КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отличительные парадигмальные черты современной лингвистикиАнализируя динамику научного познания, характеризуя его формы и его условия, В. С. Швырев пишет: "В образе науки четко осознается теперь то принципиальное обстоятельство, что научно-познавательная деятельность осуществляется всегда, так сказать, в определяющей системе когнитивных координат, в свою очередь определяемых соответствующими стилями мышления, "парадигмами", "темами", "исследовательскими программа- ми", определенными "картинами мира", составляющими исходные предпосылки формирования конкретного содержания научных концепций, теорий, объяснительных схем и пр." [Швырев 1988, 3]. Завершая настоящий раздел и стремясь дать представление о парадигматическом характере современной лингвистики, мы и делаем попытку выявить эту "систему когнитивных координат" и связать ее с тем понятием, которое ввели выше для общей характеристики парадигмы научного знания,— понятием ее предпосылочно-установочной части. Не вызывает никакого сомнения, что уже для Т. Куна связь предпосылочности с различными парадигмами была их конституирующей чертой и что он "достаточно убедительно выявил тот кардинальный факт, что формирование и развитие знаний осуществляется всегда в некотором пространстве предпосылок, в некоторой порождающей их среде" [Швырев 1988, 52-53]. Подобную "порождающую среду" для идей и концепций в области современной лингвистики мы и пытаемся охарактеризовать в последней части нашей работы. Выше мы уже высказали предположение о том, что при всем внешнем разнообразии представлений о языке современной лингвистике все же свойственно следование определенной системе общих установок. Таких принципиальных установок мы выделяем четыре, это: — экспансионизм, — антропоцентризм, — функционализм, или, скорее, неофункционализм, — экспланаторность. Теперь наша задача заключается в том, чтобы охарактеризовать смысл и конкретное содержание каждой из этих отличительных черт. В представление о каждой научной дисциплине входит прежде всего определение области и предмета ее исследования, однако, границы дисциплины не всегда очерчиваются этим указанием достаточно конкретно. Не случайно Ф. де Соссюр, перечисляя главные задачи лингвистики как особой науки, подчеркивал необходимость установить ее границы [Соссюр 1977, 44], и 2,09
для всех соссюрианских направлений было показательно связать эти границы с исследованием языка "в самом себе и для себя" [Там же, 269]. Сегодня положение дел радикально изменилось, и лингвистику, напротив, никак нельзя считать дисциплиной с четко установленными границами,— она выявляет явную тенденцию к расширению своих пределов. Эту тенденцию именуют экспансионизмом. Понятие экспансионизма как определенного периода в становлении научной дисциплины— в противовес редукционизму — было впервые выдвинуто на XIV Международном лингвистическом конгрессе в Берлине в 1987 г. применительно к лингвистике текста. Оно подробно обсуждалось в этой связи в выступлениях Т. Энквиста и Ф. Данеша. Редукционистскими они назвали такие периоды в развитии дисциплины, когда господствует стремление ограничить пределы анализа объекта, экспансионистскими, наоборот, такие, когда ракурсы исследования определенного объекта считаются либо не вполне ясными, либо— в силу сложности объекта— постоянно меняющимися и распространяющимися. Тенденции развития науки связаны в этом последнем случае с поисками новых подходов к изучаемому объекту, причем отнюдь не возбраняется путь проб и ошибок. В такие периоды происходит экспансия науки, достигаемая нередко ценой размывания ее границ. Т. Энквист, поддержанный Ф. Данешем, подчеркивал целесообразность такого подхода и его явные преимущества по сравнению с редукционизмом в момент формирования новой области знания, когда исследователи находятся под угрозой упустить некоторые непосредственно не наблюдаемые или не вполне очевидные свойства объекта. Такая исследовательская стратегия позволяет в дальнейшем внести в анализ необходимые коррективы и уточнить перспективы исследования (см. [Danes 1987, 289]). Очевидно, что понятие экспансионизма может быть отнесено сегодня не только к лингвистике текста, но и многим другим лингвистическим субдисциплинам, а также— к самой теоретической лингвистике. Проявления экспансионизма мы усматриваем и в возникновении новых "сдвоенных" наук (ср. психолингвистику и социолингвистику, социо- и психосемантику, семантику синтаксиса и пр.), и в упрочении традиционных связей лин- гвистики с философией и логикой (благодаря чему на их границах вычленяются новые школы — ср., например, школу логического анализа языка или лингвистические исследования философов-аналитиков), и в возникновении новых дисциплин (ср. инженерную и компьютерную лингвистику), и в формировании новых областей знания внутри самой лингвистики (ср. лингвистику текста, трансфрастику, теорию речевых актов и т. п.). Нельзя, наконец, не отметить расширение объектов исследования и внутри уже сложившихся "уровневых" лингвистических дисциплин. Все это вместе, действительно, напоминает некую "расширяющуюся вселенную", исследование каждого звена которой усложняется и претерпевает значительные изменения именно в сторону их расширения. "При сохранении принципа "чистоты", — пишет А. Е. Кибрик, — лингвистика последних десятилетий характеризуется в то же время неуклонным расширением своих интересов: от фонетики к фонологии, от морфологии к синтаксису и затем к семантике, от предложения к тексту, от синтаксической структуры к коммуникативной,от языка к речи, от теоретического языкознания к прикладному. То, что считается "нелингвистикой" на одном этапе, включается в нее на следующем. Этот процесс лингвистической экспансии нельзя считать законченным" [Кибрик 1987,35]. В качестве яркого примера экспансионизма можно привести и прагматику — хорошо известны дискуссии о том, где кончается семантика и начинается прагматика; неясно также, что же кладет пределы изучению в лингвистике ее прагматических аспектов и какие именно явления заслуживают названия прагматических и подлежат собственно лингвистическому анализу. С экспансионизмом можно, по всей видимости, связать и
Экспансионизм лингвистики обнаруживается, на наш взгляд, в почти повсеместном признании того факта, что для адекватного познания языка необходимы выходы не только в разные области гуманитарного знания, но и в разные сферы естественных наук. Ср. появление так называемых нейрологических исследований, связи лингвистики с биологией и медициной, не говоря уж о проверке ряда лингвистических гипотез на компьютерах и имитации на них речемыслительных процессов порождения и восприятия речи, что получило специальное название "симуляции когнитивных и языковых процессов", особенно при моделировании искусственного интеллекта. Без учета этих данных, без учета сведений о патологии речи и нарушениях речевой деятельности при афазиях разного типа и т. д. данные о строении и функционировании языка считаются многими исследователями сегодня недостаточными. Интересно привести в этой связи мнение одного из самых крупных американских типологов — Т. Гивона, который указывает, что для его занятий лингвистикой, а именно— синтаксисом, семантикой и прагматикой, — ему были необходимы сведения из биологии (с ее пониманием было сопряжено изучение функций живых организмов и их эволюции, что важно для решения проблем приспособляемости к среде и выживания), из философии (где сперва эмпиризм и рационализм были четко противопоставлены друг другу, но где впоследствии была найдена некая компромиссная точка зрения, столь привлекательная для лингвиста), из антропологии (она важна для лингвиста как убеждающая его в невозможности изучения языка без учета социальных и культурных условий его существования) и, наконец, из психологии со всеми ее экспериментальными данными и теоретическими предположениями о языке как главной человеческой способности [Givon 1984, 1]. Экспансионизм тесно связан, наконец, и с такой мощной тенденцией в современном статусе большой науки, как укрупнение ее отдельных наук. Одно из ее проявлений — интеграционные процессы, которые ведут к выделению междисциплинарных программ исследования (здесь прекрасным примером может служить создание когнитивной науки, служащей объединению целого ряда дисциплин, занимающихся исследованием феномена информации и ее обработки). Описанная ситуация заста- вляет согласиться большинство исследователей с тем, что современные исследования языка невозможны без привлечения таких понятий, как интенция, память, действие, семантический вывод и т. д. [Герасимов, Петров 1988, 6] и что "...существенные результаты в современных исследованиях языка вряд ли могут быть получены путем изучения чисто языковых явлений" [Караулов, Петров 1989, 11]. Настоящее издание, как представляется, тоже призвано защитить и развить эту точку зрения. Трудно было бы утверждать, что экспансионизм связан с каким-либо одним из представленных сегодня течений: он знаменует естественный ход событий и типичен, по всей видимости, для современного состояния науки в целом. И все же, если учесть роль генеративной парадигмы в становлении когнитивной науки с ее междисциплинарной исследовательской программой, с ее обращением ко всем процессам познания и человеческому мозгу, воздействие ГГ на преобразование целей и задач лингвистических исследований надо, несомненно, рассматривать как весьма мощное. Многие импульсы раздвижения границ лингвистики исходили от других направлений отечественной науки, от других иных школ европейского языкознания (в качестве примера можно было бы назвать деятельностные концепции языка, развитие коммуникативно-прагматических подходов к языку, новые веяния в анализе значения и особенно понимания — достаточно назвать в этой связи герменевтику и т. п.). В целом можно, наверно, поэтому полагать, что сама тенденция экспансионизма характеризует и сегодня бытие большинства лингвистических направлений. Соответственно сказанному можно было бы говорить как о мощном вторжении данных о языке, почерпнутых за пределами лингвистики, в сам лингвистический анализ, так и об "экспансиях" лингвистики в психологию и философию, логику и теорию познания, многие разделы которых строятся с обсуждением языковых проблемна также об интенсивном расширении всех областей исследования языка, что, конечно, имеет своим следствием известную размытость границ теоретической лингвистики и полемику о том, что составляет сегодня предмет ее исследования и как его можно рационально ограничить, нетеряя специфики собственно лингвистического анализа.
Экспансионизм в таком его понимании теснейшим образом связан и с другими отличительными чертами современной лингвистики — антропоцентризмом, функционализмом и экс-планаторностью, поскольку обращение к другим наукам и данным из других наук определяется в первую очередь стремлением найти языковым феноменам то или иное объяснение. Такие объяснения устройству языку пытаются найти в первую очередь в сущностных характеристиках его носителя — человека. Господство принципов а нтропоцентризма роднит лингвистику со многими другими областями знания, ибо интерес к человеку, как центру вселенной и человеческим потребностям как определяющим разные типы человеческой деятельности знаменует переориентацию, наблюдаемую во многих фундаментальных науках: в физике это признание позиции наблюдателя*, в литературоведении — обращение к образам автора и читателя в их разных ипостасях, в мегаэкологии — внимание ко всем проблемам окружающей среды и к достижению известной гармонии во взаимодействии человека с природой и т. д. Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. Он обнаруживается в том, что человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, что он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели. Он знаменует, иными словами, тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследования и обусловли-вает его специфический ракурс. Антропоцентрический принцип в языке, - как правильно указывал еще в середине 70-х гг. Ю. С. Степанов, - "находит в современной лингвистике различные индивидуальные формулировки" и оказывается связанным с исследованием широкого круга языковых явлений, отраженных в языковом сознании говоря- * В современной физике исходят из того, что знания об объектах физического мира "всегда опосредованы взаимодействием наблюдателя с прибором" и что "...только таким путем люди могут получать знания об объектах микромира" [Юдин 1984, 22]. щих или же отражающих присутствие говорящего в акте речи и установлении системы его "координат" (см. подробнее [Степанов 1975,50-51]). В лингвистике антропоцентрический принцип связан с попыткой рассмотреть языковые явления в диаде "язык и человек", но из-за возможных различий в подходе он фактически принимает в разных школах современности нетождественные формы. Так, действие этого принципа в генеративной грамматике можно усмотреть в переносе тяжести с рассмотрения системы или структуры языка sui generis на анализ языковой способности человека, на описание той сложной инфраструктуры мозга, которая обеспечивает овладение языком, его знание и использование. Оно сказывается также в том, что человека считают главным судьей в решении вопросов о правильности и "грамматической отмеченности" того или иного предложения, о возможности / невозможности определенной синтаксической конструкции. Генеративис-ты не раз декларировали в этой связи важность апелляции к интуиции говорящего, что на деле обернулось, правда, нередким выдумыванием таких искусственных примеров, которые в реальной практике языка попросту невероятны и которые демонстрируют по существу богатство фантазии самого лингвиста. Анна Гетин в своей новой любопытной книге об антилингвистике [Ge-thin 1990, 26 и сл.] приводит немало подобных примеров, приводя в то же время доказательства того, что часть высказываний, отвергаемых генеративистами как "неправильные", на самом деле в целом ряде конкретных ситуаций вполне нормальны. Антропоцентризм проникает и в более умеренные ветви генеративизма. Так, ратуя за новый подход к строению словаря и анализу его семантических особенностей, Дж. Лайонз указывает, что к нему в целом относится убеждение в том, что он является "не только "антропоцентрическим" (организованным в согласии с общечеловеческими интересами и ценностями), но и "культурно-связанным" (отражающим более конкретные установления и виды практической деятельности, характерные для разных культур)" [Лайонз 1978, 481]. Но ведь и само понятие культуры есть составная часть антропоцентрических представлений, так что рассматриваемая нами черта современной лингвистики отражена в приведенной цитате в достаточно явном виде. Во всяком слу-
