КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этика Нового и Новейшего времени_______Общие тенденции и проблемы новоевропейской этики.В эпоху Возрождения этика приобрела особый статус на основе переориентации с тпеоцентризма на антропоцентризм. В ренессансном гуманизме отношение человека к человеку выходит на передний план. Как и в Средние века, в человеке превыше всего ценится бо-гоподобие, но теперь оно понимается не как бесстрастие и смиренномудрие, а как свобода и способность к творчеству. Человек — это мастер, созидающий собственную сущность. Путь к Богу лежит не через аскетическое укрощение страстей, а через гармоническое развитие души и тела. Возрождение культивирует идеал «всестороннего человека»: физически развитого, энциклопедически образованного, художественно утонченного, нравственно совершенного. Важнейшие этические ориентиры возрожденческого гуманизма — не уход от мира, а умение преобразовать его так, чтобы он стал лучше для всех; развитие собственных талантов в состязании с другими, чтобы превзойти их в деятельности на общее благо. В подобных ориентациях соединяются стоическая и эпикурейская традиции античной этики: учение о том, что нравственность самодостаточна, не нуждается во внешних наградах, с одной стороны, и прославление блаженной земной жизни, полной творческих радостей, — с другой. Мишель Монтень добавил к эпикурейским и стоическим мотивам здоровый античный скептицизм, который рекомендует строить жизнь не по философским спекуляциям, а так, как подсказывает живое чувство и интуиция, не пренебрегая при этом соображениями личной пользы и удовольствием. В дальнейшем эта линия развивалась Ф. де Ларошфуко, Ж. Лабрюйером, П. Бейлем и др. Таким образом произошел переход от универсальной тео-номной этики к широкому спектру конкурирующих систем, сводящим нравственность либо к природе, либо к разуму, либо к гармонии той и другого. Наибольшее теоретическое значение в данном спектре приобрели линии противостояния между: 1) монизмом и плюрализмом, 2) рационализмом и эмпиризмом, 3) натурализмом и антинатурализмом, 4) деонтологическим и аксиологическим подходами и т.д. Монизм и плюрализм в этике.Размежевание этических систем начинается с онтологии — учения о бытии. Одной из важнейших в этике Нового и Новейшего времени стала линия противостояния монизма и плюрализма. Самым последовательным защитником монистической линии (от греч. μόνος — «один») оказался Б. Спиноза (1632-1677). В дальнейшем ее продолжили Ф.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Э. фон Гартман, Г. Лотце и др. В России фундамент монистической этики был заложен «философией всеединства» B.C. Соловьева. Мыслители данного ряда, исходя из субстанциального единства мира, основывали нравственность на этом единстве. Нравственные отношения между людьми толкуются в монистической этике как безусловное подчинение отдельных лиц «субстанции», «абсолютной идее», «мировой воле» или «Всеединому». По исходной предпосылке, самым совершенным бытием обладает только единое, а всякое множество и раздельность являются неподлинными, иллюзорными. В «Этике» Спинозы человек — частное и преходящее состояние субстанции, его мысли и чувства — это то, что думает о себе и чувствует сама субстанция, т.е. Бог. Поскольку в Боге все одинаково необходимо и благостно, «в природе нет ни добра, ни зла»27. Понятия о хорошем и дурном возникают только в человеческом уме вследствие его ограниченности и неспособности охватить все в целом. Отдельная человеческая личность не может быть самоценной, поскольку она составляет всего лишь момент субстанциального единства. Наиболее совершенным в ней является разумное постижение своей связи с целым, а всякие мысли и особенно страсти, влекущие к изоляции и самостоятельности — это признаки несовершенства. Самыми явными проявлениями несовершенства выступают отрицательные чувства ненависти и презрения, а также производные от них печаль, зависть и т.п. Но и такое нейтральное чувство, как удивление, тоже должно быть преодолено, поскольку оно вызывается неполнотой нашего познания. Более того, Спиноза считает дурными и вредными собственно нравственные чувства: угрызения совести, раскаяние, честь и стыд, ибо они характеризуются не активным отношением к жизни, а пассивным претерпеванием. Самым совершенным чувством, с его точки зрения, является «интеллектуальная любовь к Богу», которая «составляет часть бесконечной любви, которой Бог любит самого себя»28. По сути своей это даже не чувство, а разумное стремление к единению со всем сущим.Высший принцип спинозовской этики рекомендует: «Не смеяться, не плакать, а понимать», т.