КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Душевные основы нравственности________Непосредственно примыкает к нравственности душевное или психическое бытие. Этот уровень включает в себя деятельность животных, обладающих психикой, а также частично поведение человека, насколько оно определяется бессознательными психическими механизмами. Термин «психика» образован от греческого «ψυχή» — «душа»; латинским его эквивалентом является «anima». Психические субъекты отличаются неукорененностъю — самостоятельным перемещением в пространстве на основе информации о позитивном или негативном значении объектов окружающего мира. Благодаря психике живые существа способны удаляться от разрушительных факторов среды на такую дистанцию, где факторы теряют свою отрицательную силу, и активно искать объекты положительного значения. Психикой называется способность живого существа ориентироваться в мире с помощью влечений и образов.Влечения — это сигналы, поступающие из центра психики и направленные на организацию действия, т.е. на скоординированную работу мышц, вызывающую определенное движение. Современная психология выделяет четыре основных влечения («четыре F» в соответствии с их английскими наименованиями: «fight», «flight», «food» и т.д.): к нападению, бегству, пище и спариванию. Большинство поведенческих актов можно объяснить действием какого-либо из этих органических влечений. Немаловажную роль играют они и в поведении человека. Образами являются сигналы, поступающие из внешнего мира через органы зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса и содержащие информацию о действительности. По степени сложности психические образы делятся на ощущения, восприятия и представления. В ощущениях даны отдельные свойства предметов, в восприятиях — предметы как комплексы ощущений, в представлениях воспроизводится информация об отсутствующих предметах. Влечения и образы действуют в единстве друг с другом. Влечение к бегству, например, неразрывно связано с образом того, кто его вызывает. В психике животных изначально содержится схема объектов, представляющих опасность для их жизни. Цыпленок, никогда не имевший опыта общения с коршуном (такой опыт бывает одноразовым), в панике ищет укрытия, если в поле его зрения оказывается этот или сходный по контурам объект. Значит, в его психике имеется соответствующая схема. То же относится и к другим базовым влечениям. Особь безразлична к объектам, не имеющим признаков пищи или партнера для спаривания. Повышение интенсивности влечения ведет к тому, что соответствие объекта внутреннему психическому образу становится менее значимым. При сильном голоде интерес вызывает то, что имеет крайне отдаленное сходство с пищей. Бывалые рыбаки уверяют, что голодная рыба клюет даже на пустой крючок. Связующим звеном между влечениями и образами служат эмоции (от лат. «emoveo» — «потрясать», «волновать»). К ним относятся движения души, которые преобразуют информацию о внешней действительности или состоянии организма в разнообразные побуждения к специализированным действиям. Биологической основой эмоций выступает ощущение боли на одном полюсе ^удовлетворенности на другом. Боль вызывается разрушением каких-либо элементов или связей организма, т.е. движением от бытия к небытию, с более высокого уровня существования на более низкий. Удовлетворенность вызывается восстановлением или поддержанием таких элементов, движением вверх по ступеням бытия. Боль — душевный аналог инерции, удовлетворенность — притяжения, 'сновные эмоции вырастают из четырех базовых влечений: гнев (ярость), страх (ужас, трепет), голод ^удовольствие от насыщения, эрос (как самая простая форма любви, переживание, которое простирается от беспокойства разлуки до приподнятости соединения). Первые два влечения в точном смысле являются отвращениями. В психике появляется сигнал о негативном значении какого-то объекта или ситуации. Количественная оценка этой негативной значимости служит основанием для различия между гневом и страхом. Страшным кажется превосходящее собственные силы субъекта. Предельный ужас вызывает реакцию оцепенения, полное прекращение активности. Гнев настраивает организм на действия, противоположные бегству. Он побуждает не удаляться от негативного объекта, а, наоборот, удалять его от себя, снимать его отрицательную значимость, разрушая и обезвреживая его. Такое отношение возможно к внешним объектам, потенциал которых соизмерим с собственными силами. Резкое снижение негативной значимости объекта вызывает эмоции пренебрежения или презрения. По некоторым внешним признакам можно догадаться, что подобные чувства испытывает слон, взирая свысока на облаивающую его моську. Влечения к пище и спариванию связываются с соответствующими образами через более сложную гамму чувств. Высокая интенсивность данных влечений выражается в неприятных переживаниях голода и возбуждения. Важнейшее их поведенческое преимущество состоит в том, что они стимулируют сближение с определенными объектами, а не удаление от них. Следовательно, они дают большую полноту бытия, чем влечения к агрессии и бегству. Первые два влечения направлены на то, чтобы отделить «свое» от «чужого», оба последних — чтобы сделать чужое своим. Благодаря последним, мир обретает привлекательность, в нем выделяется класс объектов, которые доставляют удовольствие. Отраженный свет от них падает и на смежные с ними объекты. В канву нравственной жизни будут вплетены все четыре влечения, но положительные в большей степени определят ее колорит. Кроме того, половое влечение онтологически более совершенно, чем питание, поскольку оно, во-первых, создает новую жизнь, а не просто сохраняет уже существующую; во-вторых, не предполагает разрушения объекта влечения, что совершенно обязательно для пищи. Оно открывает возможность подлинного диалога субъектов. На основе влечений и образов разворачиваются разные поведенческие акты, в том числе сон, поддержка чистоты тела, ориентировочно-исследовательская деятельность, игра, репродуктивное и общественное поведение. Две последние формы наиболее близки к нравственности. Репродуктивное поведение животных носит более целесообразный характер, чем размножение растений. Перекрестное опыление цветов, осуществляемое при посредстве насекомых или воздушных потоков, не предусматривает никакой избирательности. Выбор здесь вообще невозможен из-за прикрепленности к определенному месту. Комбинирование генной информации производится только внешними и случайными факторами. Репродуктивная активность растения прекращается, когда семя отделяется от родительского организма. У животных целесообразен выбор полового партнера. Целью репродукции выступает не просто сохранение вида, но поиск наиболее оптимальных форм будущего развития в его рамках. На приближение к этой цели направлены три стадии репродуктивного поведения: ухаживание, спаривание и забота о потомстве. Все они подчинены конечному продукту — максимально жизнеспособному потомству. Действия приурочены к тому, чтобы потомство появилось- на свет в самое благоприятное время года. Ухаживание разворачивается как бы в предвидении срока вынашивания плода. В самой его процедуре наиболее активную роль играют представители того пола (как правило, самцы), который после рождения потомства не будет нести на себе основной груз заботы о нем. Именно они наиболее радикально меняют свой внешний облик: обретают особо привлекательные и даже величественные черты, пользуются необычными звуковыми, обонятельными или зрительными эффектами (зазывное пение или рев, яркая окраска оперения, вспышки света у светлячков и мн. др.). Психическая жизнь в этот период особенно отчетливо сдвигается в сторону нравственности, хотя, разумеется, не вступает в ее пределы. Особь противоположного пола становится предметом интенсивного положительного внимания. Она явно выделяется из множества других особей и получает своеобразные «привилегии» в плане доступа к пище и некоторым другим удобствам. Пик интереса, что особенно показательно, приходится на период наибольшей вероятности оплодотворения. У шимпанзе, например, самец старается «увести» свою партнершу в «брачное путешествие», чтобы исключить ее связь с другими33. Вероятно, через такое поведение природа заботится о сохранении всякой однажды сложившейся генетической комбинации, одновременно умножая разнообразие возможностей. Еще большее сближение с нравственностью происходит на третьей стадии репродуктивного поведения — в непосредственной заботе о потомстве. Родительское поведение у большинства животных осуществляется преимущественно самками. Мать обеспечивает кормление, согревание, поддержание чистоты, защиту от внешних опасностей, обучение навыкам в игре и т.д. Связь между матерью и детенышем — самая длительная и прочная из всех, какие представлены на душевном уровне бытия. Материнство и есть, по всей видимости, подлинный венец в развитии душевности. Репродуктивное поведение, правда, не является единственным биопсихическим источником нравственности. Многие виды животных создают упорядоченные сообщества со сложной структурой. Взаимодействие психических субъектов в такой структуре также составляет базис, на котором при определенных условиях может развиться нравственная жизнь. Основные разновидности общественного поведения животных: а) коммуникация — общение с целью обмена информацией (сигналами о наличии пищи, опасности, призывы к спариванию и т.п.); б) агон — взаимная борьба в конфликтных ситуациях; в) подражание — устойчивое повторение действий одной особи другою особью; г) кооперация — объединение усилий нескольких особей для решения общей задачи и др. Взаимоотношения особей в этих видах поведения определяются механизмами доминирования и территориальности. Животное доминирование было впервые описано зоопсихологом Т. Шьельдерупом-Эббе на примере домашних кур, почему и названо «peck order» («порядок клевания»). В животном сообществе складывается ранговая структура позиций, которая определяет порядок доступа к ограниченному ресурсу: пище, подходящему участку, половому партнеру. Возникая первоначально в конфликтных ситуациях, эта структура постепенно закрепляется и становится не ситуативной, а относительно стабильной. В завершенном виде она носит линейный характер. Особи, прежде всего самцы, ранжируются в зависимости от качеств. Ранг принято обозначать буквами греческого алфавита «α», «β», «γ» и т.д. Он определяется посредством особой формы агона —ритуальных поединков. Решающую роль играют физическая сила, ловкость, у самых высокоразвитых животных — способность предвидеть ход будущих событий, открывать новые значения вещей и неявные связи между ними. Впечатляющий пример подобной карьеры описала Дж. Гудолл. Шимпанзе Майк сумел завоевать и поддерживать в течение нескольких лет статус «α-самца» благодаря тому, что нашел пустые металлические канистры и ввергал в панический ужас своих соперников, время от времени в случае надобности производя ими оглушительный грохот. Ранговая структура оказывает существенное влияние на многие формы общественного поведения. В частности она определяет характер коммуникации. При обмене «приветствиями» подчиненный самец ведет себя иначе, нежели доминирующий: своими позами демонстрирует пассивность и приниженность. Подражание обычно направлено на особей высших рангов, те же почти никогда не обращают внимания на нижестоящих. В кооперативных действиях доминирующие особи направляют действия подчиненных, используя угрозы и наказания. Кооперация может быть использована животными для того, чтобы повысить свой ранг. Проявляя постоянную угодливость по отношению к «α-самцу», «γ-самец», например, может нейтрализовать свое подчиненное положение перед «β-самцом». Благодаря доминированию в наиболее развитых его формах вся структура животного сообщества представлена в психике каждого его члена. Структура среды обитания представлена в психике животных через механизм территориальности. Пространство животных популяций не изотропно. В нем различаются «свои» и «чужие» участки. На своей территории особь пользуется первенством доступа к ресурсам. В более резких формах этот механизм проявляется в стремлении защищать свою территорию от внешних вторжений. Этолог К. Лоренц описал поведение нильского гуся, который вдали от собственного гнезда «без всяких комплексов» может спариться с посторонней и малознакомой ему гусыней. Но если потом она будет иметь неосторожность сблизиться с ним возле его гнезда, где сидит на яйцах его «законная супруга», т.е. на его территории, эта попытка будет пресечена самым решительным образом. Положение в пространстве, таким образом, влияет на действие сил «притяжения» и «отталкивания», но только в пропорции, обратной по отношению к той, которая установлена законом всемирного тяготения. Чем ближе к центру территории оказывается посторонний субъект, тем интенсивнее действуют силы агрессивного отталкивания.Граница своей территории пролегает там, где силы притяжения и отталкивания уравновешивают друг друга. Эта особенность освоения пространства свидетельствует о том, что стремление к самосохранению на душевном уровне бытия имеет значительно больший диапазон действия. Растения, даже такие высокочувствительные, как стыдливая мимоза, используют защитные действия только при непосредственно контакте. Благодаря психике значимость мира становится шире и разнообразнее. Поведенческим противовесом к доминированию и территориальности, которые разделяют популяцию на множество рангов и устанавливают дистанцию, выступает психическая представленность популяции как целого. Она выражается в негативной и позитивной формах. Негативно целостность популяции поддерживается противодействием вторжению «чужаков» — особей из других популяций; позитивной — когезией и аффилиацией: стремлением членов сообща держаться вместе и своего рода симпатией, которую вызывают члены собственной популяции в силу простого знакомства. Некоторые ученые не без оснований видели главный источник морали в способности многих животных к альтруизму. Альтруистическим (от лат. «alter» — «другой») считается поведение, которое направлено на улучшение условий существования другой особи за счет ухудшения собственных условий. Крайней формой альтруизма является спасение другой особи ценою жизни. Вероятность альтруистического поведения повышается в отношении к особям, находящимся в близком кровном родстве. Наиболее часто жертвуют собой матери ради своих детей, реже жертва производится ради представителей своей популяции, еще реже — своего вида. Это свидетельствует о том, что альтруистическое поведение регулируется генетическими программами и связано с другими поведенческими структурами. Резюмируя вопрос о душевных основах морали, следует подчеркнуть, что, хотя альтруизм имеет самую тесную связь с нравственным поведением, для перехода на новый уровень регуляции важен весь массив усложняющихся психических механизмов: и репродуктивное поведение, и доминирование, и территориальность. Психическая жизнь двигалась к духу не одним единственным, а множеством путей, поскольку в ассоциировании нуждались и внешние, и внутренние условия жизни. Причем становлению морали способствовало усложнение не только позитивных, но и негативных форм поведения. Высокоразвитые животные способны не только к альтруизму, но и к явной дезориентации, обману. Дж. Гудолл приводит немало случаев, когда шимпанзе намеренно утаивают полезную информацию о местонахождении пищи, чтобы воспользоваться ею в одиночку, и даже способны предоставлять ложную и губительную информацию, например, подставить высохшую ветку, которая обломится от прыжка, обеспечив падение доверчивого «сородича» под ноги разъяренного кабана. Подобное «коварство», существенно расширяя поведенческий спектр, ставит проблему и провоцирует возникновение моральных побуждений не в меньшей степени, чем самоотверженность, хотя и другим способом. Кто поручится, что первые проблески нравственного сознания забрезжили в душе нашего далекого предка как чувство благодарности за спасение, а не как обида на того, кто вместо помощи подтолкнул к гибели? Только ли тогда нравственно прозревает ребенок, когда видит, как родной ему человек ради него жертвует своим интересом, а не тогда, когда вдруг обнаруживает камень, завернутый в конфетную обертку? Душа развивается в единстве позитивного и негативного опыта, но только разными своими сторонами. Она притягивается к духовному единству и удерживается от падения в неподвижность и бесчувственность.
|