![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные функции нравственности________Сущность морали раскрывается через те функции, которые она выполняет в мире. В своем самом общем предназначении мораль призвана обеспечить развитие человека как духовного существа, а именно, как субъекта, объединяющего на качественно новом уровне все предшествующие уровни бытия: неорганическое, органическое и душевное. Происхождение нравственности, каковое мы рассмотрим в следующей теме, является ответом бытия на возникновение духа и те проблемы, которые он с собою несет. В первую очередь, нравственность регулирует отношение духовного субъекта к самому себе и другим духовным субъектам. Во вторую очередь, уже как бы отраженным светом, она освещает отношения к существам, которые принадлежат к иным уровням бытия. Таким образом, важнейшим для нравственности является отношение человека к человеку: как к другому, так и к самому себе. В форме нравственности человечество, как особый вид живых, чувствующих и разумных существ, разрешает свои собственные проблемы. Из названного общего предназначения вытекают более частные функции морали. Первая из них — оценочная. Мораль рассматривает жизнь сквозь призму добра и зла. Свои собственные и чужие поступки оцениваются как добрые или дурные, нравственные или безнравственные, моральные или аморальные. Конечное назначение моральной оценки — устранение негативных поступков и вызывание позитивных. Кроме поступков моральная оценка касается всего того, что с ними каким-то образом связано: намерений, характеров, обстоятельств и т.п. Вторая функция морали —регулятивная. Смысл этой функции заключен уже в самом термине. Слово «regula» в латинском языке означало прямую палку или дощечку, с помощью которой производилось выправление изделий либо сооружений. Иначе говоря, оно имеет значение, аналогичное понятиям «норма» или «канон». Выполняя регулятивную функцию, мораль устанавливает правила поведения, обязательные для всех людей или только для определенных групп и ситуаций. Обобщенным понятием для всех вводимых нравственностью (и государством) правил поведения является справедливость. Это же понятие используется для характеристики меры соответствия поведения установленным правилам. Третья функция нравственности — внешне-интегратив-ная. Мораль направлена на установление и поддержание связей между людьми. С ее помощью индивид включается в определенные социальные общности и осуществляет поведение, для этих общностей необходимое. Важнейшими понятиями, выражающими включение личности в общность, являются долг, обязанность, ответственность и т.п. Четвертой функцией морали является контроль и самоконтроль. Поскольку духовный субъект представляет собой одну из наиболее совершенных самоорганизующихся систем, соответствие между желаемым и фактическим его поведением приобретает особую важность. Специальные контролирующие механизмы морального самосознания называются стыдом и совестью. Интенсивность и утонченность соответствующих чувств является одним из самых достоверных показателей нравственного совершенства личности. Пятую функцию морали можно условно назвать аксиоте-тической, или ценностнополагающей. Она редко выделяется специалистами-этиками, но ее роль в общественной жизни достаточно весома. Посредством этой функции мораль поддерживает ценность людей, приводя ее в соответствие с местом в обществе, способностями и активностью. Речь идет здесь о полагании видовых, сословных и индивидуальных различий, об установлении границ, внутри которых должны отличаться друг от друга поведение, облик, качества разных людей. Наиболее тесно с этой функцией связаны понятия социального престижа, чести и достоинства. Шестую функцию морали мы обозначим как внутренне-ин-тегративную, подразумевая здесь обеспечение цельности внутреннего мира личности, органичной связи между отдельными духовными структурами. По своей природе дух тяготеет к единству, и это тяготение обнаруживается в обращении к тому, что называется высшими жизненными ценностями, к проблемам счастья и смысла жизни. Выделение перечисленных функций морали отличается известной условностью. В других учебных пособиях и монографиях приводятся иные перечни. Многие авторы — и не без веских оснований — выделяют в качестве самостоятельных функций воспитательную, мировоззренческую и т.д. Этот «разнобой» в подходах обусловлен тем, что мораль представляет собой относительно целостную систему, в которой нет жестко отгороженных друг от друга отсеков, каждый из которых выполняет однозначно определенную функцию. Нравственность — это единство взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон, следовательно, ни одна сторона и ни одна функция не может проявляться вполне изолированно от остальных. Функциональное единство нравственности выражается в том, что все многообразие ее ролей подчинено одной, ведущей. Таковою большинство авторов считает регулятивную функцию. Именно она позволяет с наибольшей полнотой понять сущность и своеобразие нравственности. Мораль не является единственным регулятором поведения людей. Аналогичную функцию выполняют религия, предписывая определенные ритуалы; право, устанавливая законы и поддерживая их совокупной силой государства; политика, экономика и др. Как особая регулятивная система, мораль преследует специфические цели и располагает уникальными средствами. Поскольку нравственность возникает на духовном уровне бытия, уместно предположить, что ее целью является максимальное развитие духа, т.е. свободы, творчества, веры, любви. Это действительно так, но мы сделаем роковую ошибку, если допустим, что эта цель является для нравственности единственной и, тем более, что ее регулятивное воздействие исчерпывается поощрением духовного совершенствования. Тогда бы нравственность была просто средством, которое изобрели духовные существа для покорения всех остальных. Но она не оставляет без своего попечения тех, кто в Евангелии назван «нищими духом». Глобальной целью морального регулирования является превращение того, что значимо для человека вообще, в то, что имеет значение для каждого данного индивида.Добывание пищи, обработку вещей, накопление знаний о мире мораль делает личной потребностью. Подобное превращение возможно только при условии, что индивид становится органической частью целого, с которым соотнесена значимость того или иного объекта, явления или действия. Нравственность собирает мир в органическое целое, а не только подчиняет худшее лучшему. По отношению к субъектам, которые обладают способностью духовного самоопределения (свободой воли), объективное значение может быть связано с индивидуальным только через наделение этих субъектов специфической ценностью. Мораль достигает своей цели — превращает общечеловеческое значение в индивидуальное — двумя родами средств. Во-первых, она стремится создать невыносимые условия существования для тех субъектов, которые противопоставляют индивидуально значимое общезначимому. Это совокупность средств негативного стимулирования, куда включаются, например, социальный бойкот — отказ от общения с нарушителями каких-либо особо важных правил, телесные наказания и лишение жизни. Во-вторых, мораль осуществляет положительное стимулирование, т.е. обеспечивает наиболее благоприятные условия жизни для тех, кто в наибольшей степени своими действиями соответствует тому, что является общезначимым. К средствам позитивного стимулирования относятся похвала, уважение, предоставление более высоких позиций в социальной иерархии. Подобно тому, как в животном сообществе «порядок клевания» дополняется аффилиацией и альтруизмом, на духовном уровне бытия нравственность сочетает положительное стимулирование лучшего и отрицательное худшего с признанием и защитой некой базовой ценности любого человеческого существа. Названные средства противоположны по действию. Негативное стимулирование в логическом пределе должно вести к полному прекращению активности субъекта, который разрушает то, что обладает положительной общественной значимостью. Парализовать активность проще всего лишением жизни, умышленным убийством. Но данная санкция — это очень важно осознать — лежит уже за рамками нравственности. Когда человека умышленно лишают жизни, пусть даже и по приговору общества, с ним поступают не как с человеком, а как с животным или вещью, не признают за ним никакой специфически человеческой ценности. В подобных случаях нравственная регуляция поведения, исчерпав свои возможности, отключается и уступает место другим регулятивным средствам: праву, обычаю кровной мести и т.п. Мораль действует только до тех пор, пока с человеком обращаются именно как с человеком: пытаются договориться с ним, найти общий язык. За этими пределами власть морали заканчивается, и начинается действие сил биологической, физической или какой-то иной необходимости, потому что там общезначимое уже не может быть индивидуально значимым. Даже если сам индивид по каким-либо экстремальным причинам желает, чтобы его умертвили, то ни его желание, ни чужое действие, удовлетворяющее это желание, не могут быть моральными, так как здесь идет речь о превращении человека в вещь, и не важно, сам ли он делает это с собою или за него делает это кто-нибудь другой. Нравственность сохраняет свою силу только там, где общезначимое может превратиться в лично значимое, потому что это превращение есть ее системообразующая цель. Стало быть, в нравственности негативное стимулирование никогда не может быть полностью отделено от позитивного. Божественный гнев, если вспомнить иудаизм, христианство и ислам, неотделим от божественной милости. По своей сущности нравственность является компромиссом между общечеловеческой и индивидуальной, «твоей» и «моей» значимостью. В своих практических требованиях она призывает к компромиссу — обязательному совмещению использования человека и служения ему. В совокупности негативные и позитивные санкции сохраняют и поднимают ценность данного человека, одновременно делая его полезным для других людей: пресекая его разрушительную активность, одобряя творческую. Идеи о сущности морали заключены и в «золотом правиле нравственности», и в различных формулировках кантов-ского категорического императива, и во многих других вариантах высшего принципа моральности. Что предписывается в евангельском «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7,12)? Оно указывает на то, что если человек желает, чтобы другие ценили его, относились к нему как к ценности, то он сам должен ценить их и относиться соответствующим образом. Только тот, кто сам готов служить другим людям, может рассчитывать на то, что они будут служить ему. Признание общечеловеческой значимости является обязательным условием утверждения значимости личной. Примерно о том же, но другими словами говорится у И. Канта во второй формулировке категорического императива. Относиться к человеку «не только как к средству», но «всегда также как к цели» вовсе не означает, что мораль вообще запрещает использовать другого человека для своих целей. Наоборот, именно благодаря морали люди оказываются способными приносить пользу или доставлять радость друг другу. Мораль не обязывает человека относиться к другому только как к цели, т.е. служить ему всецело, отказываясь от того, что имеет индивидуальную значимость. Такое отношение было бы равнозначным рабству, превращению себя в вещь. Мораль способствует тому, что люди друг для друга являются одновременно и целями, и средствами.Значимое для всех оказывается значимым и для каждого из них лично. Резюмируя, мы можем отметить, что если регулятивная функция морали и является ведущей, то она может быть выполнена только через осуществление всех остальных функций: оценочной, интегративной, ценностнополага-ющей и пр. Эта взаимосвязь функций и позволяет говорить о нравственности как целостной системе, относительно инвариантной во всех исторических условиях.
|