КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. Этос наукиЭтос науки специально рассматривается в статье "Наука и демократическая социальная структура" (1942). ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1: "Этос науки есть аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм, который считается обязательным для человека науки. Нормы выражаются в форме предпи- саний, запретов, предпочтений и дозволений. Они легитимируются в терминах ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2: "Этос науки означает эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний, обычаев, верований, ценностей и предрасположений, которые считаются обязательными для ученого. Некоторые аспекты этого комплекса могут быть методологически желательными, но соблюдение правил продиктовывается не одними только методологическими соображениями. Этот этос, как и другие социальные коды, поддерживается чувствами тех, к кому он применим. Трансгрессия сдерживается интернализованными запретами и неодобрительными эмоциональными реакциями, мобилизуемыми сторонниками данного этоса... Этос можно рассматривать как «культурный» компонент науки, в отличие от «цивилизационного»" [7, с.541]. Обычаи науки обязательны не только в силу их технической (процедурной) эффективности, но также и в силу их моральной принудительности. Этос современной науки составляют четыре набора институциональных императивов: 1. УНИВЕРСАЛИЗМ. (а) Универсализм науки находит выражение в подчинении претензий на ис "объективность исключает партикуляризм... Императив универсализма глубоко укоренен в безличном характере науки" [8, с.553]. В некоторых ситуациях ученый подчинен одновременно императивам научного универсализма и этноцентрического партикуляризма, противоречащим друг другу. (б) Требование открытости научной карьеры для всех, независимо от расы, В нацистской Германии исключали ученых из научного сообщества по вненаучным критериям (раса и т. п.). 2. "КОММУНИЗМ". (В широком смысле, как "общее владение благами".) Научные "открытия являются продуктом социального сотрудничества и предназначены для сообщества. Они образуют общее наследие... Закон или теория не являются исключительной собственностью открывателя или его наследников" [8, с.556]. Проблема: "права интеллектуальной собственности" в науке; секретность как антитеза данного императива. "Коммунальный характер науки отражается также в признании учеными своей зависимости от культурного наследия, на которое они не могут предъявлять исключительных притязаний" [8, с.557]. 3. НЕЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ (БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ) — институциональный контроль над мотивацией. 4. ОРГАНИЗОВАННЫЙ СКЕПТИЦИЗМ — это "как методологическое, так и институциональное полномочие" [8, с.560]. Проблема: часто этот императив приводит науку в противоречие с другими институтами (например, религией), следствием чего может быть "бунт против науки", так как "организованный скептицизм несет угрозу существующему распределению власти".
|