КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предметы потребления и средства производстваРассудок знает только то, что успел узнать..., а натура человеческая действует вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно. Ф.М. Достоевский Потребности обычно проявляются не абстрактно, а в виде необходимости каких-то условий, вещей, услуг. Всё то, что удовлетворяет человеческие потребности, т.е. что необходимо людям для полной жизни, поддерживает и восстанавливает их здоровье, повышает жизненный тонус, способствует сохранению и продолжению рода относитсяк предметам потребления. «Всякое богатство состоит из предметов, которые служат удовлетворению потребностей, прямо или опосредованно» (Альфред Маршалл). Это вода и пища, одежда и жильё, медицинская помощь и спортивные сооружения, духовные блага и экологически чистая природа. К предметам потребления относится и сам человеческий труд, поскольку он является необходимым фактором для развития и всей жизни людей. То есть, с одной стороны, без труда невозможно производство, а с другой – он сам является предметом потребления. Такими качествами, впрочем, обладают и все другие предметы потребления, но об этом чуть позже. Многие предметы потребления человек получает от Природы без затрат труда, недостающие создаёт сам в процессе производства. Они в основном и будут рассматриваться в дальнейшем. Потребности всегда опережают совокупность имеющихся предметов потребления, создавая, таким образом, стимул для производства, диктуя ему, какие предметы и в каких количествах следует производить. Такой механизм должен работать неукоснительно. Любое отстранение человека от производства предметов его собственного потребления, от установления их числа и номинала наносит ущерб как производству, так и человеку, для которого оно призвано функционировать. Однако в настоящее время это правило работает плохо, усилиями рекламы и другими мерами именно потребности ныне приспосабливаются к производству, а не наоборот. «Прожив на свете, большинство из нас приходит к выводу, что почти все утверждения экономистов не соответствуют истине. Ни в чём экономисты не заблуждаются так глубоко, как в этих бредовых представлениях о спросе, рождающем предложение. На самом деле все примеры из истории говорят об обратном: почти всегда именно предложение (а то и сам предлагающий) обеспечивает спрос» (Сирил Н. Паркинсон). С другой стороны, существует определённое, оптимальное соотношение между потребностями и количеством удовлетворяющих их предметов потребления. Причём, если имеющееся соотношение оказывается выше оптимального, т.е. почти все потребности людей удовлетворены, это понижает стимул интенсивно трудиться, тормозит развитие. Если указанное соотношение ниже оптимального, потребности сокращаются и люди деградируют. При этом возникает атмосфера неудовлетворённости, стремление любыми путями ликвидировать причины такого отставания. И если эти причины, несмотря на все усилия людей, длительное время не устраняются, возникает либо апатия, либо желание удовлетворить свои потребности за счёт окружающих. Тогда увеличивается патология человеческих отношений, растут эксплуатация и преступность, разочарование и аморальность, жестокость и безнравственность. Именно к такому состоянию ведут российское общество наши реформаторы. В странах с высокой степенью имущественного расслоения наблюдаются обе указанные тенденции, то есть апатия и деградация бедных и снижение стимула совершенствоваться, развивать производство у богатых. И всё это сопровождается изрядной дозой криминальности. Типичным отображением этого проявления служит настоящее состояние нашего государства. Соревновательность должна присутствовать всегда, поскольку именно она устанавливает естественный отбор в природе, способствует отмиранию в ней нежизнеспособных особей. Однако здесь, как и всюду, нужна мера. Без чувства сострадания любой человек становится моральным уродом. С другой стороны, если в государстве превалирует стремление удовлетворять потребности не за счёт труда, т.е. увеличения производительных сил общества, а путём передела уже созданного, не увеличивая совокупное богатство, а перераспределяя его, такое положение неизменно ведёт к разрушению и производства, и нравственности. Вне зависимости от того, направляется оно сверху или снизу, это способствует гибели государства и общества. Такое уже было, и достаточно убедительно проявляется у нас сейчас. Имущественное равенство не менее опасно, поскольку оно убивает всякие производственные стимулы. Достаток каждого в этом случае определяется только средним уровнем жизни общества. Влияние человека на него незначительно, а потому становятся бессмысленными его усилия повышать результативность собственного труда. С другой стороны, степень имущественного неравенства общества не должна превышать некоторой меры, устанавливаемой естественным различием людей по интеллекту, квалификации, трудовым затратам. Об этом подробно в дальнейшем. Предметы потребления можно классифицировать по различным признакам. В настоящее время их принято делить на материальные и нематериальные (духовные). Некоторыми это деление воспринимается как Богом данное, делаются далеко идущие выводы о примате материальных потребностей над нематериальными или наоборот. На этой основе формируется стратегия развития производства, устанавливаются соответствующие приоритеты в обществе. Однако подобный подход не представляется достаточно обоснованным. В самом деле, как и любая другая классификация, деление предметов потребления на материальные и нематериальные является условным. Строго говоря, нет и не может быть неодухотворённых материальных предметов потребления и нематериализованных – духовных. Так, для театров необходимы помещения, музыкальные инструменты, реквизит. Для печатания книг – полиграфическая база, бумага, краски; для спорта – соответствующие сооружения, инвентарь и проч. С другой стороны, одежда должна быть модной, жильё – удобным и красивым, спектакль – хорошо поставленным, а пища – аппетитной, полезной. Такое деление не устанавливает и степени необходимости различных предметов потребления: «Не в величии наслаждение, а в том, чтобы душа могла осуществить свою надежду» (Лопе де Вега). В самом деле, каждый может привести пример, когда медицинская помощь была более нужной, чем пища или одежда. Когда из-за театра, книг люди отказывались от каких-то материальных благ. С другой стороны, не следует забывать, что обеспечивая себя всё более разнообразными материальными предметами потребления, человек поневоле становится их рабом. Он начинает передвигаться, слышать, видеть и чувствовать с помощью машин, а значит приобретает свойственные механизмам качества, утрачивает внутренне присущую ему духовность, они его как бы «прессуют». Всё большие усилия затрачиваются им на добывание указанных «костылей» вместо того, чтобы самому лучше видеть окружающий мир, развивать собственное видение действительности и того, что на самом деле ему нужно для счастья и раскрытия личных возможностей. Поэтому, создав с помощью науки основы своего материального благополучия, сформировав с использованием религии и морали милосердие и заложив с помощью искусства понимание гармонии и красоты, человек всего лишь пришёл к выводу об их ограниченности и недостаточности для достижения подлинного благоденствия. «Величие человека не в том, чем он является, но в том, что он делает (для себя) возможным» (Шри Ауробиндо). Более того, как следует из сакральных учений, чем в большей мере достигает человек материального благополучия, тем менее духовным он оказывается. Мельче становятся его жизненные идеалы, приземлёнее цели. Беднее делается его духовная жизнь, активнее стремление заполнить свою пустую душу материальными благами. И всё большим оказывается его голод, который пытается удовлетворить он всякими извращениями, удовольствиями, жестокостью к себе и к другим. И чем сильнее стремление заместить духовное материальным, тем глубже оказывается пресыщенность, разочарование, апатия. Но и обратное, т.е. недостаточное удовлетворение материальных потребностей, не в меньшей степени разрушает человека. Именно эти обстоятельства явились главными причинами распространения наркотиков, сексуальной распущенности, появления всевозможных хиппи и суицида, особенно среди молодёжи. Материальные и духовные качества предметов потребления, таким образом, находятся в диалектическом единстве, отделить их друг от друга невозможно. Так, существует понятие: «вложить душу в свой труд», и оно в полной мере отражает процесс производства вещей. В самом деле, гончар, который делает свои кувшины, инженер, разрабатывающий машину, конструктор, проектирующий самолёт – все они наполняют продукты труда своей живой энергией, в определённой мере вливают в них частичку своей души. Такое деление не способствует пониманию природы ни предметов потребления, ни самого производства. В то же время оно стимулирует бездуховность общества, устанавливает приоритет материальных целей, критериев над нравственными со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Нигде более резко не выступают трудности, с которыми мы всё ещё сталкиваемся, пытаясь соединить в одной и той же рациональной перспективе дух и материю..., чтобы духовная и материальная стороны нашей деятельности оживили друг друга» (П. Тейяр де Шарден). Для практической экономики более полезным представляется деление предметов потребления на индивидуальные, коллективные и общественные, поскольку способы их удовлетворения по сути своей не могут быть одинаковыми. При этом к индивидуальным относятся такие предметы потребления, которыми человек и члены его семьи пользуются вне связи с другими не близкими им людьми: жильё, одежда, пища, предметы быта, культуры и др. Коллективными предметами потребления человек пользуется вместе с окружающими людьми в местах проживания, работы, отдыха и т.д. Это – медицина и милиция, коммунальные службы и общественный транспорт, культурные, культовые и спортивные сооружения, дороги, связь и ещё многое другое. К общественным предметам потребления относятся государственные учреждения и армия, высшие учебные заведения и коммуникации, защитные сооружения и федеральная безопасность, наука, культура и проч. То есть всё то, что удовлетворяет потребности всех людей, образующих общество как целое. Предлагаемая классификация также является условной. Так, каждому из индивидуальных предметов потребления присущи черты коллективных, общественных предметов, и наоборот. Границы между ними размыты. Действительно, потребности семьи здесь отнесены к индивидуальным, хотя семья – это коллектив, связанный родственными отношениями. Ещё труднее провести грань между коллективными и общественными предметами потребления. Где кончается коллектив и начинается общество? В этой связи в дальнейшем будем полагать, что коллектив – это общность людей, в которой каждый член способен оказывать заметное влияние на форму организации, характер труда и распределения. В обществе это воздействие незначительно, действуют иные законы управления. Из условности приведённого деления можно сделать лишь тот вывод, что формы удовлетворения потребностей должны быть таковыми, чтобы между ними не было существенных противоречий, чтобы они могли плавно переходить одна в другую. При этом производство одних предметов потребления не должно осуществляться в ущерб остальным. Такое деление позволяет распределению более активно влиять на производство, а расходам – на доход. В самом деле, все предметы потребления обладают дуализмом качеств. С одной стороны, они удовлетворяют потребности людей, а с другой – активно влияют на производство. Коллективными и общественными предметами потребления человек пользуется иначе, чем индивидуальными, и зависит он от них по-другому. Поэтому для каждого вида предметов потребления могут быть выработаны собственные формы распределения, которые в наибольшей степени стимулируют развитие производства. Именно это деление целесообразно применять для формирования оптимизированной налоговой системы, и об этом подробно ниже. Предметы потребления изготовляются в процессе производства. Но самому производству для его нормальной деятельности необходимы продукты труда, предназначенные для удовлетворения его собственных потребностей. Это – орудия труда и промышленные сооружения, грузовой транспорт и коммуникации, производственная связь и ещё многое, многое другое. То есть овеществлённый труд, средства производстванеобходимы предприятиям точно так же, как предметы потребления – человеку. Они являются как бы катализатором, который делает труд человека и всю производственную деятельность людей более результативными. Строго говоря, деление продуктов труда на предметы потребления и средства производства также является условным. В определённой мере средства производства удовлетворяют потребности людей, влияют на их физическое и моральное состояние, способствуют самовыражению и проч. Более того, чем больше потребительских качеств у средств производства, выше их эргономические характеристики, совершеннее дизайн, тем эффективнее они работают. С другой стороны, предметы потребления активно влияют на основной компонент производства – человека. Поэтому более правильным будет считать средствами производства такие продукты труда, которые предназначены в большей степени для производства, чем для потребления, а предметами потребления – наоборот. Вместе с тем, имеется целый ряд продуктов труда, потребительские и производственные качества которых примерно одинаковы. Например, образование. Без него немыслимо современное производство, и в то же время оно удовлетворяет потребности человека в знаниях, культуре, самовыражении. Или армия. Она не является паразитом государства, как ещё недавно утверждалось в экономической теории социализма. Защищая жизнь, честь и достоинство людей, армия создаёт условия для нормального функционирования производства и каждого человека. В существующих международных условиях является одним из важнейших институтов государства. Отсюда следует, что в гармоничной экономике развитие производства в ущерб потреблению или потребления в ущерб производству не должно иметь места. В то же время указанные продукты труда не являются равнозначными. В самом деле, целью производства служат только предметы потребления. Производство средств производства необходимо лишь в той мере, в которой оно экономит общественный труд, способствует производству предметов потребления. Если этого не происходит, тогда производство некоторых средств производства становится не только бессмысленным, но избыточным расходованием общественных ресурсов, оно начинает причинять ущерб. И это не является маловероятным. В частности, именно такому состоянию производства способствовало активное использование в нашей стране сформулированного К. Марксом и развитого В. Лениным так называемого «Закона опережающего роста производства средств производства». Ограничители его не были сформулированы, поэтому темпы роста группы А (производство средств производства) оказались в СССР почти в 8 раз выше, чем у группы В (производства предметов потребления). В результате активно росла индустрия, но не жизненный уровень населения. С другой стороны, чем больше изготавливается средств производства, тем больше требуется ресурсов для их обслуживания, воспроизводства, поддержания в рабочем состоянии. Значительнее затраты общественного труда на его ремонт и обеспечение. А значит меньше его влияние на характер производства предметов потребления людей. Отсутствие развитых рыночных отношений и общественных критериев, позволяющих объективно оценивать эффективность производства как целого, постоянно подводит общество к грани, начиная с которой производство перестаёт служить людям, а становится их эксплуататором. И то же самое происходит, когда в экономике явно проявляется стремление повышать эффективность расходования денег, а не совершенствовать производство, поскольку это – далеко не одно и то же. Производство средств производства является промежуточной целью, определённым этапом на пути создания предметов потребления. Аналогична роль полуфабрикатов и других предметов незавершённого производства. Уточнение роли средств производства и предметов потребления позволяет установить оптимальные соотношения между ними, предложить качественно новые критерии и пути совершенствования экономики страны, чем используемые в настоящее время принципы максимизации прибыли.
|