КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. Целерациональное поведениеЦелерациональное действие: (1) направлено к достижению ясно сознаваемых действующим индивидом целей; (2) действующий индивид использует для достижения этих целей средства, признаваемые самим индивидом адекватными. В чистом виде оно редко встречается в реальности, НО это: • (методологически) наиболее важный тип социального действия; • образец социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия. Это действие идеально-типическое (все другие виды человеческого поведения можно и следует рассматривать как отклонения от целерацио-нального действия как идеального типа). М. Вебер. О некоторых категориях понимающей социологии [1, с.495-500]. "Тот факт, что толкование обладает такой «очевидностью» в самой высокой степени, сам по себе отнюдь не свидетельствует об его эмпирической значимости. Ибо одинаковое по своим внешним свойствам и по своему результату поведение может основываться на самых различных констелляциях мотивов, наиболее понятная и очевидная из которых отнюдь не всегда является определяющей. «Понимание» связи всегда надлежит — насколько это возможно — подвергать контролю, с помощью обычных методов каузального сведения, прежде чем принять пусть даже самое очевидное толкование в качестве значимого «понятного объяснения»". "Наибольшей «очевидностью» отличается целерациональная интерпретация". "Целерациональным мы называем поведение, ориентированное только на средства, (субъективно) представляющиеся адекватными для достижения (субъективно) однозначно воспринятой цели". "...поведение, доступное рациональному толкованию, в ходе социологического анализа понятных связей очень часто позволяет конструировать наиболее подходящий «идеальный тип»". (Далеко не всякое поведение целерационально; предметом изучения социологии может быть и не вполне рациональное поведение, но специфически социологический подход рассматривает его через призму "идеального типа".) -> (Иррациональные моменты и мотивировки поведения, отклонения от идеального типа могут быть изучены психологией — но социология может этими результатами пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, в зависимости от задачи.) "Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого предполагаемого смысла, понятно объяснено". "Социология дифференцирует их [действия] по типам смысловой (прежде всего внешней) соотнесенности действия, и поэтому целерациональность служит ей... идеальным типом именно для того, чтобы оценить степень его иррациональности". "...Различия психологических свойств в поведении не релевантны для нас сами по себе. Тождество смысловой соотнесенности не связано с наличием одинаковых «психических» констелляций..." "...понимающая социология не есть часть «психологии». Ведь непосредственно «наиболее понятный» тип смысловой структуры действий представляют собой действия, субъективно строго рационально ориентированные на средства, которые (субъективно) рассматриваются в качестве однозначно адекватных для достижения (субъективно) однозначно и ясно постигнутых целей. Причем наиболее понятно оно в том случае, когда и самому исследователю применяемые средства представляются наиболее адекватными поставленным целям... ...Их [действия] стремятся вывести из ожиданий (и только из них), которые субъективно связываются с поведением объектов (субъективная целерациональность) и которые могут быть с этим связаны на основании значимого опыта (объективная рациональность правильности). Чем однозначнее действие ориентировано по типу рациональной правильности, тем менее смысл его может быть понят с помощью каких-либо психологических соображений". "...Необходимо прежде всего установить следующее: каким было бы это действие в рациональном идеально-типическом пограничном случае при абсолютной рациональности цели и рациональной правильности. Ибо только тогда, когда это установлено, может быть вообще, как показывает простейшее наблюдение, совершено каузальное сведение хода событий как к объективно, так и к субъективно «иррациональным» компонентам..." Субъективная целерациональность действияи (объективная) рациональная правильность — разные вещи: = (например, целерациональность магических обрядов).
|