Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Методологические принципы наук о культуре




Читайте также:
  1. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  2. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  3. III.3.1) Цель наказания и общие принципы ответственности.
  4. R Принципы купирования пароксизмов мерцания и трепетания предсердий
  5. VI.3.1. Принципы действия
  6. Актуальные требования к профессиональной культуре и компетенции менеджера
  7. Безналичные расчеты, принципы их организации.
  8. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре[70].
  9. БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ АКТИВОВ
  10. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы реализации.

Синтез двух вариантов толкования специфики социальных наук в немецкой философии:

1) Дильтей: антинатурализм, вытекающий из факта осмысленности человече­ского поведения; интуитивистская концепция понимания ("метод вживания"); психологизм;

2) Риккерт: разграничение наук о природе и наук о духе; наука о культуре — история (специфический интерес к индивидуальному, индивидуализирую­щий метод); разграничение оценки и отнесения к ценности; надысториче-ский характер ценностей; социология как генерализирующая наука, близкая по методу к естественным наукам.

М. Вебер:

(1) Антинатурализм:специфика предмета социальных наук, вытекающая из осмысленности человеческого поведения (от Дильтея); концепция понима­ния (объяснению должно предшествовать понимание); отказ от дильтеев-ского метода "непосредственного вживания", (антипсихологизм), отказ от психологизма (субъективное интуитивное понимание не общезначимо).

(2) Разграничение естественных и социальных наук по методу (связанное с концепцией понимания).

(3) Разграничение оценочного суждения и отнесения к ценности (от Риккерта). Принцип свободы от ценностных суждений. Модернизация концепции Рик­керта: у Риккерта ценности — нечто надысторическое; у Вебера ценность исторична — это установка той или иной эпохи или свойственное ей на­правление интереса. (Историчность, относительность ценностей: у каждого времени свои абсолюты.)

Интерес эпохи= нечто более устойчивое и объективное, чем частный интерес исследователя. Однако нечто более субъек­тивное по сравнению с риккертовскими надысторическими цен­ностями <между Дильтеем и Риккертом>.

(4) Новое понимание структуры социального знания, взаимоотношения исто­
рии и социологии
: социальные науки не обязательно должны быть только
историческими. Они изучают как единичные исторические явления, так и
проблемы общего характера. Тесная связь истории и социологии (= тесная
связь анализа отдельных событий и обобщающих выводов), их взаимодо­
полнительность и "разграничение полномочий" (см. учение об идеальных
типах; различие между социологическим и историческим знаниями — раз­
личие количественное, различие в степени, а не по типу). История и социо­
логия — два направления научного интереса.



Если у Риккерта история использует индивидуализирующий метод и про­сто описывает все "как было", а социология подобна естественным наукам и пользуется общим с ними генерализирующим методом, то у Вебера это различие сглажено: метод один — конструирование идеальных типов; по­нимание предшествует объяснению; различия количественные, в степени обобщенности идеальных типов.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 8; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты