Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Мораль и общие тенденции жизни_________




Более близким основанием морали является функциони­рование живых организмов. В самой организации жиз­ни, в формах разрешения противоречий между жизнью и смертью тоже есть нечто такое, что ведет к возникно­вению нравственности, хотя, разумеется, не прямо.

Жизнь — это специфическая форма обмена вещества, энер­гии и информации. Организм представляет собой такую систему, которая способна целенаправленно усваивать материальные компоненты окружающего мира и исполь­зовать их. Целенаправленность в данном случае означа­ет, что организм обладает своеобразными фильтрами, через которые проходит то, что ему необходимо, и задер­живается вредное, а иногда и безразличное. Жизнь, если и не включает стремление к совершенству в собственном смысле, предполагает наличие каких-то иных, более про­стых механизмов, которые в сумме дают тот же результат. В их число входит стремление к достижению цели возмож­но наименьшими средствами. Этот принцип «естествен­ной экономии» основан на том, что вещественный, энерге­тический и информационный ресурс любого организма ог­раничен. Элементы этого ресурса надо комбинировать так чтобы комбинация давала максимальный эффект. Жизнь организована так, что самые роскошные цветы растут из ни чем не примечательного «вещества земли».

В благоприятных условиях происходит усложнение жизни, которое идет по трем основным направлениям: во-пер­вых, живой организм движется в сторону наращивания разнообразия своих органов и функций; во-вторых, уси­ливается координация между этими органами; в-третьих, общее функционирование организмов в возрастающей степени детерминируется будущим — уже не их собст­венным будущим, а будущим их потомства. Дерево растет для того, чтобы дать плод, внутри которого находится се­мя будущей жизни.

Фундаментальным отличием органического бытия от неорга­нического выступает то, что на этом уровне элементарное взаимодействие приобретает форму господства и подчи­нения. Организмом можно считать такую систему, элемен­ты которой распределяются между центром и периферией и характеризуются отношениями субординации, т.е. раз­личаются по степени совершенства, и самый совершен­ный элемент занимает доминирующее положение. Анало­гом доминирования и подчинения в неорганическом мире может считаться количественное соотношение масс: более массивное тело притягивает к себе менее массивное.

Доминирование и подчинение устанавливается через борь­бу. Борьбой является негативное взаимодействие двух или большего числа организмов, в ходе которого каждый из участников ограничивает активность другого вплоть до полного ее прекращения. Двумя основными разно­видностями негативного взаимодействия в растительном и животном мире выступают межвидовая и внутривидо­вая борьба. Межвидовая борьба характеризуется изна­чальным антагонизмом, т.е. принципиальным различи­ем природы участников, к тому же, не просто различием, но именно враждебностью — нацеленностью на разруше­ние одного организма другим. Непрекращающуюся борь­бу между собой ведут те виды, один из которых может су­ществовать только за счет другого. Двумя разновиднос­тями межвидовой борьбы являются: а) хищничество — отношение между охотниками и их жертвами, б) парази­тизм — отношение между паразитом и организмом-но­сителем. Всякая борьба между видами на органическом уровне бытия подчинена известным ограничениям. Меж­ду волками и зайцами, паразитами и их кормильцами су­ществует особая зависимость. Истребление вторых влечет за собой гибель первых. Доминирующая сторона самой ло­гикой жизни вынуждается к самоограничению в пользу подчиненной стороны. Это самоограничение осуществля­ется в том числе через перенесение акцента на внутри­видовую борьбу.

Внутривидовая борьба представляет собой конкуренцию. Она возникает, когда два организма вследствие одинако­вости природы стремятся завладеть одним и тем же объ­ектом: средством питания, размножения, светом, терри­торией. Подобная борьба завершается, как правило, по­бедой более совершенного, т.е. более приспособленного к жизни организма. Основными аргументами в борьбе вы­ступают сила, координированность движений, у высших животных — предусмотрительность как способность ви­деть наперед действия своего соперника. Внутривидовая борьба подвержена еще большим ограничениям, чем меж­видовая. Она особенно развита в тех формах жизни, где присутствует способность распознавания вида, т.е. на сле­дующем уровне бытия.