чае, все обращения к терминам и концептам духовной культуры человека, все исследования языково-культурологического плана, осуществляемые сегодня как в отечественном языкознании, так и за его пределами (ср., например, работы В. Н. Телия, последние труды А. Вежбицкой [Wierzbicka 1991; 1992] укладываются и в более широкое понятие антропоцентрических работ. Плодотворные формы нашли исследования, ориентированные на человека, в серии публикаций о человеческом факторе в языке. Подготовленные развитием ономасиологического направления и разработкой теории номинации во второй половине 70-х гг., эти работы означали поворот к изучению актов наречения мира как осуществляемых говорящим человеком в ходе его лингвокреативной речемыслительной деятельности и знаменовали на деле исследование творческого начала в речи человека. Хотя, казалось бы, прямую параллель такому обращению к "креативности" следует видеть в генеративной грамматике с ее тезисом о способности человека производить и понимать бесчисленное количество новых высказываний, примечательная оговорка к словам Гумбольдта* о том, что такая способность реализуется на основе ограниченных средств (имелось в виду конечное число возможных для данного языка синтаксических конструкций и тех фонологических единиц, из которых они строятся), сводила на нет мысли о подлинно творческом характере человеческой речи, и не случайно сам термин "порождение речи" ассоциировался в трансформационной грамматике с принципом рекур-сивности единиц, участвующих в построении высказываний. В многотомном издании Лаборатории теоретического языкознания Института языкознания РАН были не только намечены главные линии изучения человеческого фактора в языке, но и сформулированы две глобальные проблемы такого исследования. Одна из них формулировалась как круг вопросов о том, какое воздействие оказывает сложившийся естественный язык на поведение и мышление человека и что дает в этом отношении существование у человека определенной картины мира. Другая же формулировалась как круг вопросов о том, как человек воздей- О новой интерпретации мыслей Гумбольдта по поводу движущих сил языка см. выше, в разделе Ю. С. Степанова. ствует на используемый им язык, какова мера его возможного влияния на него, какие участки языковых систем открыты для его лингвокреативной деятельности и вообще зависят от "человеческого фактора" (дейксис, модальность, экспрессивные аспекты языка, словообразование и т. п.). Заслуживает быть специально отмеченной и постановка вопроса о сути языковой личности и природе его творческой деятельности в языке в известных работах Б. А. Серебренникова и, особенно, Ю. Н. Караулова. В целом можно полагать, что и работы прагматического толка очень близки по духу работам, ориентированным антропологически. Как совершенно справедливо отмечала В. И. Постовалова, "в рамках антропологической лингвистики могут быть объединены и успешно развиты на единой методологической основе такие направления лингвистики, как лингвогносеология, предметом которой является познавательная функция языка как формы представления познаваемого человеком мира, лингвосоциология (социолингвистика), изучающая взаимоотношения языка и общества, лингвопсихология (психолингвистика), изучающая взаимоотношения языка и индивида, лингвобихсвиорология (лингво-праксеология), изучающая роль языка в практическом поведении человека, лингвокультурология, изучающая взаимоотношения языка и культуры, лингвоэтнология (этнолингвистика), ориентирующаяся на рассмотрение взаимосвязи языка, духовной культуры народа, народного менталитета и народного творчества, лин-гвопалеонтология, исследующая связи языковой истории с историей народа, его материальной и духовной культурой, географической локализацией, архаическим сознанием" [Постовалова 1988, 9 и сл.]. Приведенная цитата дает полное представление о том, что может быть объединено благодаря признанию антропологического принципа в качестве методологической основы, т. е. определенной предпосылки исследования, и безусловный интерес при этом представляет и тот факт, что многие ученые призывают тоже превратить лингвистику и смежные науки в нечто более целостное и компактное, но под другим методологическим "зонтиком" — когнитивным. Так, выдвигая новую общую теорию языка, Ян Ньютс называет ее "когнитивно-прагматической": сего- дня, — подчеркивает он, — область науки о языке вряд ли можно охарактеризовать как нечто связное, это скорее конгломерат раз- . личных сфер познания языка со своими собственными объектами анализа. Возникает вопрос, под эгидой какой науки можно было бы собрать все это и подчинить исследование языка более цельной программе. Ответ на этот вопрос все чаще формулируется так: исследование языка— это в основе своей исследование когнитивное [Nuyts 1992, 3-5]. Но этому направлению современной науки, по мнению Ньютса, недоставало функционального измерения. Вся его монография и посвящается идее обязательного совмещения когнитивного подхода к языку с функционально-прагматическим: "развивая модель когнитивной системы и процессов, ответственных за языковое поведение говорящих, следует, по всей видимости, принять прагматическую перспективу и базировать исследование на функциональных основаниях" [Nuyts 1992,83]. Как ясно следует из изложенного, эти точки соприкосновения у, казалось бы, разных школ свидетельствуют и о том, что интеграционные процессы протекают в современной лингвистике интенсивнее, чем это представляется поверхностному взгляду, и что близость разных исследовательских программ выступает очевиднее всего в области их методологических предпосылок. То же самое, собственно, можно утверждать и о такой черте современной теоретической лингвистике, как ее функционализм. Этой черте, с одной стороны, более сложно дать общее определение, но, с другой, она кажется достаточно ясной на интуитивном уровне— должно быть это объясняется тем, что у функционализма выявляются более глубокие корни. Их можно связать и с деятельностью Пражского лингвистического кружка, и с целым рядом грамматических концепций отечественных языковедов. Эта линия развития, несомненно, демонстрирует наибольшую преемственность, которая существовала к тому же без особых разрывов. Вместе с тем многозначность терминов "функция" и "функциональный", служившая сама по себе предметом обсуждения на многих конференциях, затрудняет выделение четкого "общего знаменателя" для всех функциональных направлений: ср., например, такие разные версии функциональных грамматик как английская и нидерландская [Слюсарева 1985], лекси- ческие функциональные грамматики, функциональная грамматика А.В.Бондарко [Бондарко 1983; Теория функциональной грамматики 1987], некоторые другие варианты функциональной грамматики в отечественном языкознании [Слюсарева 1987], в которых указанные термины получают разную интерпретацию. У одного из его основоположников функционализм трактуется следующим образом: "структурные свойства языка, — пишет Р. Якобсон,— объясняются в свете тех задач, которые эти свойства выполняют в различных процессах коммуникации" [Ja-kobson 1971,697]. Соответственно, широкое понимание функционализма позволяет трактовать его как такой подход в науке, когда центральной ее проблемой становится исследование функций изучаемого объекта, вопрос о его назначении, особенностях его природы в свете выполняемых им задач, его приспособленность к их выполнению и т. д. Общим постулатом функциональной лингвистики является положение о том, что язык представляет собой инструмент, орудие, средство, наконец, механизм для осуществления определенных целей и реализации человеком определенных намерений — как в сфере познания действительности и ее описания, так и в актах общения, социальной интсракции, взаимодействия с помощью языка. Разные школы функционализма возникают в силу того, что среди разнообразных и многообразных функций языка одна или несколько объявляются самыми главными; обычно это либо коммуникативная, либо когнитивная функция языка, но нередко — и та, и другая, к которой добавляют также экспрессивно-эмоциональную, поэтическую. Думается, что функциональный подход ведет в конечном счете к признанию главенствующей роли для всей лингвистики категории значения. Распространение семантически и прагматически ориентированных исследований можно поэтому связать напрямую с утверждением функционализма как центрального принципа в исследовании языка. Да и связь его с когнитивизмом может быть установлена через понятие репрезентации, или представления знаний, если учесть, что для создания компьютерных систем и систем искусственного интеллекта следует исходить из предпосылки о том, что в своей реальной деятельности человек оперирует сведениями о мире и что некая база таких сведений должна содержаться в его голове. Машина тоже должна иметь
аналогичную базу данных, а чтобы выработать ее, надо определить форму репрезентации знаний о мире. Если с этой целью используется естественный язык, надо понять, как в самом языке оперируют со знаниями— как их передают, как вербализуют, т. е. надо узнать, как функционирует язык. Функционирование языка есть, собственно говоря, выражение значений и их передача. Понятно поэтому, почему средоточием усилий специалистов в области разных наук становится категория значения и сам язык как система обеспечения его выражения (см. [Wilensky 1987, I; Wierzbicka 1992,3]). Полемика о том, характеризует ли функционализм порождающую грамматику, вряд ли имеет право на существование, ибо если вся она есть не что иное как теория когнитивных способностей человека и в современности она развивается именно как версия когнитивизма, положение о том, что генеративизм по существу функционален,— бесспорно. Другое дело, что под функционализмом, а, точнее, неофункционализмом, мыслят изучение языка в действии, имея в виду использование языка, его употребление. В таком случае указание на принципиальное для генеративизма разграничение знания языка (competence) и его использования (performance) служит против генеративизма, т. е. отличает его от прагматически ориентированных исследований языка. В этом отношении вполне справедлива критика Н. Хомского за его отказ принимать во внимание факты живой речи, обстоятельства коммуникативных актов и условия их проведения. Чтобы прояснить отношение Н. Хомского к понятиям функций языка, представляется интересным привести одно его примечательное высказывание. "В то время как обычно утверждают, что целью языка является коммуникация и что бессмысленно изучать язык отдельно от его коммуникативной функции, — пишет Хомский,— нет такой формулировки этого убеждения, насколько мне известно, из которой вытекали бы дельные следствия и предложения. То же самое можно сказать и об идее о том, что основной задачей языка является достижение неких инструментальных целей, или удовлетворение потребностей и пр. Конечно, язык может быть использован для этих целей — однако, и для других тоже. Трудно сказать, какова "цель" языка, если не считать, может быть, выражения мысли, что тоже является пустой формулировкой. Функции языка разнообразны. Неясно, что имеют в виду, утверждая, что некоторые из них "центральные" или же "основные" [Chomsky 1980, 230; Nuyts 1992, 72 и ел.]. Из сказанного ясно следует, что если отождествлять функционализм с коммуникативно ориентированной лингвистикой, функционализм большинства европейских школ может быть противопоставлен формализму генеративного направления, но если трактовать его более широко, что кажется нам более соответствующим истине, тогда разные версии самого функционализма можно связывать с акцентом на одну/несколько функций языка, с признанием первоочередной важности в анализе той или иной из них и т. д. С. Дик связывает функциональный подход с новыми представлениями о природе человеческого языка и противопоставляет его формальной парадигме знания, упрекая последнюю за отказ изучать прагматические и дискурсивно-мотивированные факторы в использовании языка; он подчеркивает, что современную лингвистику характеризует отказ от чисто формального подхода к языку [Dik 1987, 37]. Как справедливо отмечает, однако, Ян Ньютс, принимаемая многими учеными оппозиция функциональной и формальной парадигм не выдерживает критики: формализация данных — это только способ возможно более четкого представления материала, сам же материал может быть при этом охватывающим более или менее узкую область языка и к тому же выделенную на разных теоретических основаниях. Функционализм всегда предполагает учет большего количества факторов, действующих в языке, и ведет к более широкой картине его отражения. Американский структурализм был подвержен влиянию позитивизма и индуктивизма, и ГГ унаследовала от него часть этой методологии, во всяком случае в анализе знаний языка в их отрыве от их реального использования; европейский же структурализм характеризовался значительной приверженностью функционализму и сохранял эту черту вплоть до настоящего времени (Nuyts 1992, 68 и сл.). Не впадая в грех отождествления всей американской лингвистики с генеративизмом, надо также отметить, что и в Америке
функциональное направление все более пробивало себе дорогу: с середины 70-х гг. Чикагское лингвистическое общество выпускает целый ряд специальных изданий, посвященных функционализму, усматривая в нем защиту идей первичности семантики по отношению к прочим компонентам языковым систем и необходимость выхода в область прагматики (см. подробнее [Кибрик 1982, 19-20]). Примером грамматики нового типа можно считать, например, референциально-ролевую грамматику Р.Ван-Валина и У. Фоли, указывающих на то, что они занимают позицию, "противоположную трансформационной грамматике", так как полагают, что "для понимания языка следует сначала обратиться к общению" (а не к компетенции говорящего, как это предлагает Хомский). См. [Ван Валин, Фоли 1982, 377]. Можно подчеркнуть также, что если классический функциональный принцип анализа языка, сформулированный еще в Тезисах Пражского лингвистического кружка, означал необходимость изучения каждого языкового явления по выполняемой им функции в системе языка и его оценки с точки зрения всей телеологически существующей системы (т. е. системы целе-положной), неофункционализм связан, во-первых, с гораздо более сложным пониманием функций языка, в частности, с разработкой разных классификаций функций языка и особенно — функций коммуникативного акта, а во-вторых, с выдвижением разных теорий относительно иллокутивных целей высказывания. В какой-то мере можно даже полагать, что если для функциональных школ европейского структурализма существовала задача приписать выделяемым минимальным единицам языка определенные функции (прежде всего — фонеме и морфеме) и оправдать такое выделение функциональными