КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Судоустройство Киевской РусиВ течение всей эпохи господства обычного права наиболее распространенным способом разрешения споров был третейский суд, в судебных полномочиях которого наглядно проявлялась устойчивая традиция разрешения конфликтов без вмешательства государственной власти. Государственные (публичные) суды: а) Княжеский суд. Судебная власть Великого князя распространялась на всю территорию государства. Вне его резиденции она осуществлялась местными князьями или их представителями. Занимая удел, князья вверяли право суда своим воеводам и тиунам, которые часто злоупотребляли своей властью. Княжеский суд осуществлялся при условии, что одна из сторон принадлежала феодальному сословию. Судебная расправа происходила на княжеском дворе или на территории государственных учреждений. В ведении княжеской власти в этот период находились лишь самые тяжкие преступления — убийства, грабежи, разбои, телесные повреждения, оскорбления, кражи и нарушения межевой границы. Под исключительной княжеской юрисдикцией находились государственные, должностные преступления и преступления против порядка управления. б) Вечевой суд представлял интересы всего населения. Вечевой суд рассматривал на народных собраниях важнейшие дела, касавшиеся общины (перераспределение земли, убийства, кражи) и государства (организация ополчения). в) Общественный суд (народный) осуществлялся вервним старостой и старцами, добрыми людьми. Эти «добрые люди» могли вершить суд по всем делам, кроме убийства. Частные суды проводили феодалы - землевладельцы (бояре, дружинники) над своими зависимыми людьми - холопами, челядью и частично закупам и рядовичами. Церковные суды. Юрисдикция церковного суда охватывала духовенство и их семьи, церковную прислугу (их правонарушения как против религии, так гражданские и уголовные), а также всех христиан-верующих, делами которых занималась церковь (вера, супруги). Осуществлялись суды при монастырях и руководствовались церковными учреждениями и "Номоканоном" (византийским каноническим правом). Сам ход судебного процесса был прост: представители суда, не утруждали себя такой процедурой как следствие, вся работа по сбору доказательств, опросу свидетелей преступления, а зачастую и поиску самого виновника, ложилась на плечи пострадавшей стороны. Соответственно, человек, обвиненный в совершении преступления, так же самостоятельно занимался подготовкой своей защиты и должен был предоставить суду свидетельства своей невиновности. Лишь со временем начали появляться специальные люди, которые за немалую плату помогали пострадавшей стороне в подготовке доказательной базы. Суд, как правило, проходил публично, при большом скоплении народа. Если виновный был приговорен судом к физическому наказанию, приговор мог быть приведен в исполнение сразу по окончанию судебных слушаний, на глазах у толпы.
|