КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кардинальная цель продуктивной экономикиВыбирая Бога, мы выбираем судьбу. Публий Вергилий Марон Итак, в последующем будем полагать, что экономика как наука призвана способствовать гармоничному вхождению человека в Природную экосистему, соответствовать её законам, содействовать повышению продуктивности общечеловеческого труда, согласованному развитию всего человеческого сообщества.Как сформулировать её цель, чтобы экономика как таковая действительно отвечала указанному определению? Здесь и далее будем считать, чтоцелью экономики, всякой экономической деятельности служит удовлетворение потребностей отдельных людей и всего человеческого сообщества. Причём, здесь принимаются во внимание не только повседневные, но и перспективные потребности, и не только ныне живущего поколения, но и всех последующих. Не только витальные, жизненные потребности, но и социальные, духовные. И в этом – главная задача экономики. Все другие её цели должны быть подчинены указанной, без неё они лишены смысла. В самом деле, «Потребление является единственной целью, единственным смыслом любого производства…» (Адам Смит, 1776 г.). И с ним полностью солидарен один из ведущих экономистов ХХ века М. Алле: «Основная цель экономической деятельности – удовлетворение практически безграничных потребностей людей…». Иначе говоря, экономика функционирует не ради самого процесса производства, создания каких-либо сооружений, ценностей, получения прибыли, денег, служения идеологии или идолам, а исключительно для удовлетворения потребностей людей. Всех без исключения: богатых и бедных, белых, жёлтых и чёрных, молодых и старых, умных и глупых, сильных и слабых, здоровых и не очень. Если Бог создал их, значит они нужны, и не человеку поправлять Его. Экономика должна служить людям, а не наоборот. Поэтому, несомненно, критерием совершенства экономики является лишь то, насколько полно она эту функцию исполняет. Несмотря на всю очевидность такого подхода, в трактовке основной цели хозяйственной политики допускаются различные толкования. Так, в формулировке главной цели социалистического производства фигурировало всемерное укрепление государства, создание материально-технической базы коммунизма. Считалось, что за счёт ограниченного удовлетворения потребностей на какой-то промежуток времени можно осуществить более интенсивное строительство объектов индустрии. Подготовить, таким образом, материальную базу для лучшей жизни в будущем, сделать государство могучим и счастливым. Целью капиталистической экономики является прибыль, доход владельцев капитала, собственников средств производства. Считается, что чем благоприятнее созданы условия для бизнеса, вернее – для бизнесменов, тем лучше всему обществу. Именно эти ценности служат основой для нормального функционирования данного строя. Главным считается защита личных интересов и, прежде всего, привилегий правящего класса. Сформулированными целями нынешней реформы в России являлся уничтожение «тоталитарного режима», построение «капитализма с человеческим лицом», «рыночной экономики» и вхождение «в мировую цивилизацию». В государствах воинствующего национализма экономика подчиняется соответствующей национальной политике. При авторитарных режимах значительные усилия затрачиваются на благоденствие, прославление руководящих личностей, проводимой ими политики, удовлетворение их непомерных амбиций, властных потребностей. Вспомним знаменитое высказывание короля Франции Людовика ХIV: «Государство – это Я!». Однако там, где властвует ортодоксальная политика, голая корысть или амбиции, неизбежно исчезает гармония. В самом деле, в странах с сильно выраженным имущественным неравенством производству выгодно в первую очередь удовлетворять потребности богатых слоёв населения, и только потом – всех остальных. Такое общество начинает делиться на два неравнозначных класса, один из которых считается первостепенным, а другой призван его обслуживать. Как пример, современная российская экономика направлена преимущественно на удовлетворение потребностей «приватизировавшего» собственность и власть предпринимательского класса, а не широких слоёв населения. Именно первые являются платёжеспособными, а вторые просто выживают. Поэтому большая и самая качественная часть инфраструктуры, сферы обслуживания, образования, медицины и проч. приспособлена для имеющих средства вне зависимости от их источников, а не для всего общества в целом. Как правило, указанные видоизменения генеральных целей экономики не приводят к расцвету государств и обществ. Так, стройки коммунизма устаревали и требовали реконструкции значительно быстрее, чем строился сам коммунизм. И последующий развал СССР во многом был обусловлен именно длительной экономией на населении. Упор на прибыль, доход любой ценой ведёт к тому, что экономикой начинают управлять исключительно деньги. Это ставит в привилегированное положение овеществлённый труд по сравнению с живым, способствует принижению престижа и доходности наёмного труда, ведёт к росту эксплуатации населения властной «элитой», к появлению социального неравенства, напряжённости, содействует криминализации общества и связанным со всем этим колоссальным потерям. Стимулирует, таким образом, не созидательные процессы, а потребительные. Оно крайне неэффективно. В самом деле, «при современной системе частной собственности само производство, ведущееся ради прибыли, приняло ложное направление, и оно совершенно недостаточно даже для удовлетворения основных жизненных потребностей всего населения. При такой низкой производительности «благосостояние для всех» невозможно» (революционер граф П.А. Кропоткин). В этой связи опирающаяся только на частную собственность современная российская «элита» подрывает базовые основы государства, а значит разрушает последующее благополучие не только своего народа, но и собственного потомства. И это неудивительно, «… у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетённым» (Николо Макиавелли, XVI век). Национализм ведёт к деградации нравственности, культуры и жизнестойкости собственного народа, а значит способствует его вырождению. Авторитаризм дисгармонирует общество. Неуёмная корысть правящей элиты не только препятствует ей в полной мере наслаждаться своим богатством в окружении голодных и озлобленных соотечественников, но подрывает экономику настолько, что делает жизнь богатых в существующих условиях менее благополучной, чем у обычных людей в гармонично развитой экономике. Поистине, лучше быть средним в стране процветающей и богатой, чем богатым в стране нищей и разорённой. И спокойнее, и перспективнее. Таким образом, замещение главной цели экономики наблюдается повсеместно и ещё никогда не приносило долговременной пользы.
|