критериями, для более поздних школ функционализма более характерно обратное: выделить набор функций и поставить им в соответствие те языковые единицы и конструкции, которые служат их выражению. Это, между прочим, соответствует противопоставлению семантики и ономасиологии (от единицы — к ее значению или функции в противовес подходу от функции и значения — к способам их выражения) и имеет своей параллелью поиски универсалий в типологии и грамматике языков. Кроме того, если обнаружение функциональных критериев, позволявшее отделить одну единицу от другой в системе языка, служило изучению устройства этой системы, выделение исходного набора функций (например, семантических, синтаксических и прагматических в функциональной грамматике С. Дика, падежных — в разных версиях падежных грамматик и т. д.) открывало дорогу широкому изучению употребления языка в дискурсе и помогало видеть в функциональных свойствах указанного порядка объяснения устройству языка. Так, если в каждом языке должны существовать вердиктивы, директивы, комиссивы и т. п., а каждый язык вырабатывает свой способ их выражения в определенных ситуациях, перечисление иллокутивных сил разных актов речи становится одновременно объяснением того, как устроен язык и почему он так устроен. Функционализм,— как и антропоцентризм,— оказываются вследствие этого двумя такими важнейшими допущениями о природе и организации языка, которые помогают понять, с какими функциональными, биологическими, психологическими и социальными ограничениями должна столкнуться коммуникативная система как в своем происхождении, так и в своем реальном использовании. Понятно поэтому, как органично связаны функциональный и антропологический принципы с такой характеристикой современной науки, как экспланаторность. Называя эту черту, возможно, и не очень удачным термином (но "объяснительность" не кажется нам более подходящим термином), мы лишь хотим выделить в качестве тенденции современной лингвистики стремление найти и внутренней организации языка, и его отдельным модулям, и архитектонике текстов, и реальному осуществлению дискурса, и порождению и пониманию речи и т. п. то или иное объяснение. В известной хрестоматии М. Джооса по дескриптивной лингвистике, собравшего лучшие работы этого направления и прокомментировавшего их, один из комментариев привлекает к себе особое внимание. Отстаивая позиции чистого дескрипти-визма, М. Джоос подчеркивает: наше дело — констатировать то, что есть, объяснять — не наша задача. Возможно поэтому, что коренная ломка этих представлений ощущалась особенно остро, ибо она была связана именно с отказом от чистого дескрипти-визма, описательства и поисками путей объяснения наблюдаемых яьлений.
Иногда в связи с этим отмечают, что "понятие объясни-тельности, связанное с доказательностью, аргументированностью и наглядностью теории, выдвинулось на первый план в 60-х гг., но что это "не означает новизны его" [Демьянков 1988, 35-36]. Разумеется, само понятие экспликации, объяснения в науке имеет в ней давнюю традицию, да и без истолкования причинно-следственных отношений в науке делать нечего. Однако, развивалось это понятие на материале естественных наук, а в лингвистике установка на объяснение, а не только на описание, да и постепенное преодоление противопоставления описания и объяснения, заставляет увидеть в этих фактах становление новой исследовательской программы и преобразования ее конечных целей. Лингвистика была и будет наукой эмпирической, она не может существовать без исходной базы данных, но суть соотношения эмпиризма и рационализма в прогрессе науки заключается в известном компромиссе между ними. Для лингвистике 60-70 гг. этот вопрос оборачивался не сокращением удельного веса описаний по сравнению с теоретизированием, а прежде всего выдвижением дедуктивных методов анализа языка в противовес индуктивным. Стремление ввести объяснительный момент в анализ языка заставляло строить гипотезы о его устройстве, о его глубинных, т. е. непосредственно не наблюдаемых структурах, выдвигать некие предположения, чтобы их можно было проверить и верифицировать, некие догадки о строении языка. В генеративизме это явно мотивировали обращением к интериоризированным механизмам речи, "описать" которые прямолинейно не представлялось никакой возможности. Индуктивные методы и эмпиризм отвергались Н.Хомским (особенно при рассмотрении процесса овладения языком в детском возрасте), что поддерживалось и за пределами генеративной грамматики (см., например, [Parret 1974]). Таким образом, всю радикальность перемен, коснувшихся лингвистики с конца 50-х гг. и связанных с отношением к роли таксономики в описании языка, а далее — и с пониманием соотношения индукции и дедукции в лингвистическом анализе, следует связать также и со смещением акцентов в диаде "описание — объяснение". Отстаивая, например, преимущества когнитивно ориентированной лингвистики, М.Бирвиш ставит ей в заслугу именно то, что в ней стремятся не столько к описанию материала, сколько к его объяснению и что в фокусе внимания оказываются не столько данные "внешнего" порядка, сколько структуры знания в человеческом мозгу. В задачи когнитивной лингвистики, — отмечает Бирвиш, — входит объяснение того, что именно репрезентируется в голове человека, и как человек оперирует этими репрезентациями [Bierwisch 1987,666]. Отсылая к специальной литературе и даваемым в ней определениям понятии экспликации и объяснения (см. [Никитин 1970; Демьянков 1989,31 и ел.; Explanations... 1984; Pylyshyn 1984; Johnson-Laird 1983, гл. 1 и др.], мы ограничимся здесь, как и при характеристике прочих отличительных черт современной лингвистики, лишь самыми общими соображениями о том, как проявляется экспланаторность в теоретической деятельности ученых. Представляется, что постановка вопросов об объяснении в лингвистике имеет два разных аспекта: один, более очевидный, связан с серией вопросов о том, что именно (какие утверждения) могут считаться объяснением для того или иного языкового явления и какие типы объяснений здесь должны преобладать (структурные, генетические, функциональные и т. п.). Другой аспект касается гораздо более сложной и релевантной для всей лингвистики проблемы — проблемы ее собственных целей и задач, проблемы определения конечного результата лингвистической исследовательской деятельности и ее ориентации, направленности. "Рассмотрим сам концепт "языка". Термин этот далеко не ясен, — пишет, например, Н. Хомский, — "язык" не является точно определенным понятием лингвистической науки" [Chomsky 1980, 217] и чтобы добиться сколько-нибудь удовлетворительного определения языка, необходимо абстрагироваться от многих обстоятельств его употребления. Только так, путем "радикальной идеализации", "на надлежащем уровне абстракции мы надеемся обнаружить глубинные объяснительные принципы, стоящие за порождением предложений" [Там же, 223-224]. Таким образом, по Хомскому, объяснительные принципы в языке связаны прежде всего с пониманием внутренних механизмов речи, ответственных за порождение и затем понимание предложений. По его мнению, исследование варьирования языков, различий грамматических
систем отдельных языков, взаимодействия разных когнитивных систем и, наконец, использования языка в определенных условиях и ситуациях человеческой жизни — все это гораздо более сложно, чем выявление неких абстрактных свойств грамматики, но отталкиваться следует только от этих абстракций. Многие школы современной лингвистики идут, однако, другим путем: собирая эмпирический материал и делая на его основе определенные обобщения и, действительно, тоннель можно прорывать с двух разных сторон. Повидимому, однако, в любом из этих случаев надо отдавать себе отчет в том, обнаружению каких закономерностей должна способствовать лингвистика и какие явления вообще будут лучше поняты, если лингвистика предоставит другим наука данные о структуре, функции и организации языка. Возникновение "сдвоенных" дисциплин типа антропо-лингвистики, психолингвистики, социолингвистики и т. п. означает, что от лингвистики ждут прояснения вопросов антропологии, психологии, социологии, но в то же время ясна и обратная сторона этой ситуации: невозможность описать релевантные свойства языка вне обращения к указанным смежным наукам. Помимо того, что это размывает границы собственно лингвистики, возникает необходимость ответить и на кардинальный вопрос этой науки: что же остается на ее долю, если из областей ее анализа "вычесть" то, что приходится на психолингвистику, социолингвистику и т.д. (см. Bugarski 1978, 250). Ведь должна же заниматься чем-то "своим" и общая, теоретическая лингвистика! по всей видимости, на ее долю и остается интеграция данных, полученных в рамках других научных дисциплин, их объединение в единую систему взаимосвязанных знаний. В такой ситуации оказывается самым важным, на наш взгляд, очертить предмет лингвистики с определенными ограничениями. В качестве подобных ограничений и должны выступать ясные ответы на вопросы о целях современной лингвистики и прежде всего на вопрос о том, для чего в конечном счете осуществляется исследование языка и что оно само может объяснить: ментальную, духовную, когнитивную деятельность человека или же деятельность коммуникативную, социальную, общественную или, наконец, и то и другое. Лингвистика как зрелая наука может и должна объяснить изучаемый ею объект — язык — но не толь- ко "в самом себе и для себя", а для более глубокого понимания и объяснения человека и того мира, в котором он обитает* . Это и создает предпосылки для изучения языка по его роли и для познания (когнитивное направление в исследовании языка), и для коммуникации и осуществления речевой деятельности (коммуникативная лингвистика и теория речевых актов), и для обеспечения нормальной жизнедеятельности всего общества в целом (культурологическое направление исследований) и т. п. Если "в любом объяснении есть две части, различающиеся по своим функциям" — экспланандум и эксплананс, т. е. объясняемый объект и то, что его объясняет (см. подробнее [Никитин 1970, 32 и сл.]), тогда для адекватной характеристики языка как экспланандума необходимо обращение к феноменам сознания, мышления, общества, культуры (как экспланансам) и, наоборот, для объяснения этих последних феноменов необходимо обращение к языку. Достижения лингвистики сделают возможным использовать эти сведения в качестве эксплананс других наук. А для того, чтобы добиться этого, нужны челночные операции, взаимообогащение и взаимодействие всех заинтересованных наук, исследования на их стыках. Принцип экспланаторности обретет тогда более конкретное содержание, ибо взаимопроникновение наук позволит выявить и обнаружить разные типы объяснений и придать каждому из них (когнитивным, функциональным, биологическим и пр. объяснениям) рациональное содержание. Рассмотрение установки на экспликацию языковых явлений было бы неполным, если бы мы не указали на те области или сферы знаний, к которым лингвисты обращаются и считают нужным прибегать в поисках объяснений. Так, например, рассуждая о тех ограничениях, которые характеризуют устройство синтаксических систем языка, Джанет Фодор указывает на то, что ответы на этот вопрос можно было бы усматривать, по крайней мере, в пяти разных сферах: в строении человеческого мозга и наличии Ср., например, весьма примечательное замечание А.Вежбицкой о том, что наиболее привлекательной стороной подхода Н.Хомского к решению лингвистических проблем было его обещание обнаружить нечто существенное о деятельности человеческого разума [Wierzbica 1978,67]. 8 — 2853 в нем неких врожденных структур грамматики, ее репрезентации; в усвояемости языка, ибо в нем должны существовать лишь такие структуры, которыми ребенок способен овладеть и которые доступны ему; в принципах порождения речи, ибо не может быть такого языка, который не обеспечивал бы выражения и передачи значения в рамках предложения; в принципах восприятия, ибо язык должен обеспечить и декодировку предложений; в процессах коммуникации, ибо построенный иначе язык не способствовал бы проведению тех актов речи, которые для него типичны. Возможно также, что в организации синтаксиса действуют все перечисленные факторы или какие-либо их комбинации [Fodor 1984, 9 и сл.]. На два разных класса ограничений в организации языковых систем указывает и Рэй Джекендофф [Jackendoff 1984, 51 и ел.], видя одни в имманентных свойствах самих грамматических систем, а другие:— в их когнитивных основаниях. Очевидно, что за объяснениями соответствующего порядка и следует обращаться в процессе исследования собственно языковых ограничений в отличие от ограничений когнитивных. Интересную систематику объяснений предлагает и такой видный американский типолог, как Т. Гивон, стоящий вместе с Дж. Гринбергом у истоков того типологического направления в исследовании языков, которое и можно было бы назвать объяснительным. По мнению Гивона, существует три типа объяснений, к обнаружению которых должен стремиться лингвист, и каждое из которых является по сути своей функциональным. Первый тип касается объяснения лингвистических универсалий и общих принципов построения языка — их следует, по всей видимости, связывать с иконическим соотношением формы и функций в естественных языках в разных ипостасях подобного соотнесения. Второй тип объяснения касается принципов внутреннего, уровневого устройства языковой системы: по-видимому, подобно живому организму, представляющему собой организованную совокупность разных органов и систем, язык являет собой тоже набор неких подсистем, близость между которыми может иметь разную степень и взаимодействие между которыми тоже может принимать разные формы. Объяснение типологического различия языков и, напротив, их сходства, коренится, следова- тельно, в выявлении самих представленных в разных языках субсистем, вместе образующих единое иерархически организованное целое, предназначенное для кодирования тех или иных функциональных сфер. Наконец, третий тип объяснений — исторический — реализуется по разному в зависимости от того, о какой истории идет речь: онтогенезе или филогенезе или, наконец, просто о диахронических преобразованиях одного языка [Givon 1984, 40-41]. Важные рассуждения о противопоставлениях формальных и функциональных объяснений принадлежат Б.Комри [Comrie 1984], и остается пожалеть, что объем настоящего обзора не позволяет остановиться более подробно на освещении данной важной темы, разрабатываемой сегодня прежде всего именно типо-логами (см. [Haiman 1985; Explanations for language universals... 1984]). * * * "Иногда парадигмой в широком смысле слова, — писала Р. М. Фрумкина, — называют господствующие общенаучные представления о том. каким требованиям должна удовлетворять теория, гипотеза, рассуждение, чтобы они принимались как научные" (Фрумкина 1980, 187). Рассмотрев выше разделяемую многими лингвистами систему установок, предпосылок анализа, общих задач и т. д., мы в известном смысле описали также и те требования, которым сегодня должно удовлетворять лингвистическое исследование. И хотя бы в этом отношении позиции многих разных школ и многих отдельных ученых представляются достаточно близкими. Известная общность исходной, или предпосы-лочной системы взглядов, таким образом, налицо. Интерпретировать сложившуюся ситуацию можно тем не менее двояко или даже трояко. Можно полагать, что к концу 80-х гг. благодаря установлению рассмотренных выше общетеоретических положений в исследовании языка преобладают интеграционные тенденции и что на наших глазах формируется новая конструктивная парадигма научного знания, синтезирующая подходы, развивавшиеся до настоящего времени как самостоятельные подходы с разной ориентацией. Можно вместе с тем полагать и другое: несмотря на фактически наблюдаемые процессы интеграции и сближения по-8*
зиций разных школ каждая из них продолжает свой собственный путь развития, демонстрируя разные предметные области исследования и по существу являя собой отдельную (малую) парадигму научного знания. В таком случае статус современной лингвистики следовало бы охарактеризовать как полипара-дигмальный. Возможно, наконец, и еще одно заключение: о консолидации всех парадигм знания, противопоставленных ГГ, их синтез и, таким образом, оппозиция генеративного и постгенеративных направлений, вместе взятых. Пожалуй, именно к этой точке зрения на сложившуюся ситуацию мы и склоняемся. Основанием для такого заключения являются: 1) достаточная близость в установках тех или иных школ и отдельных ученых, которые не признают главных постулатов ГГ; 2) единство в критике этих постулатов, что сказывается в том, что отрицаются вполне определенные установки генерати-визма (одни и те же!); 3) следование той системе допущений, которую мы охарактеризовали выше и принятие которой именно генеративизмом совершается лишь с известными оговорками и, наконец, 4) формирование дополнительно к указанной системе допущений еще некоторого числа сходных черт. В итоге мы получаем, что на наших глазах все же происходит становление новой, неофункциональной, или конструктивной (постгенеративной) парадигмы знания (иногда ее называют также "интерпретирующей" — см. [Демьянков 1991]), определяющей чертой которой оказывается удачный синтез когнитивного и коммуникативного подходов к явлениям языка. Иными словами мы имеем дело с одновременным учетом двух главных функций языковых систем. Хотя проступающие контуры новой парадигмы знания связывают иногда только с когнитивизмом (см. [Степанов, Проскурин 1994]), думается, что сам когнитивизм не только позволяет подключение к его исследовательской программе проблем, связанных с дискурсом, актами коммуникации и т. п., но и диктует рассмотрение речемыслительной деятельности в целом с новых позиций. Хочется в связи с этим отметить, что если обратиться к наиболее важным и интересным теоретическим концепциям последнего времени, в преамбуле каждого из них можно неизменно най-
ти отрицание 1) автономного синтаксиса (т. е. изучаемого вне учета тех "функций, выражению которых он служит); 2) крайностей установки на существование врожденных идей; 3) крайностей формализации данных о языке и гипостазирования формальных свойств языковых систем; 4) возможности исключить из эмпирической базы анализа все, относящиеся к использованию языка; 5) такой практики анализа, при которой не учитываются типологические, диахронические и собственно эволюционные данные о строении и развитии языков [Giv6n 1984,7-9]. Аналогичным образом начинает свою когнитивную грамматику и Р. Лангакр, подчеркивающий, что вопреки распространенным мнениям он уверен в том, что "кардинальные проблемы современной лингвистической теории связаны не с формализацией языка (not of a formal nature), но обнаруживаются на концептуальном уровне", что синтаксиса, автономного от семантики, не существует и т. п., т. е. он почти буквально повторяет сказанное Т. Гивоном [Langacker 1990, 1]. В этом смысле не вызывает сомнения, что интегрирующим фактором для объединения таких концепций, как лингвистика текста, теория речевых актов, дискурсивный анализ, многих грамматических концепций и т. п. может явно служить, а частично уже и служит, когнитивизм (ср. [Nuyts 1992, 4 и сл.]). Так, указывая на черты, сближающие генеративизм с другими альтернативными грамматическими теориями, называют в первую очередь признание важности гипотетйко-дедуктивных построений в научном исследовании языка, а также универсализм (под которым имеют в виду не столько конкретное обнаружение языковых универсалий, сколько выявление и описание тех черт, без которых не один язык не может существовать) и ментализм, определение языка как ментального, психического, когнитивного образования [Droste, Joseph 1991, 1-3]. В рамках когнитивизма происходит иногда и синтез собственно когнитивных и дискурсивных идей с генеративизмом (см., например, модели когнитивной обработки текста у Т. А. ван Дейка, а также генеративные грамматические концепции, отдающие одновременно дань прагматике и социальным установкам говорящих и разнообразным целям актов коммуникации). Нельзя упускать из виду и тот факт, что с традициями генеративизма были связаны первоначально и те ученые (Ч. Филлмор, Дж. Лакофф, В. Чейф и др.), которым принадлежит честь разработки основ когнитивной лингвистики и множества более частных подходов к явлениям языка, а также специалисты в области моделирования искусственного интеллекта и создания новых моделей порождении и восприятия речи, т. е. те исследователи, которые в своей конкретной творческой индивидуальной деятельности вышли за рамки генеративизма sui generis. Этот факт свидетельствует, помимо всего прочего, и о том, что для формирования новой парадигмы знания были явно необходимы выходы за ГГ и преодоление ее наиболее очевидных недостатков: в выработке новых взглядов на язык значительную роль сыграла, следовательно, критика генеративизма. Итак, современное состояние лингвистики характеризуется в основном тем, что генеративная парадигма знания, претерпев значительную эволюцию, в своих главных чертах уже сложилась и существует как довольно целостная концепция языка. Противопоставленные ей школы и направления едва ли не едины в пунктах своей ревизии генеративизма и демонстрируют все признаки сближения позиций и создания новой интегральной парадигмы знания — функциональной по своей общей направленности, конструктивной по своему духу и диктующей в своей установочной части выходы не только за горизонты традиционной структуральной лингвистики, но и за горизонты той жестко организованной и по преимуществу формализованной концепции языка, какой является генеративная парадигма знания. Наметив многие из этих выходов и будучи по своим истокам связанным с генеративизмом, когнитивный подход к явлениям языка уже знаменует собой серьезный отход от этой парадигмы знания и служит в этом своем качестве главной интегрирующей силой в формировании новой перспективной и многообещающей парадигмы научного знания, существенно расширяющей горизонты лингвистических исследований и сулящей достижение еще более интересных результатов лингвистической деятельности в будущем.
