Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Quot;ДУХ" КАПИТАЛИЗМА




Данное определение применимо только к "историческому индиви­дууму". "Исторический индивидуум" = это "комплекс связей, сущест­вующих в исторической деятельности, которые мы в понятии объе­диняем в одно целое под углом зрения их культурного значения".

Понятие "дух капитализма" поэтому "должно быть постепенно ском­поновано из отдельных составных частей, взятых из исторической действительности", релевантно нашей задаче.

"...Под «духом капитализма»можно или должно понимать от­нюдь не только то, что нам представляется наиболее сущест­венным для нашей постановки проблемы. Это объясняется са­мой спецификой «образования исторических понятий», методи­ческой задачей которого является не подведение действитель­ности под абстрактные родовые понятия, а расчленение ее на конкретные генетические связи, всегда сохраняющие свою спе­цифически индивидуальную окраску".

Предварительное пояснение понятия "дух капитализма": Б.ФРАНКЛИН: "Помни, что ВРЕМЯ —ДЕНЬГИ..." = "Философия скупости": "Идеал ее — кредитоспособный добропо-

рядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель. Суть дела заключается в том, что здесь проповедуются не просто правила житейского поведения, а излагается своеобразная «этика», отступление от которой рас­сматривается не только как глупость, но и как своего рода наруше­ние долга. Речь идет не только о «практической мудрости»... но о выражении некоего этоса, а именно в таком аспекте данная фило­софия нас и интересует".

Дух капитализма имеет "характер этически окрашенной нормы, ре­гулирующей весь уклад жизни. В этом специфическом смысле мы и пользуемся понятием «дух капитализма», конечно, капитализма со­временного".



"Необходимый лейтмотив капитализма":

= "Summum bonum [лат. высшее благо] этой этики прежде всего в на­живе, во все большей наживе при полном отказе от наслаждения, да­руемого деньгами, от всех эвдемонических или гедонистических мо­ментов; эта нажива в такой степени мыслится как самоцель, что стано­вится чем-то трансцендентным и даже просто иррациональным по от­ношению к «счастью» или «пользе» отдельного человека. Теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направ­лено на приобретательство, которое становится целью его жизни".

"Приобретение денег... является при современном хозяйственном строе результатом и выражением деловитости человека, следующего своему призванию".

= "представление о профессиональном долге... — это пред­ставление характерно для «социальной этики» капиталистиче­ской культуры, а в известном смысле имеет для нее и конститу­тивное значение".

Соответствующий тип поведения и представлений, чтобы одержать победу над другими, должен был возникнуть, сложиться "как некое мировоззрение, носителями которого являлись группы людей. Имен­но это возникновение и требует объяснения".

Алчность "стара как мир и известна всей истории человечества": = "Безудержное, свободное от каких бы то ни было норм приобретатель­ство существовало на протяжении всего исторического развития". —

Не эти алчные люди были носителями капиталистического духа. Напротив, такое безудержное стремление к наживе "было одним из сильнейших внутренних препятствий" для становления совре­менного капитализма.

ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ КАК К ПРИЗВАНИЮ: "такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью, «призванием». Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания".

"Капиталистическая форма хозяйства и "дух", в котором оно ведется, находятся в отношении "адекватности", но эта адекватность не тожде­ственна обусловленной "законом" зависимости. И если мы, несмотря на это, условно применяем здесь понятие "дух (современного) капи­тализма" для определения того строя мышления, для которого харак­терно систематическое и рациональное стремление к законной при­были в рамках своей профессии... то мы обосновываем это тем исто­рическим наблюдением, что подобный строй мышления нашел в капи­талистическом предприятии свою наиболее адекватную форму, а ка-

питалистическое предприятие в свою очередь нашло в нем наиболее адекватную духовную движущую силу".


Носителями "капиталистического духа" были прежде всего вы­ходцы из средних слоев.

"Вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма не сводится к вопросу об источнике используемых капиталистом денеж­ных ресурсов. Это в первую очередь вопрос о развитии капиталисти­ческого духа. Там, где он возникает и оказывает свое воздействие, он добывает необходимые ему денежные ресурсы, но не наоборот".


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты