КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прославление крестаВторая половина ХП века Новгород Доска, темпера. 77х71
Грозный лик Христа с сурово сжатыми губами и отведенными от предстоящего глазами очерчен ясными, словно по металлу острым резцом проведенными линиями. Темные, упругими волнами облегающие голову и четырьмя вьющимися прядями ниспадающие волосы разделаны золотыми нитями ассиста. Это одна из четырех так называемых «золотоволосых» русских домонгольских икон, дошедших до нашего времени[14]. Крестчатый (крещатый) нимб представляет собою идеально вычерченный циркулем круг, вписанный в почти квадратную доску с ковчегом (углублением центральной части доски). На фоне (в светах) читаются четыре конца креста, направленные на четыре стороны света, к которым обращен Божий лик. Крест же свидетельствует о искупительной силе Распятия. В верхних углах можно прочесть фрагментарно сохранившуюся надпись славянскими буквами – торжественным уставом, сделанную черной краской: «IC XC» - «Иисус Христос». При изучении иконы все ученые обращали особое внимание на стилистические различия живописи лицевой и оборотной ее сторон. Классическая строгость в сочетании с изысканной мягкостью светоносной многослойной живописи плавью характерна для лицевой стороны иконы. Божественное надмирное бесстрастие роднит этот образ Спасителя с Владимирской иконой Богоматери. Композиция Прославление креста на оборотной стороне может показаться более дробной и графичной. На розовой горе – Голгофе возвышается восьмиконечный крест с венком из роз на центральном перекрестье. Кресту поклоняются архангелы с орудиями страстей Христовых: Гавриил с тростью, на которую надета губка, и Михаил с копьем. Над крестом огненнокрылые херувимы и шестикрылые серафимы, а по сторонам от перекрестья профильные изображения в кругах, символизирующие солнце и луну, в момент Распятия сведенные с небес. Все изображения имеют надписи – и эта деталь усиливает впечатление дробности. Однако замечательная уравновешенность и подчиненность композиционного решения кресту, отмеченная авторами каталога Третьяковской галереи[15], объединяют лицевую и оборотную стороны и свидетельствуют о единстве замысла иконы. Большинство ученых поддерживает атрибуцию В.Н.Лазарева, согласно которой принадлежащий Третьяковской галерее список со Спаса на чрепии – Спас Нерукотворный ХП века - создан в Новгороде[16]. Известный ученый медиевист Г.И.Вздорнов уточнил происхождение иконы, предположив, что написана она для церкви Св.Образа на Добрыниной улице в Великом Новгороде, древнейшее упоминание о которой относится к первой половине ХП века. В 1191 году на этом месте была возведена новая деревянная церковь Нерукотворного Спаса. Спас Нерукотворный считается, наряду с написанными апостолом Лукою иконами Богоматери, главным документальным свидетельством о Христе. Иконография Спаса Нерукотворного распространена в русском православном искусстве в трех вариантах. О древнейшем – Спасе на чрепии (или Чрепие) – можно судить по вышеописанному образу Третьяковской галереи. В отличие от него Спас на убрусе, или просто Убрус, представляет собой изображение Божьего лика на фоне полотна.
|