КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КОНЦЕПЦИЯ ПРИЗВАНИЯ У ЛЮТЕРА. ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯПонятие "ПРИЗВАНИЕ" (нем. Beruf, англ. calling) "...слово это в его нынешнем смысле впервые появилось в переводах Библии и... оно соответствует не духу подлинника, а духу перевода". "Новым является не только значение данного слова, нова... и сама идея, созданная Реформацией... Безусловно новым было... следующее: в этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. Неизбежным следствием этого были представление о религиозном значении мирского будничного труда и создание понятия «Beruf» в вышеуказанном смысле". Центральный догмат протестантских вероисповеданий: = "догмат, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека его «призванием»". ЛЮТЕР // Мирская деятельность, по Лютеру, = проявление христианской любви к ближнему. "Не подлежит никакому сомнению, что такого рода нравственная квалификация мирской профессиональной деятельности... чревата необычайно серьезными последствиями..." = "Результатом Реформации как таковой было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно возросли". "По мере того как Лютер все более погружался в мирские дела, он все выше оценивал значение профессиональной деятельности. Вместе с тем конкретная профессия каждого человека становится для него непосредственным выражением божественной воли, заветом Господним выполнять свой долг именно в этом конкретном положении, которое человек занимает по воле провидения". Традиционалистская идея "покорности": "каждый человек должен оставаться в том призвании и состоянии, которые даны ему Богом, и осуществлять свои земные помыслы в рамках этого данного ему положения в обществе". (Вера в провидение: "безусловное повиновение божественной воле" тождественно "приятию своего положения в мирской жизни".} ЛЮТЕР: традиционалистский характер понятия "профессиональное призвание": "Профессиональное призвание есть то, что человек должен принять как веление Господне, с чем он должен «мириться»; этот оттенок преобладает у Лютера..." с. 102 "Таким образом ...идея «призвания» в лютеровском понимании сама по себе вряд ли имеет столь большое значение для нашей постановки проблемы... это практическое значение [лютеровского преобразования религиозной жизни для возникновения духа капитализма] не может быть непосредственно выведено из отношения Лютера и лютеранской церкви к мирскому призванию и вообще оно менее очевидно, нежели в других направлениях протестантизма". с.103 Особое значение кальвинизма: "...без кальвинизма дело Лютера не получило бы широкого распространения и прочного утверждения". КАЛЬВИНИЗМ: • "этическое своеобразие" кальвинизма; • "здесь установлена совершенно иная связь между религиозной жизнью и земной деятельностью, нежели в католицизме или лютеранстве". Пробуждение "капиталистического духа" = побочный результат деятельности реформаторских сект: с. 105 "...программа этической реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов... Они не были ни основателями обществ «этической культуры», ни носителями гуманных стремлений и культурных идеалов или сторонниками социальных реформ. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. В нем и следует искать корни этических целей и практических воздействий их учений; те и другие были лишь следствием чисто религиозных мотивов. Поэтому нам придется считаться с тем, что культурные влияния Реформации в значительной своей части — а для нашего специального аспекта в подавляющей — были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов последствиями их деятельности, очень далекими от того, что проносилось перед их умственным взором, или даже прямо противоположными их подлинным намерениям". с. 106 ВОПРОС ИССЛЕДОВАНИЯ: "что именно из характерного содержания нашей культуры может быть отнесено к влиянию Реформации в качестве исторической причины?" "...Играло ли также и религиозное влияние — ив какой степени — определенную роль в качественном формировании и количественной экспансии «капиталистического духа» и какие конкретные стороны сложившейся на капиталистической основе культуры восходят к этому религиозному влиянию?" (Капитализм как хозяйственная система не является продуктом Реформации; Реформация способствовала развитию современного капитализма наряду с прочими факторами) Литература
|