КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потребности людей и их анализМолоко для младенцев, мясо – для сильных людей. Апостол Павел Приведённая выше трактовка основной цели общественного производства является неполной, поскольку в ней не указано, что представляют собой потребности, каковы они, от чего зависят, как удовлетворяются. В данной работе отметим лишь те их качества, которые связаны с производством. Под потребностями здесь понимаются факторы, которые необходимы людям для собственной жизни и для обеспечения их существования как биологического рода. Они служат его отображением тяги к Единому совершенству, к Гармонии и Красоте Мира, к Его полноте. В самом деле, «Быть и быть во всей полноте – это цель Природы, которую она стремится реализовать в нас … а быть во всей полноте – значит быть всем, что существует» (Шри Ауробиндо). Поскольку «Эволюция – это вечное распускание цветка, который всегда был цветком. Не будь этого семени внутри, ничто бы не тронулось с места, потому что ничто не испытывало бы потребности ни в чём» (Сапртрем). Потребности являются главной движущей силой человеческого поведения и обычно делятся на витальные (жизненные), социальные и духовные. К витальным относится физиологическое состояние людей: их сытость, тепло, комфортность, здоровье, труд, любовь и др. Духовные потребности включают в себя удовлетворённость жизнью, стремление к совершенству, к гармонии, красоте, знаниям, культуре, нравственности, к состраданию и к добру. В самом деле, «Милосердие есть мощь праведного» (Вишну Пурана). Громадную роль в жизни людей занимают факторы психологического комфорта: уверенность в себе, престиж, желание раскрыть свои возможности, самоуважение и авторитет у окружающих. «Потребность заявить себя, отличиться, выйти из ряда вон есть закон природы для всякой личности; это право её, её сущность, закон её существования» (Ф.М. Достоевский). Важнейшую роль в жизни людей играют продолжение рода и обеспечение его жизни, возможность общения с другими людьми, соревновательность, материнство и детство. К социальным потребностям относится социальная защищённость, безопасность, уверенность в будущем для себя и для близких, жизнь в окружении здоровых, счастливых, доброжелательных, красивых и уверенных в себе людей. Таким образом, потребности не ограничиваются какими-либо догмами. Указанные градации, разумеется, являются условными и не охватывают ни всей гаммы человеческих потребностей, ни устанавливают чётких границ между ними. Так, одними из проявлений потребностей являются страсти, которые, как известно, правят миром. Потребности зависят от индивидуальных особенностей людей и от условий их бытия, пола и возраста, культуры и образования, здоровья, исторического опыта, религии и национальных традиций. На потребности влияют время года и место проживания, окружающие люди, сама степень удовлетворения потребностей. Чем больше человек имеет, тем большего ему хочется. Как представителю человеческого рода, каждому индивидууму присущи некоторые одинаковые с другими людьми потребности. И вместе с тем нет двух людей, потребности которых были бы полностью идентичными. С другой стороны, потребности нельзя рассматривать как произвольный набор каких-то качеств. Потребности каждого образуют гармоничную систему, комплекс, отображающий самого человека, фактически являющийся его образом. «Там, где ваше сокровище, там будет и ваше сердце» (Иисус Христос). Одни из них не существуют без других. Так, тяга к роскоши не может проявляться без удовлетворения чувства голода. Модная шляпка требует наличия не менее престижного платья. Причём, степень взаимозависимости и взаимозаменяемости различных потребностей неодинакова, однако она существует всегда. Длительная неудовлетворенность каких-либо потребностей человека способна нарушить всю его внутреннюю гармонию. Потребности воспитываются, развиваются. При этом индивидуальное восприятие каждой потребности различными людьми неодинаково. То, что для одного составляет смысл жизни, для другого не имеет никакого значения. Лишите истинного меломана музыки, и ничто не сумеет ему её заменить. В самом деле, «Человек – это существо настолько разнообразное, изменчивое и суетное, что трудно составить о нём постоянное и цельное суждение» (Монтень). Отсюда необходимо уважительно относиться ко всей без исключения гамме человеческих потребностей. Очевидно, что при удовлетворении потребностей только среднестатистического человека в полной мере не будет удовлетворён никто. Но для этого должны существовать механизмы, с помощью которых каждый человек сумеет сам продемонстрировать собственные потребности, постоять за них. В этой связи навязывание ему каких-то потребностей исходя из личных целей товаропроизводителей, чем занимается ныне существующая тоталитарная реклама – действие отнюдь не безобидное. Оно способствует разрушению личной ауры человека, делает их единообразными, зомбированными. «Подавление индивидуального вполне может стать подавлением Бога в человеке» (Шри Ауробиндо). Отсюда должна быть выработана такая система информационных и производственных отношений, при которой человек будет самостоятельно устанавливать значимость для него тех или иных желаний, иметь право выбора и возможность влиять на процесс его удовлетворения. Товарно-рыночные отношения, при отсутствии патологии в их функционировании, при здоровом административном управлении ими в наибольшей степени отвечают этим требованиям. С другой стороны, нет предела человеческим потребностям и никогда не будут они удовлетворены полностью. И это прекрасно, поскольку именно потребности создают человеку стимул трудиться, жить и совершенствоваться. Борьба за них предоставляет ему смысл жизни, без них человек давно бы деградировал, погиб. Именно потребности дают возможность государству поощрять жажду новизны, которая служит источником проявления человеческой энергии и делает оправданным его существование. Известно, что страны, в которых вместо воспитания потребностей стремятся всячески их ограничивать, неизбежно приходят в упадок. Вместе с тем потребности одних людей могут противостоять потребностям других. Например, тяга к власти одних нередко оборачивается потерей свободы другими. В общественном смысле лишь те потребности достойны уважения, которые не удовлетворяются за счёт других людей, общества, потомства, не противодействуют им. Именно о таких потребностях в основном и пойдёт здесь речь. Другими потребностями должны заниматься воспитательные, медицинские или правоохранительные органы. Невозможность их проявления должна быть заложена в саму основу государства. Если интересы человека, коллектива и общества согласуются друг с другом, находятся в гармоничном соответствии, это условие выполняется автоматически. Чем более полно соблюдается указанный принцип, тем выше уровень цивилизованности общества.
|