. Бывает и так, что образ Спасителя во гробе включается в сложные символические композиции. Однако встречаются и персональные иконы.
|