![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мораль и целесообразная деятельность______Непосредственным выражением морали являются поступки. В подавляющем большинстве случаев поступки суть действия, но иногда они представляют собой воздержание от действия. Речь идет о тех случаях, когда человеку намного труднее отказаться от действия, чем совершить его. Но далеко не всякое действие есть поступок. Принятие пищи, прогулка, сон и т.д. к морали, как правило, отношения не имеют. Поступками в собственном смысле называются только такие действия человека, которые он совершает как существо, принадлежащее к духовному уровню бытия, т.е. руководствуясь определенными идеями и ценностями. Для выяснения внутреннего состава нравственности и взаимоотношения ее элементов мы обратимся к анализу целесообразной человеческой деятельности. Общая структура этой деятельности выглядит так: В реальном времени перечисленные моменты следуют друг за другом примерно в том же порядке, в каком они здесь даны. Потребность в пище, например, заявляет о себе сознанию в виде чувства голода, которое играет роль мотива, т.е. движущей силы поведения. Цель как идеальная модель потребного будущего — это представление о том, какого рода состояние может способствовать прекращению голода. Средства даны сознанию в виде представлений о том, какие действия ведут к достижению цели. Само действие — серия моторных или речевых актов, направленных на организацию средств и приведение их в движение. Результат — достигнутое состояние, в котором наступает полное или частичное удовлетворение исходной потребности, а также возникают разного рода побочные эффекты. Элементарная целесообразная деятельность основана на обратной связи, поскольку характер результата влияет на предшествующую цепь, изменяя содержание и мотива, и цели, и средств, и самого действия. Для успешного осуществления целесообразной деятельности, которая не имеет принципиальных отличий от соответствующего поведения животных, человеку необходимы две психические способности: практический интеллект и воля. Воля нужна для того, чтобы начать действие в том случае, если ему препятствуют другие побудительные мотивы, и довести его до конца, т.е. до результата, соответствующего цели, если опять-таки на этом пути встречаются препятствия.
Практический интеллект («пруденция» — рассудительность, благоразумие) — это способность решать задачи, возникающие в процессе жизнедеятельности, главным образом, находить средства для целей, т.е. определять, какие действия подходят для данной цели, какие нет, какие больше, какие меньше. Отсутствие или недостаточное развитие практического интеллекта у человека именуется глупостью. Этим качеством характеризуются люди с коэффициентом интеллекта (Щ), равным или меньшим 90 единиц по шкале Г.Ю. Айзенка. Глупость не всегда прямо коррелирует с безнравственностью, хотя прямая связь в среднем встречается чаще, чем обратная. Немецкий социолог XX в. М. Вебер разделил целесообразные действия на целерациональные и ценностно-рациональные. Это различие имеет важное значение для понимания специфики нравственности. Чтобы действовать целерационально, субъекту надо сосредоточить все свое внимание на цели, например, на приобретении и потреблении какого-либо пищевого продукта; проанализировать, какой расклад внешних обстоятельств наверняка приведет к желаемому состоянию, и какого рода действия необходимо совершить ему самому. Речь не идет о том, что, подбирая средства для своей цели, субъект не принимает во внимание других людей. Не считаться с ними было бы как раз глупо, а не рационально. Все дело в том, как он с ними считается. Если действие является строго целерациональным, то другие люди учитываются в нем только как возможные помехи или содействующие факторы.Иными, кантовскими, словами в целерациональ-ном действии другой человек воспринимается только как средство— в позитивном или негативном смысле. Субъект устремляется к собственному жизненному успеху, используя все средства, которые являются доступными, легкими и эффективными. Глупость отличается от благоразумия тем, что она не может найти подходящих средств, хотя они лежат на поверхности. Ценностно-рациональные действия, по Веберу, имеют совершенно иную структуру. Главное в них — не достижение определенной, заранее поставленной цели — жизненного успеха, — а сохранение ценностей, которые считаются более высокими, чем жизненный успех, и вообще абсолютными. Другой человек или сверхчеловеческое существо в структуре ценностно-рационального поведения приобретает особую, вполне самостоятельную роль. Русский ученый А.А. Ухтомский назвал практическое мышление, разворачивающееся таким способом, «другодо-минантным», подразумевая «способность переключения в жизнь другого человека, способность понимания ближайшего встреченного человека как конкретного, ничем не заменимого в природе, самобытного существа»34. Самыми элементарными проявлениями ценностно-рационального поведения выступают действия, направленные на выполнения чужого приказания или просьбы. Разумеется, речь идет о тех случаях, когда субъект не расценивает выполнение приказа или просьбы как действие, полезное для него самого. Тогда это соответствовало бы структуре целерационального поведения. Просьба или приказ должны превратиться в основание собственного поведения из уважения к тому, кем они предъявлены. Подобное поведение основано на вере в безусловную ценность поступка, независимо от того, к каким результатам он приведет. Определяющим в последнем типе поведения является отношение к ценностям. Это отношение может быть двояким. Во-первых, ценность может оказывать на деятельность человека ограничительное влияние. Благодаря представлению о другом человеке как ценности, голодный субъект не станет употреблять в пищу своего соплеменника или рвать кусок мяса у него изо рта. В этом случае состав целесообразной деятельности выглядит следующим образом: Во-вторых, ценность способна оказывать и стимулирующее воздействие. В таком случае она сама становится мотивом поведения и на основе подобного превращения формирует особые, вторичные, специфически человеческие потребности, например, потребность любить и быть любимым. Это ведет к следующему преобразованию структуры целесообразной деятельности: Таким образом, в структуре нравственности представлены два уровня: поверхностный, который ограничивает человеческую активность, удерживает от посягательства на объективные ценности; и глубинный, который ориентирует на служение другим людям. Нравственность невозможна без целерационального поведения, но специфическим для нее является поведение ценностно-рациональное. Важнейшее, хотя и не единственное, предназначение нравственности заключается в сохранении и развитии человека как духовного существа. Для решения этой задачи мораль устанавливает ценностное отношение к человеку вообще. Благодаря морали человек становится субъектом, который имеет ценность сам по себе, а не только инструментальное значение для потребностей и влечений других людей. Соединяя поверхностный и глубинный уровни, мораль находит компромисс между использованием человека и служением ему. Ценностное отношение к другому человеку представлено тремя основными формами: — симпатией (что в переводе с греческого буквально означает «сочувствие»), — уважением, — любовью. Переход от одной формы к другой связан с возрастанием ценности человека и глубины вызываемых им переживаний. В дальнейшем мы рассмотрим эти формы подробно, а сейчас ограничимся самым общим разъяснением, что в основе ценностного отношения лежит способность воспринимать чужие чувства, суждения и стремления как свои собственные.В ценностном отношении к миру объективное значение становится субъективным, социальное — личным, общественное — индивидуальным, внешнее — внутренним, трансцендентное — имманентным. В зависимости от ценностной соотнесенности современная этика делит действия людей на три вида: 1) Простые предметные операции — действия, которые имеют только субъективное значение, т.е. не оказывают ни положительного, ни отрицательного влияния на других (проспать большую часть ночи на правом, а не на левом боку; начинать свой обед с первого, а не со второго блюда и т.п.). Общим для этого вида действий является направленность на вещи или на самого себя. Они не касаются отношений между людьми, а совершаются человеком независимо от его ценностных ориентации. 2) Объективно значимые действия — те, которые имеют положительное или отрицательное значение для других людей, но это значение в момент совершения действия не представлено в сознании субъекта, т.е. не осознается, как бы остается за кадром. Иными словами, объективное значение действия не становится субъективным и не оказывает влияния на его совершение (например, сослуживец рассказывает о мучительной смерти солдата, не зная, что среди слушающих находится его мать; или путник, внезапно провалившийся в канализационный люк, невольным криком ужаса предупреждает других людей об опасности).
3) Поступки — действия, которые не только имеют объективное значение, но и мотивируются им. Это относится к деяниям, совершаемым вполне сознательно, с ясным пониманием их значения η ради этого значения, а не для чего-то другого. Поступок совершается потому, что его объективное значение становится субъективным (к примеру, совершить поступок, значит, выручить из беды близкого человека из любви или уважения к нему, наконец, просто потому, что он человек; и, наоборот, пристрелить его, оправдываясь словами: «Мне жаль, что твоя Гнедая сломала ногу; Боливар не вывезет двоих»). Между перечисленными видами действий нет непреодолимой грани. При определенных условиях они могут переходить друг в друга. Принятие пищи, допустим, в подавляющем большинстве случаев является простой операцией, не имеющей никакого значения для других людей. Но даже это элементарное действие при известных обстоятельствах может стать значимым и даже превратиться в поступок. Если некий субъект в Великий Пост ест мясную пищу в присутствии верующих, которые от подобной пищи отказываются, его действие будет значимым — когда он удовлетворяет свой аппетит, не вдумываясь в смысл ситуации; и аморальным поступком — когда он делает это нарочно, чтобы своим вызовом оскорбить религиозные чувства. Анализ видов человеческих действий со всей наглядностью показывает нам, какую объемную работу выполняет мораль в регуляции поведения и какие сложные задачи она перед человеком ставит. В процессе исторического развития она стремится обобщить все многообразие жизненных ситуаций с точки зрения баланса между объективной и субъективной значимостью, найти для каждой конкретной ситуации оптимальное соотношение той и другой. Продуктом ее усилий служат нормы — обобщенные правила поведения. В нормах сконцентрирован исторический опыт длинной череды предшествующих поколений, и поэтому они представляют собой подлинное социальное богатство. Таковым же они являются и для каждой отдельной личности, причем сокровищем, которое не надо искать где-то «за тридевять земель», потому что оно лежит рядом, под рукою — для тех, кто способен им воспользоваться. Освоить нравственную норму — значит научиться вести себя так, чтобы другие относились к тебе как к ценности. Но самым прямым путем к такому отношению является готовность действительно быть ценным для других. М.М. Бахтин, анализируя сущность человеческого поступка, выделил в качестве его важнейшей черты уникальность, т.е. единственность и неповторимость. Сама по себе норма носит обобщенный характер: она устанавливает границы, за которыми действие теряет свое положительное значение и приобретает отрицательное. Даже такая конкретная норма, как «выполняй обещания», относится к великому множеству ситуаций, каждая из которых характеризуется разным уровнем значимости этой нормы и, стало быть, имеет разные границы ее обязательности. Границы значимости каждой нормы полагаются не столько ситуацией, сколько отношением к другим нормам. Если бы все зависело только от ситуации, то в морали не было бы никакого абсолютного содержания, и люди выполняли бы обещания или отрекались от них по своему произволу, в зависимости от выгоды. Однако при таком раскладе обещания вообще бы не могли существовать, поскольку никто, кроме, может быть, самых наивных людей, не стал им верить. Норма выполнять обещания является абсолютной, потому что она поддерживается другими нормами и, в свою очередь, поддерживает их. Она сохраняет свою силу до тех пор, пока не вступает в противоречие с более высокой нормой, например, той, которая предписывает защищать жизнь другого человека. Уникальность поступков обусловлена неповторимой конфигурацией норм и лиц, затрагиваемых ими. Благодаря своему абсолютному содержанию нравственные нормы ценны сами по себе, независимо от пользы, которую приносит их исполнение в том или ином конкретном случае. Моральный человек стремится выполнять данное им обещание даже в том случае, когда верность слову не приносит пользы ни ему, ни другим, — только для того, чтобы сохранилась норма. Нравственность не сможет выполнять свои функции и разрушится как система, если ее требования не будут иметь абсолютного значения. Иными словами, для поддержания нравственности необходимы не только целерациональ-ные, но и ценностно-рациональные действия. Именно в последних заключена ее специфика. На это обстоятельство с помощью разных понятий указывали Аристотель, Кант, М. Вебер, Дж. Э. Мур и другие ученые, в той или иной степени защищавшие автономное значение нравственности, порою даже преувеличивая его. Нравственность способна функционировать только добиваясь относительной самостоятельности своих требований, делаясь неким «становящимся Абсолютом». Утверждая нравственность своими помыслами и действиями, отдельная человеческая личность выполняет свое уникальное предназначение: превращает бытие в духовное бытие. В системе нравственности социальное значение поступков оказывается двойственным: реальным и знаково-символическим. Реальное значение поступков состоит в материальной пользе или материальном ущербе, который причиняется другим людям. Знаково-символичес-кая сторона поступка выражается в его связи с идеальным миром ценностей, с его способностью разрушать или, наоборот, создавать и укреплять целостность этого мира. Следовательно, нравственные поступки представляют собой акты материального и духовного творчества либо совмещают и ту, и другую стороны. Последнее для морали наиболее характерно. Двойственной природой социального значения поступков объясняются факты, когда поведение, не приносящее никакой конкретной выгоды ни тому, кто его совершил, ни тем, на кого оно было направлено, встречает признание, одобрение и восхищение. Если кто-то гибнет в огне, безуспешно пытаясь спасти ребенка, он совершает подвиг во имя торжества духа. Существует определенное различие между знаковым и символическим содержанием поступка, обусловленное разницей между простым знаком и символом. Знаковым поступком можно считать рукопожатие как форму приветствия. Протянутая рука, как известно, является знаком отсутствия враждебных намерений. Примером символических действий служат религиозные ритуалы, такие, как христианское причащение или мусульманский хадж. В подобных действиях личность с помощью символов соотносится со сверхчеловеческими существами и трансцендентными аспектами реальности. В знаковых и символических действиях мораль граничит с этикетом η религией. В заключение отметим, что наиболее существенными свойствами нравственного поступка являются: а) объективная значимость, б) мотивированность объективным значением, т.е. соединение объективного и субъективного значения; в) уникальность, творческое содержание. Встраиваясь в целесообразную деятельность человека, мораль меняет ее логику, но не делает ее ни нецелесообразной, ни, тем более, антицелесообразной. Она придает поведению высшую духовную целесообразность, основу которой составляет не приспособление к наличным условиям, а творчество новой реальности, осуществление таких возможностей, которые возникают на предшествующих уровнях бытия, но без человеческого участия соединиться не способны.
|