КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тезис взаимности перспективРазличия в индивидуальных перспективах, обусловленное разными биографическими ситуациями, преодолеваются при помощи двух основных идеализации, свойственных обыденному мышлению: (1) идеализации взаимозаменяемости точек зрения; (2) идеализации совпадения систем релевантностей. Вместе они образуют "общий тезис взаимности перспектив". Из работы "Обыденная и научная интерпретация человеческого действия" (1953), [4, с. 131]. "В естественной установке повседневного мышления я считаю само собой разумеющимся, что другие, обладающие разумом люди существуют. Это значит, что объекты мира, в принципе, познаваемы для них либо актуально, либо потенциально. Это я знаю без доказательств и сомнений. Но я также знаю и считаю само собой разумеющимся, что «тот же самый» объект должен означать нечто различное для меня и для любого другого человека... Повседневное мышление преодолевает различия индивидуальных перспектив, являющиеся следствием этих факторов, с помощью двух основных идеализации: 1) взаимозаменяемости точек зрения (я считаю само собой разумеющимся и предполагаю: другой считает так же, что, если я поменяюсь с ним местами и его «здесь» станет моим, я буду находиться на том же самом расстоянии от объектов и видеть их в той же самой типичности, что и он в настоящий момент. Более того, в пределах моей досягаемости будут находиться те же самые вещи, что и у него сейчас. Действительно также и обратное отношение); 2) совпадения системы релевантностей. До тех пор, пока не доказано обратное, Обе идеализации — типизирующие конструкты объектов мышления; благодаря типизации они преодолевают уникальность индивидуального опыта. Благодаря им сектор мира, само собой разумеющийся для меня, является таковым и для другого (партнера), причем любого другого -> это мир, само собой разумеющийся для "нас". Благодаря взаимности перспектив возникает общее знание, которое "представляется объективным и анонимным". Это основа "образа жизни, рассматриваемого как естественный, нормальный, правильный членами «мы-группы»". Это интерсубъективное знание.
|