е. подчинять все страсти разуму. В последующем развитии монистической этики крайности спинозизма были осознаны и частично устранены. Гегель усмотрел в морали (субъективных понятиях о добре и зле) и нравственности (общественных учреждениях, регулирующих отношения между людьми) две следующие друг за другом промежуточные стадии развития объективного духа, иными словами, возвращения Бога к самому себе. Корифей русской нравственной философии B.C. Соловьев (1853-1900) в книге «Оправдание добра. Нравственная философия» и др. работах о «всеединстве» обосновал идею о гармонии всеобщего и единичного. Нравственность, по его теории имеет глубокие бытийные корни, опирается на «добрый смысл бытия». Бытие есть единство Истины, Добра и Красоты, в котором Добру принадлежит ведущая роль. Добро — это направление, в котором Абсолют (Бог) развивается в мире: в природе и истории. В человеке добро проявляется трояко, в зависимости от того, куда направлено отношение. В отношении к тому, что ниже человека, оно принимает облик стыда, к тому, что равно ему, — жалости; к тому, что выше его, — благоговения. Общим чувством, выражающим все эти виды отношений, является любовь как отрицание себя ради другого или утверждение себя в другом. 28 Спиноза Б. Этика// Усовершенствование разума, с. 838. 104 Тема 3. Очерк истории этики Как целое монистическая этика характеризуется тем,что ставит ценность единства или «соборности»(говоря языком православия) на порядок выше ценностей самостоятельности и свободы. Онтологическим фундаментом плюралистической этики (от лат. pluralis — «множественный») стало учение Г.В. Лейбница о монадах — духовных единицах, которые в совокупности образуют мироздание. Этика самого Лейбница с плюралистической идеей связана слабо. В полной мере его монадологию использовали И. Кант в учении о нравственной автономии личности и самоценности человека, а также И.Ф. Гербарт, который, основываясь на идее множества «реалий» — простых нематериальных сущностей, стремящихся к сохранению собственного своеобразия, — понимал нравственность как взаимодействие уникальных человеческих индивидуальностей. Идея множества свободных субъектов ставит во главу угла этики понятие человеческого достоинства.Дальнейшее развитие плюралистическая линия получила, во-первых, в индивидуализме М. Штирнера и Ф. Ницше; во-вторых, в этике диалога, основание которой заложил Л. Фейербах своим учением о «Я» и «Ты». В XX в. плюралистическая этика развивалась в рамках персонализма (Н.О. Лосский, Э. Мунье, П. Рикер, М. Недонсель и др.), феноменологии (М. Шелер, Н. Гартман, Г. Райнер), экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н.И. Бердяев, Л. Шестов и др.), «философии диалога» М. Бубера и М.М. Бахтина. Наиболее резко плюралистический подход выражен в экзистенциалистской этике. Существование человека радикально отличается от бытия любой вещи осознанием собственной конечности, смертности. Сокровенное человеческое «Я» стремится не просто быть, но быть самим собой, освободиться от тех неподлинных форм, которые ему навязывает животная природа и общество, стригущее всех под одну гребенку. В своей глубинной основе нравственность совпадает со свободой как отрицанием всякого внешнего и внутреннего диктата, бунтом против всего, что связывает и ограничивает человеческую индивидуальность. Рубеж прошлого и нынешнего столетий характеризуется нарастанием плюралистических ориентации в этике, которые особенно заметны в постмодернизме. Этический рационализм и эмпиризм.В теории познания нового времени движение мысли определяла борьба между рационализмом (от лат. ratio — «разум») и эмпиризмом (от греч. εμπειρία — «опыт»). Она нашла свое продолжение и в этике. С XVII в. европейская нравственная философия пошла противоположными путями. Яснее всего противоположность рационализма и эмпиризма обнаружилась в полемике Г.В. Лейбница с Дж. Локком в книге первого «Новые опыты о человеческом разуме» (1704). Рационалистическая линия в этике, представленная также Р. Декартом, Б. Спинозой, Н. Мальбраншем, А. Гейлинксом и др., сделала акцент на общезначимости нравственных требований и внеопытном их происхождении. Подлинно моральные поступки люди совершают только тогда, когда они руководствуются разумными правилами, так называемыми «принципами» и «максимами». Ключевые моральные понятия и суждения заложены в Божественном и человеческом разуме как врожденные идеи или предрасположенность к образованию подобных идей. Поэтому они остаются неизменными у всех народов, во все времена, если к ним не приписывать различных заблуждений и пред-взятостей, проистекающих от особенностей человеческой природы. Рационалисты считали разум источником добродетелей, а возникновение страстей и пороков связывали с деятельностью воображения. Эмпиризм Ф. Бекона, Т. ГЬббса, Д. Юма и др. взял курс на выведение морали (правил и принципов поведения, основных добродетелей и пороков, понятий о смысле жизни и идеале) из природы человека, раскрывающейся в опыте повседневной жизни. Осознавая существенные различия в нравах, эмпирики учитывали известную относительность моральных установлений и призывали к терпимости по отношению к чужим ценностям. Окончательному размежеванию рационализма и эмпиризма в этике способствовал шотландский философ Д. Юм. В книге «Трактат о человеческой природе» (1748) им был высказан тезис о том, что из того, что «есть», никакими логическими средствами нельзя вывести то, что «должно быть».Этика должна быть только психологией морали, т.е. описанием нравственных переживаний людей в реальной жизни. Ее задача — не выведение разумных, общезначимых правил поведения, а анализ человеческих эмоций и чувств. Вслед за своими предшественниками А. Шефтсбери, Ф. Хатчесоном и др. Юм считал, что в основе долженствования лежат особые чувства, или аффекты. Они бывают положительными (приятными) или отрицательными (неприятными) и возникают в отношении либо к самому себе, либо к другому человеку. Коренное положительное чувство в отношении к себе — гордость,в отношении к другому — любовь.Соответственно, основными отрицательными чувствами будут униженность и ненависть. Из этой «тетрады» чувств происходит весь остальной спектр положительных и отрицательных нравственных переживаний. Положительные чувства в морали играют более важную роль, чем отрицательные. Мораль в целом вырастает из симпатии — естественной склонности человека делать переживания других людей своими собственными переживаниями. В XIX в. методология этического эмпиризма развивалась в утилитаризме и эволюционной этике Г. Спенсера. Идеи эволюционной этики были популярны и в XX в. (Дж. Хаксли и др.). Логический и лингвистический анализ основных моральных чувств и соответствующих им терминов стал предметом эмотивизма — этической разновидности неопозитивизма (А. Айер, Ч. Стивенсон и др.). Мораль как результат взаимодействия сознательных и бессознательных структур личности стала предметом рассмотрения в психоанализе 3. Фрейда и его последователей: К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни и др. Натурализм и антинатурализм.В плоскости антропологии — учения о человеке — наибольшее значение для этики приобрел вопрос о взаимосвязи морали и врожденных качеств человека. От Средневековья новоевропейская этика унаследовала проблему главного источника нравственных способностей. В христианстве она ставилась как проблема соотношения Божественной благодати и свободного произволения человека. Августиновская линия в решении этой проблемы была связана с крайне негативной оценкой возможностей человеческой природы, как испорченной первородным грехом. Достойное нравственное поведение, с такой точки зрения, не может быть естественным результатом свободного развития человека. Для него необходимо продолжающееся воздействие сверхъестественной силы — благодати. Сущность морали является всецело супранатуралистической. Пелагианская линия, а также, в существенной степени, восточное нравственное богословие усматривали действие благодати в изначально добрых свойствах человеческой природы, что в новое время дало возможность утверждения натуралистической позиции в этике. Натуралисты трактовали мораль как продукт человеческой природы, выражение ее фундаментальных свойств. Наиболее последовательным защитником этой позиции оказался французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). По его основной посылке, человек рождается свободным и предрасположенным к добру. Основанием добра в человеческой природе выступает любовь к самому себе и другим людям. Важнейшие нравственные качества представляют собой развитие этого основания в подходящих условиях. Из любви к другим людям вырастают сострадание, жалость, милосердие, альтруизм как готовность к самопожертвованию. Врожденным является голос совести, безошибочно указывающий человеку на то зло, которое он причинил другим. Рабство и порочность в общественной жизни возникают из-за непрерывно продолжающегося грехопадения — введения общественного неравенства и государственно-правовых средств его защиты. Неравенство побуждает людей соперничать друг с другом и превращает их во врагов. Восстанавливая в правах киническую этику, Руссо попытался показать разрушительное воздействие на нравы и государства, и науки, и искусства, т.