КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурные основы нравственности________Дух — высшая форма бытия. Духовное существо строит свое поведение на основе идей и ценностей. Идеи рождаются из образов путем обобщения. Реальные связи вещей переносятся во внутренний мир и развиваются в нем как постоянно усложняющиеся комплексы. Сначала обобщаются наиболее значимые объекты: основные источники опасности, плоды, пригодные в пищу, и т.п. Процесс образования идей идет параллельно формированию ценностей. Таким путем развиваются сознание и самосознание — важнейшие способности существ, которые являются носителями духовного бытия. Решающим моментом в переходе с душевного уровня на духовный является семиотическая деятельность — создание и использование знаков, прежде всего, языковых. Идеи возникают из представлений благодаря языку. Словесный знак дает возможность произвольного оперирования представлениями, что являет собой колоссальный шаг к развитию свободы воли. Во-первых, предъявление знака — это способ намеренного вызывания определенных представлений и соответствующих действий. Воспринятый знак как бы в опережение обычных сенсорных механизмов дает субъекту значимую информацию и настраивает на необходимое действие. Предостерегающие крики, вероятно, развивались от констатации опасности вообще (возможно, даже любой боли) до указания на ее конкретный источник. Эротическая семиотика прошла путь от простой зазывности соловьиных трелей или крокодильего рева до утонченных рыцарских серенад, в которых детально описаны многочисленные достоинства возлюбленной и те чувства, которые они вызывают. Во-вторых, знак, возникая в процессе коммуникации, связывал адресанта и адресата. Через знак значимое для одного становилось значимым для другого.По природе знак диалогичен. Слово (логос) возможно только в диалоге — коммуникации между людьми. Диалог предполагает не просто обмен словами, но взаимное согласование смыслов и значений. Использование слова, связывая одного человека с другим, способствовало росту их относительной независимости от власти собственных влечений. Животному мир дан сквозь призму его влечений. Все эти влечения есть и у человека. Но его связь с миром намного разнообразнее и богаче, поскольку кроме того, что воспринимается собственными органами чувств, человек узнает о мире то, что ему рассказывают другие. Через диалог его собственный кругозор расширяется чужими точками зрениями. На определенном этапе диалог между людьми превращается в диалог человека с миром. Слияние различных точек зрения порождает понятие объективного значения. На этом этапе представление становится идеей, а влечение — стремлением к ценности. Человек постигает мир как организованное целое и оценивает события не только в плане их соответствия собственным влечениям, но и в плане их значимости для целого, элементом которого является и он сам. Свободой воли называется способность совершать действие на основе его объективного значения, на основе познания его роли в универсальных мировых связях.Эта способность позволяет вести полноправный диалог с миром. Человеческому сознанию предельное или запредельное единство мира открывается как Бог. Только в отношении к Богу строит себя духовность. За рамками религии пробуждение духа невозможно. Поэтому в истории не было культур, которые зарождались бы на безрелигиозной основе. Сущность духа составляет вера в сверхчеловеческое существо, которое не только превосходит человека своей мощью, но и способно слышать обращенное к нему слово. Религиозная вера является закономерным продолжением знакового и диалогического отношения к миру. Диалог возможен только с тем, кому ведомо значение знака, кто может пользоваться словом. В сознании людей Бог с необходимостью становится источником всякого знака и слова. Смысл термина «дух» раскрывается через его этимологию. Это русское слово, так же как греческое «πνεύμα» и латинское «spiritus», указывает на способность дыхания. Дышать — значит принимать в себя невидимую, но необходимую для жизни субстанцию. Воздуху физического дыхания соответствует то, что связывает человека с богом — слово. Духом является та сторона внутреннего мира человека, которая открыта единству внешнего мира и ведет диалог с высшей силой, представляющей это единство.Дух — это вдыхание и выдыхание Логоса, восприятие и творение смыслов. Человеческая душа поднимается на духовный уровень бытия, когда она переходит от простых знаков к символам. Специфической для духа выступает способность создавать и воспринимать символы, строить поведение, руководствуясь ими. Символ призывает к определенному поведению. Через него мир, лежащий по ту сторону влечений и ощущений, не просто открывается человеку, но захватывает всю его душу и увлекает к переустройству себя. Такие слова, как «Бог», «добро», «правда», «справедливость», — не простые знаки, безразличные к тому содержанию, которое они обозначают. Сквозь их звуковой строй и графическое начертание просвечивает особая реальность, те становящиеся связи мира, которые имеют большее значение, чем все, что видится и слышится. Духовным является то существо, которое нуждается не только в органической пище, питье, воздухе и всех других материальных предметах влечений, но и в том, чтобы быть активным соучастником мирового процесса. Способность руководствоваться символами есть высшее проявление свободы воли.В отношении к символу проявляется творческий характер человеческого духа. Единство мира может быть представлено в субъекте только через единство его духовных структур. Призывая к совершенствованию, символы собирают отдельные душевные движения в целостный поток. Человек в отличие от всех прочих живых существ рождается в основном без готовых поведенческих механизмов. Большинство мозговых связей и структур формируется уже после рождения. Поскольку человеческий индивид появляется на свет незавершенным, в его организацию генетически вложено стремление к обретению совершенства. Это и есть самая кардинальная духовная способность. Совершенствование человека происходит в форме творчества новых форм жизни на основе символов. Объективацией духа является культура — мир вещей и знаков. Важнейшими средствами культурной деятельности выступают идеи и ценности, высший синтез которых называется идеалом. На уровне духовного бытия инстинктивное побуждение к развитию превращается в сознательное стремление к совершенству. Христианство осознало и ясно выразило ту мысль, что верхними опорами нравственности служат Дух и Логос. Свобода, вера и любовь образуют культурно-духовные основы морали. Свобода заключается в наращивании внутреннего самоопределения через символы и смыслы; вера — в открытости внешнему и предельному совершенству; любовь — в притягательной и обещающей силе совершенства, воплощенного в другом человеке. В мире, где существуют только атомы и пустота, нравственность невозможна. Она возникает там, где бытие поднялось на уровень духовной жизни, где появились существа, действующие не в силу притяжении и инерции, но согласно идеям и ценностям. Переход с более низкого уровня бытия на более высокий влечет за собой ряд антиномичных тенденций: 1) рост активности и самостоятельности отдельных систем, превращение организации в самоорганизацию; 2) усложнение их внутренней организации, увеличение числа и разнообразия подсистем (органов) и связей между ними; 3) появление и расширение способности свободно перемещаться в пространстве и предвосхищать будущее, накапливать информацию о прошлом; 4) перемещение акцента с обмена веществом и энергией на обмен информацией между субъектами взаимодействия; 5) расширение идеальной представленности внешнего мира во внутреннем мире субъектов; 6) совершенствование диалога между высшими и низшими слоями бытия, а также внутри высшего слоя между его отдельными носителями, появление способности существовать ради другого существа; 7) рост индивидуации как стремления воспроизводить себя в данном конкретном качестве и т.д. Подъем бытия обостряет противоречие между высшим и низшим слоями, между совершенным и просто существующим. Для разрешения этого противоречия и возникает нравственность. Она притягивает человека к божественному единству и удерживает от возвращения к зверю. ЛИТЕРАТУРА: Вернадский В.И. Биосфера// Биосфера и ноосфера. М.: Рольф, 2002, с. 38-101. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.: Мир, 1992, с. 370-401, 424-545, 577-597. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981, с. 84-129. Лангер С. Философия в новом ключе. М.: Республика, 2000, с. 28-72. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной истории агрессии // Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998, с. 101-167. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М.: Политиздат, 1991, с. 74-85. Лосский Н.О. Ценность и бытие. М.: ACT, Харьков: ФОЛИО, 2000, с. 34-60. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986, с. 236-272.
|