КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Спас в СилахОднако чаще всего в иконостас помещается самый торжественный извод престольного образа Спасителя в русском иконописании – тронная икона Спас в Силах, являющаяся центром всего иконостаса и являющая собою «целый богословский трактат в красках». В основу этого образа положены видения пророка Иезекииля и Откровение Иоанна Богослова[35]. Привлекая тексты Священного Писания, можно расшифровать все элементы этого действительно сложного по смыслу и по композиции изображения[36]. Практически вся площадь доски занята изображением красного четверика, то есть квадрата с вытянутыми углами, символизирующего землю. В углах его помещены символы четырех евангелистов: ангел – Матфея, лев – Марка, телец – Луки, орел – Иоанна[37]. Так образуется тетраморф, обозначающий, что Благая весть – Евангелие - идет во все четыре стороны света. На фоне красного четверика – тетраморфа изображается синий овал, заполненный силами небесными – изображениями крылатых ангелов. Синий овал символизирует духовный мир, или мир духовной реальности. У подножия престола также изображены представители сил небесных – престолы– «очистые» в виде крылатых колес с множеством очей по ободьям, упоминаемые в книге пророка Иезекииля. Поверх синего овала помещен красный ромб – условное изображение светозарной славы Иисуса Христа. Такой же ромб можно видеть на иконе Богоматери Неопалимая купина. Этот второй – верхний красный ромб символизирует огненную природу Божества. Сочетание синего и красного цветов в этой композиции, так же как в одеждах Спасителя, символизирует сочетание в Христе Божественной и человеческой природы, воплощенности земной и непостижимости небесной. Изображение же Христа отвечает иконографии Вседержителя, хотя в тронной иконе цвета Его одежд могут быть иными, в частности желтыми с золотым ассистом, символизирующими сияние Его славы, нетварного Божественного света[38]. Следует отметить нематериальность престола, сотканного из Славы Господней, символизирующего власть Господа – Царя Небесного и Праведного Судии: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф., 25, 31-32). В руках Спасителя может быть изображена и Книга Жизни, в которую внесены имена всех спасенных, и Книга Откровения, запечатанная семью печатями, открыть которую дано только Агнцу, и Книга Завета и Закона – Библия, и собственно Евангелие. Это и символ самого Спасителя как в Этимасии – книги, лежащей на престоле[39]. Явленный в Силах и славе, владыкой земного и небесного, видимого и незримого миров, Спас на престоле знаменует грядущее Второе Пришествие, ожидающий человека Страшный суд и возвращение мира к первообразной гармонии. Потому икона эта не пугает, а привлекает своим торжественным величием. Среди самых ранних тронных изображений Христа – мозаики византийских храмов, притом классической считается та, что помещена в люнете храма Св.Софии в Константинополе. Один из самых прекрасных русских образов Спаса в силах – икона из так называемого Васильевского деисусного чина Владимирского Успенского собора (ГТГ).
|