е., всего того, что именуется цивилизацией и культурой. Культура распространяет среди людей лицемерие, побуждая их надевать маски. В результате люди, особенно представители «света» теряют свое настоящее лицо и вместе с ним искреннюю дружбу, уважение и доверие. Кроме того, культура несет ре-флектированное отношение к нравственным правилам, а рефлексия подрывает незыблемость этих правил. Люди, развив свой ум и чувственность, окунулись извращенность, рабское служение страстям и многочисленные пороки. Парадоксальный вывод Руссо утверждает, что степень просвещенности и культуры обратно пропорциональна нравственному совершенству.В России близкую позицию занимали Л.Н. Толстой и его последова-тели-«толстовцы», взявшие курс на «нравственное опрощение». Но такая позиция не только утопична и реакционна. Она ставит под сомнение всякое образование и воспитание, а при последовательном проведении обещает превратить людей в новую породу животных. На противоположном полюсе находилась точка зрения, защищаемая в эпоху Возрождения Н. Макиавелли, а после него Т. Шббсом (1588-1679). Естественное состояние человека, с этой точки зрения, находится на максимальном удалении от нравственности. Лучшей, самой емкой характеристикой природных отношений между людьми является афоризм римского комедиографа Плавта: «Человек человеку — волк». От рождения люди стремятся завладеть всем, что им нравится; под влиянием страха — убежать от опасных объектов; под воздействием гнева — отстранить или уничтожить то, что им мешает. Явственнее всего истинная природа человека проявляется в младенческом состоянии. Ребенок, если не дать ему то, чего он захотел, плачет, сердится и даже пытается бить своих родителей. В принципе таким же, по Гоббсу, является и поведение дикарей, не знающих государственного устройства и законов. Только возможностей для удовлетворения своих стремлений и проявления гнева у них намного больше. Поэтому взаимодействие между двумя существами сводится, как правило, к нанесению ущерба друг другу. В тех границах, которые полагаются способностью передвижения, совокупность дикарей находится в состоянии «войны всех против всех». Постоянным поводом этой войны служит одинаковое желание двоих завладеть вещью, которая может быть потреблена только одним, и примерное равенство их сил. По своей природе человек стремится к выгоде и почету, а любовь и другие нравственные чувства возникают только благодаря образованию различных сообществ и воспитанию. Нравственность во всех своих проявлениях выступает искусственным продуктом. Условие ее возможности составляет договор между людьми. Для заключения подобного договора необходим язык как элементарная знаковая система. Договор создает в отношениях между людьми заведомое неравенство, так как он основан на отказе участников от существенной части своих прав, прежде всего от права посягательства на жизнь другого человека. Вместо естественной свободы действий устанавливаются обязательные ограничения, из которых постепенно и вырастает мораль. Основой, на которой покоятся эти ограничения, является разумное представление о том, что исходное благо для людей — мир, а коренное зло — война. Для реализации стремления к миру необходимо придерживаться соглашений. Это есть, собственно говоря, первая нравственная норма. Мораль начинается с верности данному обещанию, с отказа от обмана.Ее первым понятием является справедливость,а общим принципом, охватывающим все ее содержание, — «золотое правило нравственности»(«не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе»). Особый смысл антинатуралистическому пониманию нравственности придал в конце XIX в. Ф. Ницше. Искусственность морали он истолковал как причину ее пагубности для жизни. Идея общественного договора превратилась у него в идею «заговора». В духе греческих софистов Ницше усмотрел в моральных ограничениях средство обуздания здоровой человеческой природы, которым хитро воспользовались люди выродившиеся, больные и слабые. «Воля к власти» — неотъемлемое свойство всякой жизни — в них подавлена болезнью и замещена «рессентиментом» — бессильной завистью и злорадством, тайной ненавистью неудачников к людям сильным и счастливым. Не будучи в состоянии одержать победу в открытой жизненной борьбе, люди с рабскими душами тайным соглашением приняли и навязали всем правила игры, которые выгодны только для них и вредны для «расы господ». Таким образом возникла сначала рационалистическая этика Сократа, а потом и христианское учение о нравственности. Подлинная нравственность, как заявлял Ницше, должна быть не человеческой, а «сверхчеловеческой» и пониматься «по ту сторону добра и зла». В XX в. договорно-искусственное происхождение нравственности отстаивала фрейдистская этика, прежде всего, сам основатель психоанализа. «Сверх-Я», как главная нравственная инстанция, возникает в результате перемещения во внутренний план договорных ограничений, установленных доисторическими братьями после бунта и свержения праотца. Будучи продуктом культуры, мораль служит своего рода «намордником», сдерживающим животные порывы человеческого естества. Особняком по отношению к дилемме натурализма и антинатурализма стоит супранатуралитическая этика, которая выводит мораль их сверхъестественного источника. В различных вариантах теономной этики (неотомизм, неопротестантизм и т.д.) акцентируется либо благодатный характер нравственных качеств, либо личные заслуги человека в исполнении Божественных заповедей. Должное и ценности.В учении о духе (пневматологии) этическая мысль пошла по пути противопоставления принципов и ценностей как важнейших детерминирующих факторов. Что является решающим в становлении человека как духовно-нравственного существа: подчинение стоящим выше него заповедям или стремление к тому, что он сам воспринимает как благо? Различные ответы на этот вопрос обусловили противостояние деонтологиче-ского и аксиологического подходов. За первым стояла традиция стоицизма и ветхозаветной морали. Ее защитником выступил немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), который внес самый значительный вклад в развитие этики Нового и Новейшего времени. В книгах «Основание метафизики нравов», «Критика практического разума», «Метафизика нравов» и др. Канту в определенной степени удалось решить ту задачу, которую поставил Юм, — свести воедино все существовавшие ранее способы объяснения нравственности и таким образом совершить в этике переворот, подобный коперниканскому. У рационализма Кант заимствовал идею о том, что нравственные требования должны иметь единый для всех, общезначимый характер и быть продуктом разума, ибо только разум может обеспечить истинную всеобщность. Более того, основоположник немецкой классической философии попытался свести все нравственные требования к одному высшему принципу. Этот принцип был назван грамматическим термином «категорический императив» (безусловное повеление) и развернут в трех основных формулировках: 1. «...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»29. 2. «...Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству»30. 3. «Поступай «исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы»31. Эти формулировки категорического императива являются дальнейшим развитием «золотого правила нравственности», выдвигаемого практически всеми этическими системами прошлого, как религиозными, так и светскими. Правда, сам Кант отрицал эту связь и уверял, что они выводятся чисто логическим путем из понятия «разумного существа вообще». Отмежевываясь от эмпиризма, он считал, что высший принцип нравственности нельзя вывести из реальных нравов, а предметом этики является не то, как люди поступают, а как они должны поступать. Кантовское учение о категорическом императиве внушает подозрение об обратной переориентации с христианской этики любви на иудейскую этику закона и послушания. Единственным по-настоящему нравственным мотивом Кант провозглашает не любовь, симпатию или благожелательность, а чувство долга, уважения к закону. Однако глубинный смысл кантовской критики практического разума не в законническом раболепии. Суть морали состоит не в подчинении человека каким-то внешним по отношению к нему силам, а в установлении своего собственного закона, одинакового для всех. Кантовская этика представляет собой специфическую форму гуманизма. Благодаря способности к универсальному законодательству человек сам придает себе высшую ценность (достоинство), которая ни при каких обстоятельствах не допускает использовать его только как средство для чьих-либо целей, т.е. безусловно запрещает обман и насилие в отношении к нему. В основе человеческого достоинства находятся принадлежность к особому порядку бытия и свобода воли, как способность подчиняться законам, установленным самому себе. За моралью признается ее метафизическая глубина — голос непостижимого внутреннего Я, относящегося к воспринимаемому Я как сущность к явлению. Кант возвеличил мораль долга, безусловных правил и принципов, которым люди должны следовать независимо от того, к каким практическим последствиям приведет их поведение. Последующая нравственная философия осознала известную односторонность такой позиции. В противовес деонтологической этике стала развиваться аксиологическая этика, которая отдавала приоритет не должному, а ценностям, не обязанностям человека, а его благу. В самой решительной оппозиции к кантовской этике долга оказался утилитаризм И. Бентама (1748-1832) и Дж.