КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общностно ориентированное действие и общественно ориентированное действие(М. Вебер. О некоторых категориях... [1, с.507-522]). (I) "Об «общностно ориентированных действиях» (Gemeinschaftshandeln) мы будем говорить в тех случаях, когда действия индивида субъективно осмысленно соотносятся с поведением других людей" [с.509]. Субъективно осмысленное соотнесение с поведением других Эти действия = "вопрос первостепенной важности для «понимающей» социологии": (1) "смысловая ориентация на ожидание определенного поведения других"*; (2) "и в соответствии с этим (субъективная) оценка шансов на успех собст- венных действий" — (на основании "объективного наличия таких шансов, т. е. большей или меньшей вероятности, которую можно выразить в «суждении об объективной возможности»... того, что упомянутые ожидания обоснованны"); (3) "сначала представляется, будто нет принципиальной разницы в том, сле "Однако в последнем случае ожидания субъективно рационально действующего индивида могут основываться и на том, что он предполагает возможным ожидать и от других субъективно осмысленного поведения и тем самым с различной степенью вероятности заранее исчислять, основываясь на определенных смысловых связях, и шансы других людей" [с.509-510]; ("конвенциональные договоренности") учет шансов других людей (4) действия могут быть ориентированы не на ожидание, а на "субъективно предполагаемую «ценность» содержания собственных действий как таковых" (ценность). (II) "Обобществленно ориентированными («общественными» [в узком смысле!) действиями мы будем называть общностно ориентированные действия в том случае (и в той мере), если они, * Смысл установлений может быть по-разному понят (истолкован) -> вариантность фактического поведения, субъективно ориентированного на эти ожидания; "ориентация" может быть и сознательным противодействием установленному порядку. во-первых, осмысленно ориентированы на ожидания, которые (1) основаны на определенных установлениях, во-вторых, если эти установления «сформулированы» чисто (2) целерационально в соответствии с ожидаемыми в качестве следствия действиями обобществленно ориентированных индивидов, и, в-третьих, если смысловая ориентация индивидов субъек- (3) тивно целерациональна" [с.511]. "При образовании общих понятий социологи предполагают, что и действующему индивиду субъективно присуща средняя мера «способности» понимания, необходимого для оценки имеющихся шансов. Это означает, что социолог раз и навсегда принимает идеально-типическую предпосылку, что объективно существующие усредненные шансы в среднем субъективно приближенно принимаются во внимание и целерационально действующими индивидами" [с.512]. 8. Концепция"идеальныхтипов" Эта концепция = центр научно-исследовательской доктрины Вебера: • связь с категорией понимания: идеальный тип = установление осмысленных связей, свойственных какой-либо исторической целостности или последовательности событий; • связь идеального типа с процессом рационализации: идеальный тип = извлечение из научного материала рационального начала путем создания мысленной конструкции этой рациональности; • связь со смягченной концепцией причинности: идеальный тип = частичное постижение общего целого. Идеальный тип= "интерес эпохи", выраженный в виде теоретической конструкции. Идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема (это продукт фантазии, "утопия") — близок к "идеальной модели" естествознания. Идеальный тип = инструмент (средство) постижения социальной реальности; средство, а не цель научного познания; "масштаб" ("мерка"), с которым ученый соотносит реальность или ее элементы; (постижение реальности и каузальное сведение осуществляются посредством сравнения эмпирической реальности с идеальным типом и выявления отклонения). Идеальные типы образуются путем "мыслительного усиления", выделения определенных элементов действительности = они выделяют нечто типичное в индивидуальностях, входящих в объем выражающего их понятия, и не тождественны формально-логическим определениям: • не содержат всех характеристик, свойственных индивидуальностям; • не содержат усредненных характеристик этих индивидуальностей. Разграничение исторических и социологических идеальных типов: У Риккерта различие между социологией и историей качественное: история пользуется индивидуализирующим методом (показывает, что было на самом деле), социология — генерализирующим (номотетическая наука: общие понятия — цель познания); У Вебера различие между социологией и историей количественное, вследствие внесения в историю каузального анализа; обе науки пользуются методологией конструирования идеальных типов (идеальные типы = средство познания); в историю вносятся элементы генерализации. Задача истории — устанавливать причинные связи между индивидуальными историческими образованиями (генетические идеальные типы); Задача социологии — устанавливать общие правила протекания событий безотносительно к их пространственно-временному определению (более общие, "чистые идеальные типы"). ПРОЦЕДУРА КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА: конструирование такого человеческого действия, как если бы оно происходило в идеальных условиях. Концепция идеального типа позволяет заменить закономерные связи типическими (ВЕБЕР versus МАРКС).
|