КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детерминированность морфологическими (структурными) факторами. Наука и нравственность.Идея "научной морали" Поскольку общество рассматривается Дюркгеймом как преимущественно моральная реальность, изучение моральных фактов принципиально важно для дюркгеймовской социологии. ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МОРАЛИ. Основа подхода: "исследовать факты моральной жизни методом позитивных наук"[1,с.36]. Поскольку моральные факты — полноценные социальные факты, то их нужно изучать как вещи (основное правило наблюдения социальных фактов). "...Мы хотим не извлечь нравственность из науки, но создать науку нравственности, что совсем другое дело. Моральные факты — такие же явления, как и другие; они состоят в правилах поведения; которые узнаются по некоторым отличительным признакам. Поэтому должна существовать возможность их наблюдать, описывать, классифицировать и искать объясняющие их законы" [1, с. 8]. Моральные факты причинно обусловлены другими социальными фактами, а именно структурными (морфологическими). Отсюда вытекает историчность морали, ее относительность: мораль изменяется вместе с порождающими ее условиями. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ (ИСТОРИЧНОСТЬ)НРАВСТВЕННОСТИ: "...прежде всего очевидно, что она [нравственность] развивается в истории и под влиянием исторических причин, что она выполняет некую функцию в нашей здешней временной жизни. Если она в данный момент такая-то и такая-то, то потому, что условия, в которых живут люди, не позволяют, чтобы она была иной. И доказательством этому служит то, что она меняется вместе с изменением этих условий, — и только в этом случае" [1, с.37]. = (первичность структурных изменений) Изменения нравственности (нравственных фактов): "Дело в том, что в структуре обществ произошли изменения в нравах. Нравственность, следовательно, образуется, преобразуется и сохраняется благодаря основаниям опытного порядка; только эти основания и берется определить наука о нравственности" (там же). ПРАКТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ. Наука выполняет в обществе определенные функции -> Она существует не ради себя самой, ее цель — давать определенные практические указания относительно наилучших способов социального контроля и достижения стабильности (гармонии) в обществе: "мы сочли бы, что наши исследования не заслуживают и часа труда, если бы они имели чисто спекулятивный характер. Если мы старательно отделяем теоретические проблемы от практических, то не для того, чтобы пренебречь последними, а, наоборот, для того, чтобы быть в состоянии разрешить их лучше". Дюркгейм убежден в возможности создания научной морали (в рамках его методологии это представляется возможным): "наука может помочь нам отыскать направление, в котором мы должны ориентировать наше поведение, определить идеал, к которому мы неявно стремимся" [1, с.38]. ВЫДЕЛЕНИЕ ИДЕАЛА ИЗ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (Л/S/): путем научного наблюдения и изучения действительности. "Прежде всего существует состояние морального здоровья, которое только наука может определить со знанием дела, а так как оно нигде не реализовалось целиком, то идеал заключается уже в стремлении к нему приблизиться". "Наука, давая нам закон изменений, через которые среда уже прошла, позволяет нам предвосхитить те, которые должны произойти и которых требует новый порядок вещей" [1, с.38]. "Но, говорят, если наука предвидит, то она не повелевает. Это правда, она нам только говорит, что необходимо для жизни. Но ведь ясно, исходя из предположения, что человек хочет жить, весьма простая операция немедленно превращает установленные наукой законы в повелительные правила поведения" [1, с.38-39]. НРАВСТВЕННОСТЬ = совокупность фактов: "...нравственность для нас — система реализованных фактов, связанная с целостной системой мира" [1, с.39]. НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ И. C.401: "Таким образом, исчезает антитеза, которую часто пытались установить между наукой и нравственностью... Чтобы урегулировать наши отношения с людьми, нет надобности прибегать к средствам, отличным от тех, которые служат нам для упорядочения наших отношений с вещами: методически применяемого размышления вполне достаточно как в первом, так и во втором случае. Науку и нравственность примиряет наука о нравственности, ибо она учит нас уважать моральную действительность и в то же время дает нам средства улучшать ее".
|