Литература Апресян 1974— Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974. Бархударов 1976— Бархударов Л. С. Истоки, принципы и методология порождающей грамматики // Проблемы порождающей грамматики и семантики: Реферат, сб. М.: ИНИОН, 1976. С. 5-32. Бондарко 1984 — Бондарко А. В. Функциональная грамматика. Л., 1984. Ван Валин, Фоли 1982— Ван Валин Р., Фоли У. Референ-циально-ролевая грамматика // Новое в зарубежной лингвистике. М, 1982. Вып. XI. С. 376-410. Васильев 1983— Васильев Л. Г. Развитие синтаксической семантики в американском языкознании. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1983. Гадамер 1991 — Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.Л991. Герасимов, Петров 1988— Герасимов В. И., Петров В. В. На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. XXII. С. 5-11. Гипотеза 1980 — Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980. Грин 1976— Грин Дж. Психолингвистика: Хомский и психология // Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976. С. 221-332. Дейк 1989— Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. Демьянков 1989— Демьянков В. 3. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ. М., 1989. Жоль 1990— Жоль К. К. Язык как практическое сознание (философский анализ). Киев, 1990. Звегинцев 1978— Звегинцев В. А. Теоретическая лингвистика на перепутье (о книге Дж. Лайонза "Введение в теоретическую лингвистику"). М., 1978. С. 5-18. 233-
Исследование 1985— Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. Караулов, Петров 1989 — Караулов Ю. Н., Петров В. В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М, 1989. С. 5-11. Кибрик 1982 — Кибрик А. Е. Проблема синтаксических отношений в универсальной грамматике // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1982. Вып. XI. С. 5-36. Кибрик 1987— Кибрик А. Е. Лингвистические предпосылки моделирования языковой деятельности // Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М., 1987. Кубрякова 1980— Кубрякова Е. С. Динамическое представление синхронной системы языка // Гипотеза в современной лингвистике. М.,1980. С. 217-261. Кубрякова 1984— Кубрякова Е. С. Актуальные проблемы современной семантики. М., 1984. Кубрякова 1985 — Кубрякова Е. С. Введение. Основные направления в современном развитии грамматической мысли // Современные зарубежные грамматические теории. Сб. научно-ана-литич. обзоров. М.: ИНИОН, 1985. С. 5-29. Кубрякова 1991— Кубрякова Е. С. (ред.) Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М: Наука, 1991. Кубрякова, Соболева П. А. — 1979. Кубрякова Е. С, Соболева П. А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании //Лингвистика и поэтика. - М., 1979. Кун Т. 1977— Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. Лайонз 1978 — Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978. Леонтьев 1976— Леонтьев А. Н. От редактора [предисловие] // Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976. С. 5-16. Лингвистика 1991 — Лингвистика: Взаимодействие концепций и парадигм, Харьков, 1991. Вып. 1, ч. 1 — 2. Макаев 1977— Макаев Э. А. Общая теория сравнительного языкознания. М., 1977. Микулинский, Маркова 1977 — Микулинский СР., Маркова Л. А. Чем интересна книга Т. Куна "Структура научных революций" // Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. " Поппер 1983— Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. Постовалова 1980— Постовалова В. И. Гипотеза как форма научного знания // Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980. Постовалова 1988— Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. Руденко 1990— Руденко Д. И. Имя в парадигмах "философии языка". Харьков, 1990. Серебренников 1983 — Серебренников Б. А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М., 1983. Серио 1993 — Серио П. В поисках четвертой парадигмы // Философия языка: в границах и вне границ. Харьков., 1993. Слобин 1976— Слобин Д. Психолингвистика // Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976. Слюсарева 1981 — Слюсарева Н. А. Проблемы функционального синтаксиса современного английского языка. М., 1981. Слюсарева 1985 — Слюсарева Н. А. Функциональная грамматика в Великобритании и Нидерландах // Современные зарубежные грамматические теории. Сб. научно-аналит. обзоров. М.: ИНИОН, 1985. Соболева 1976— Соболева П. А. Место семантического компонента в трансформационной порождающей грамматике (Аналитический обзор) // Проблемы порождающей грамматики и семантики. М.: ИНИОН, 1976. Соссюр 1977— Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977. Степанов 1975 - Ю. С. Степанов. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975. Степанов 1980-^ Степанов Ю. С. Исторические законы и исторические объяснения // Гипотеза в современной лингвистике. М, 1980. Степанов 1985 — Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985. Степанов 1991 — Степанов Ю. С. Некоторые соображения о проступающих контурах новой парадигмы // Лингвистика: вза- имодействие концепций и парадигм. Харьков, 1991. Вып. 1, ч. 1. С. 9-10. Степанов 1993— Степанов Ю. С, Проскурин С. Г. Смена "культурных парадигм" и ее внутренние механизмы // Философия языка: в границах и вне границ. Харьков, 1993. Вып. 1. С. 13-36. Стрельцова 1988 — Стрельцова Г. Д. К проблеме соотношения синтаксиса и семантики в современных зарубежных грамматических исследованиях // Проблемы современного зарубежного языкознания: (80-е годы). Сб. научно-аналитических обзоров. М: ИНИОН, 1988. С. 109-127. Тарасов, Уфимцева 1985— Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В. Становление символической функции в онтогенезе // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. С. 32-50. Философия... 1993— Философия языка: в границах и вне границ. Международная серия монографий. Харьков, 1993. Т. I. Фрумкина 1980— Фрумкина Р. М. Лингвистическая гипотеза и эксперимент // Гипотеза в современной лингвистике. М, 1980. С. 183-216. Хомский 1972 — Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972. Хомский 1962 — Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1962. Вып.II. С. 171-184. Хомский 1972 — Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972. Шахнарович, Лендел 1985 — Шахнарович А. М., Лендел Ж. "Естественное" и "социальное" в языковой способности человека// Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985,. Шахнарович, Юрьева 1993— Шахнарович А. М, Юрьева Н. М. Проблемы психолингвистики. М., 1993. Швырев 1988 — Швырев В. С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988. Юдин 1984— Юдин Б. Г
|