Биологический паразитизм понимается как односторон­няя форма сотрудничества, при которой определенный организм присваивает себе средства существования более высокого или равного ему организма. Организм-но­ситель и паразит образуют своеобразную систему, при­чем феномен паразитизма может возникнуть не только в результате соединения двух однородных или разнород­ных организмов, но и внутри каждого отдельного орга­низма, как результат обособления некоторой его части. Такой паразитизм является оборотной стороной стремле­ния к индивидуации, т.е. к обретению самостоятельности. Начиная с того момента, когда функционирование этой обособившейся части перестает быть полезным для дру­гих частей организма, она становится паразитирующей. Ее дальнейшее развитие наносит организму в целом вред либо просто через одностороннее присвоение принадле­жащей этому организму энергии, либо через разруши­тельное воздействие на другие части.

В биосфере наблюдается стремление отдельных организ­мов и частей организма к дифференциации и обособле­нию, с одной стороны, и защитная реакция других эле­ментов биосферы на это обособление, с другой. Жизнь устремлена к множественной самостоятельности и об­разованию биоценозов, в которых отдельные особи и ви­ды тесно связаны друг с другом, оказывая позитивное взаимовлияние. Уничтожение какого-то одного вида ор­ганизмов может повлечь за собой уничтожение всей це­пи. Эти две стороны взаимно уравновешены.

В органическом бытии своеобразно преломляются силы притяжения и инерции. Стремление к развитию сочета­ется в нем со стремлением к сохранению того, что уже возникло. С одной стороны, живое движется к тому, что для него наиболее благоприятно: к свету и питательным веществам, с другой — оно сопротивляется превраще­нию в мертвое тело. Притяжение поднимает его на бо­лее высокий уровень бытия, инерция удерживает от па­дения вниз. Если бы жизнь направлялась только в одну сторону — к созданию все более совершенных организ­мов, то самый развитый и жизнеспособный вид давно бы уже вытеснил все остальные виды, в особенности те, ко­торые наносят какой-либо ущерб его существованию. Однако на Земле этого не происходит. Наряду с высоко­организованными видами функционируют простейшие, рядом со сравнительно молодыми уживаются те, что воз­никли чуть ли не с появления жизни. Чтобы развиваться дальше, высшее нуждается в низшем, хотя бы в качестве простого продукта питания, поэтому оно вынуждено за­ботиться о его сохранении. Органическая природа пред­ставляет собой целостную систему, низшие уровни кото­рой столь же необходимы, как и высшие. Развитие этой системы и ведет в перспективе к возникновению нравст­венности.

Специфической формой разрешения противоречия меж­ду жизнью и смертью является порождение одним орга­низмом другого, сходного по основным свойствам. Уже на уровне органического бытия одно существо объектив­но живет ради другого, по крайней мере, пока они состав­ляют единое целое.

Феномен родительства лежит уже на границе между орга­ническим и душевным бытием, поскольку естественным его продолжением является забота предшествующего по­коления о последующем. Растительному миру такая забо­та неведома. Когда дерево украшает себя пышным цветом и сладостным ароматом, оно предвосхищает акт перекре­стного опыления. Когда семя облекается сочной и кра­сочной мякотью плода, закладываются основы его буду­щего перемещения на значительное расстояние. Но о том, на какую почву упадет семя: около дороги, на камень, в терние или на добрую землю, — растение заботиться не может, ибо оно корнями прикреплено к своему мес­ту. Органическая связь родителя с отпрыском существует только до момента отделения. Продолжение этой связи после физического разъединения возможно только там, где реальная связь заменяется идеальной представленностью, т.е. там, где формируется психика.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты