Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ




Определение: "Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием... оно рассеяно во всем пространстве общества" [1, с.80].

Коллективное сознание = особая реальность, имеющая свои специфические свойства:

(1) оно независимо от частных условий, в которых находятся индивиды;

(2) устойчиво во времени = связывает поколения;

(3) это нечто иное, чем частные сознания, и не может быть через них определено.

"Оно психический тип общества, тип, подобно индивидуальным типам, хотя и в другой форме, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия суще­ствования" [1, с.80].

"В нас есть два сознания: одно содержит только состояния, свойственные лично каждому из нас и отличающие нас, тогда как состояния, охватываемые вторым, общи для всей группы. Первое представляет и формирует только нашу индивиду-


альную личность, второе представляет коллективный тип и, следовательно, об­
щество, без которого он не существовал бы. Когда наше поведение определяется
каким-то элементом последнего, мы действуем не из нашего личного интереса, а
преследуем коллективные цели. Но эти два сознания, хотя и различны, связаны ме­
жду собой, так как в итоге составляют одно целое; оба они имеют один и тот же
органический субстрат. Они, стало быть, солидарны. Отсюда следует солидар­
ность sui generis, которая, возникнув из сходств, прямо связывает индивида с об­
ществом"
[1, с. 104-105].

"Действие преступно, если оно оскорбляет сильные и определенные состояния коллективного сознания" [1, с.81].

"...Задетая и карающая преступление сила одна и та же. Она продукт наибо­лее существенных социальных сходств, и ее следствием является поддержание социальной связи, проистекающей из этих сходств. Именно эту силу охраняет уголовное право от всякого ослабления, одновременно требуя от каждого из нас некоторого минимума сходств, без которых индивид представлял бы угрозу для единства социального тела, и заставляя нас уважать символ, выражающий, обобщающий и гарантирующий эти сходства" [1, с. 105].

НАКАЗАНИЕ. Все характерные черты наказания проистекают из сущности феномена преступления.

Определение: "... наказание, по существу, состоит во внушенной страстью реакции различной степени интенсивности, осуществляемой обществом че­рез посредство установленного органа в отношении тех своих членов, кото­рые нарушили известные правила поведения" [1, с.96].

Наказание состоит в причинении виновному страдания, но его воздействие в первую очередь ориентировано не на виновного, а на других людей как на носителей коллективного сознания: "Этот знак, свидетельствующий, что кол­лективные чувства все еще коллективны, что единение умов в одной и той же вере сохраняется — и таким образом оно возмещает зло, нанесенное преступлением обществу" [1, с. 107].

= "...главное назначение наказания — воздействовать на добропорядочных людей; так как оно способствует залечиванию ран, нанесенных коллектив­ным чувствам, то оно может исполнять свою роль только там, где эти чувства существуют, и в той мере, в какой они живы" (там же).

Функция наказания = поддержание механической солидарности.

МЕХАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ.Репрессивное (уголовное) право симво­лизирует (выражает) механическую солидарность.

Определение: Это "социальная солидарность, происходящая из того, что из­вестное число состояний сознания является общим для всех членов одного и того же общества... Доля ее в общей интеграции общества зависит, очевид­но, от объема социальной жизни, который охватывает и регламентирует об­щее сознание" [1, с. 108].

РЕСТИТУТИВНОЕ ПРАВО.

Реститутивные санкции "не обязательно влекут за собой страдания индиви­да, они состоят только в восстановлении прежнего порядка вещей, в приве-


дении нарушенных связей к их нормальной форме тем ли, что инкримини­руемый поступок силой приводится к типу, от которого он отклонился, или тем, что он аннулируется, т. е. лишается всякой социальной ценности" [1,с.70].


               
   
     
 
     
 

"эти два общества, впрочем, составляют одно. Это две сто­роны одной и той же реальности, которые тем не менее необ­ходимо различать"

Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты