КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Quot;социального факта". "Социологизм" ДюркгеймаОнтологический аспект). Антипсихологизм ИСХОДНЫЙ ПУНКТ: Общественные явления даны нашему сознанию (нашим чувствам) так же, как и природные, а именно: они обнаруживаются по своей принудительной силе,т. е. по тому, что мы не можем не считаться с ними в своем поведении. Иначе говоря, социальные явления обладают для нас свойством реальности, объективности. = Социальные факты реальны, существуют объективно, вне индивидов и независимо от своих индивидуальных проявлений. СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ(определение). Э. Дюркгейм. Метод социологии [1, с.421]. Quot;Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений". [Там же, с.412] "...Эти способы мышления, деятельности и чувствования обладают тем примечательным свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний. Эти типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Конечно, когда я добровольно сообразуюсь с ними, это принуждение, будучи бесполезным, мало или совсем не ощущается. Тем не менее оно является характерным свойством этих фактов... оно проявляется тотчас же, как только я пытаюсь сопротивляться". г—* Социальные факты несводимы к низшим (физическим, биологическим, психическим). -» Общество как особая реальность (обоснование социологии как отдельной науки, самостоятельной, имеющей свой особый предмет). Субстрат социальных фактов = общество, группы (не индивиды: по отно- — шению к индивидам эти факты внешние, они им даны, выступают для них как данность, не ими созданы, для них объективны и принудительны). К социальным фактам Дюркгейм относит: (1) способы мышления, действия и чувствования; (2) "социальные течения" (факты массового поведения в толпе); (3) социальные факты морфологического характера = "формы коллективного бытия" ("число и характер основных элементов, из которых слагается обще- ство, способы их сочетания, степень достигнутой ими сплоченности, распределения населения по территории, число и характер путей сообщения, форма жилищ и т.д."). Социальные факты = это прежде всего "коллективные представления". Э.Дюркгейм: "социальная жизнь целиком состоит из представлений" [1.C.393]. "Онтологический социологизм". (1) Социальная реальность столь же реальна, как и другие виды реальности См. А.Б. Гофман [1, с.542-545]. (2) Общество — реальность особого рода, не сводимая к другим видам реальности. (Автономия социальной реальности.) (3) Исключительное значение социальной реальности в детерминации человеческого поведения (социальная реальность первична, индивидуальная — вторична). Позиция "социологического реализма": признание за социальными макрообразованиями свойства реального, объективного существования. Сам Дюркгейм отвергал упреки в онтологизме и реализме, аргументируя свой подход как методологический: Э. Дюркгейм [1, с.394-395]. "На самом деле мы не утверждаем, что социальные факты — это материальные вещи; это вещи того же ранга, что и материальные вещи, хотя и на свой лад. Что такое в действительности вещь? Вещь противостоит идее как то, что познается извне, тому, что познается изнутри. Вещь — это всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать себе адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов... Рассматривать факты определенного порядка как вещи — не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией". АНТИПСИХОЛОГИЗМ. Разграничение социологии и психологии проистекает из установленной Дюрк-геймом специфики социальных фактов: (1) социальные факты имеют иного носителя, нежели психические факты: носителем психических фактов является индивид, носителем социальных фактов (=коллективных представлений) являются групповые, коллективные образования (общество). Социальные факты независимы от индивидуальных проявлений (социопсихических) и потому не могут быть изучены психологией; они образуют специфический предмет социологии. (2) Еще один аспект: индивиду (ученому) социальные факты даны как факты внешние по отношению к нему, а потому они не могут быть выведены в чистом виде психологическими методами (интроспекцией) -»■ Отсюда, кстати, следует, что объективная наука об обществе не может пользоваться обыденными понятиями (= "предпонятиями").
|