КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Христос – Царь ИудейскийИкона Христос-Царь Иудейский по композиции являет собой аналог весьма распространенного в западноевропейской традиции со времен Возрождения сюжета «Се человек». Поименование иконы обращает к моменту поругания Христа, описанному в Евангелии от Матфея: Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк. И раздевши Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венок из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него, и, взявши трость, били Его по голове (Мф., 27, 27-30) От этого изображения страстных мук Спасителя веет глубокой скорбью и Божественным смирением: Христос «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (…) будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2, 22-23). В истолковании этого извода нередко подчеркивается, что орудия страстей в данном случае выступают как «символы уничтожения последствий грехопадения»[31].
ОБРАЗЫ СПАСИТЕЛЯ В РОСТ (СТОЯ) Изображения Господа Иисуса Христа в рост фронтально в православной традиции встречаются нечасто и, как правило, в сопровождении Богоматери и святых. Иногда Христос стоит на подножии – своеобразном подиуме, который символизирует верховную власть. Иногда это изображение имеет подпись: ГДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. Прототип образа – византийский Халкит – весьма почитаемая икона Христос Поручитель, находившаяся в Константинополе, в императорском дворце, на Халкопратийских воротах. Считается, что первоначально этот извод был скульптурным. Статуя – медная или бронзовая – была воздвигнута Константином Великим и, по-видимому, уничтожена в пору иконоборчества. Возобновлена в мозаике. Снова уничтожена и снова восстановлена в мозаике при императрице Феодоре в 1Х веке. В Благовещенском соборе Московского Кремля хранится икона-камея Спас Халкит Х века (Византия). Образ Христа Халкита в русской иконописи лег в основу иконографического извода, именуемого Спас Смоленский, известного в нескольких вариантах (с различными дополнениями). Спас Смоленский с притчами Середина – третья четверть ХУ1в. Благовещенский собор Московского Кремля Спас Смоленский с притчами (середина – третья четверть ХУ1в., Благовещенский собор Московского Кремля) представляет собою достаточно редкий иконографический тип образа Спасителя в рост, с раскрытым Евангелием в левой руке и припадающими к Его стопам Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Как утверждает исследователь иконографии Спасителя И.Ф.Припачкин, иконография этого образа сложилась на Руси в ХУ1 веке в связи с возвращением Смоленска, в 1514 году отвоеванного у Литвы. В память об этом на Спасских воротах была поставлена фигура Спасителя в рост (так называемый Халкит). Позднее ее заменила фреска, на которой фигуры припадающих напоминали о чуде спасения Москвы от нашествия Махмет-Гирея[32]. Сходные по композиции иконы с припадающими к стопам Христа женщинами определяются как Явление Христа мироносицам (Ярославль)[33].
|