С. Милля (1806-1873), для которых высшим основанием приемлемости поступков стали их практические следствия. Конечной целью морали, с их точки зрения, может быть только «наибольшее счастье для наибольшего числа людей».Мораль не является сверхъестественной силой, но возникает во взаимодействии людей и призвана сделать их максимально полезными друг для друга. Живя в обществе, человек не должен отказываться ни от собственной пользы, ни от удовольствий, если они не влекут за собой значительных страданий и не строятся на несчастье других людей. Наилучшим в нравственном отношении будет тот поступок, который в наибольшей степени удовлетворяет потребности всех причастных к делу людей и в наименьшей степени вредит кому-либо. Нравственность представляет собой своеобразную калькуляцию выгод и потерь, удовольствий и страданий, чтобы итог всегда оказывался положительным. Утилитаристская этика вполне соответствовала «духу капитализма», что обеспечило ей непреходящую популярность, особенно в прикладной этике бизнеса. Ближе к кантовской этике долга располагается другой, неутилитаристский вариант аксиологической этики. Его представили философы феноменологической ориентации М. Шелер (1874-1928) и Н. Гартман (1882-1950). Сущность нравственности составляет ориентация на мир объективных ценностей, который возвышается над повседневной жизнью.Эти ценности иерархически организованы, имеют абсолютный смысл, лежащий вне времени и пространства, и даны человеку в особом «ин-тенциональном чувствовании», в акте нравственной интуиции. Иными словами, человеческий дух представляет собой систему, неразрывно связанную с этими ценностями. Они являются кодом, записанным в структуру духа, особыми силами, которые приводят духовность в движение. Нравственное достоинство действия никак не зависит от предметных результатов, к которым оно ведет, а всецело определяется соответствием или несоответствием этим ценностям. Поступок может не давать ни пользы, ни удовольствия, но он останется совершенным, если мотивом его выполнения послужила объективная ценность. Этика в России.Самобытная этическая мысль складывается в России с XIX в. на основе плодотворного контакта между философией и православием. Наибольший вклад в ее развитие внесли B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лос-ский, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев и др. Центральными в русской религиозно-нравственной философии стали понятия «всеединство» и «София». На их основе произошло соединение онтологии, гносеологии, пневматологии и этики. Итогом явился комплекс идей: — мир — это живое целое, идеальной основой которого является София — Премудрость Божия; — человеческий дух имеет глубокую внутреннюю связь с этой основой; — данная связь выражается в свободной творческой активности человека; — основу общественных связей составляет всеединство, проявленное как соборность — «слитность человеческих душ в Боге». В СССР этика долгое время воспринималась как придаток политики. Общечеловеческое содержание морали и ее религиозные основы отрицались. Мораль понималась как духовное оружие, используемое классами и партиями в борьбе друг с другом. Идеология марксизма-ленинизма, утвердившаяся в качестве единственно допустимой после победы социалистической революции, отличалась двойственным отношением к этике. С одной стороны, она широко использовала традиционный набор нравственных понятий о справедливости, долге, совести и т.п., а с другой — пыталась отделить научное понимание общества от этики. Активно и умело прибегая к моральной риторике, В.И. Ленин, например, признавал правильным утверждение В. Зомбарта о том, что «в самом марксизме от начала до конца нет ни грана этики»32. Это, разумеется, не так. Главное содержание марксизма — нравственный протест против эксплуатации человека человеком. Только в 60-70-е гг. усилиями А.А. Гусейнова, О.Г. Дробниц-кого, А.И. Титаренко и др. было развито учение о нравственности как относительно самостоятельной форме общественного сознания, выполняющей уникальные функции, отличные от права, обычая, экономики, политики и других способов регуляции поведения людей в обществе. В условиях жесткого идеологического диктата, когда область свободных исследований была ограничена отдаленными эпохами и частной жизнью человека, советские ученые, проявляя личное мужество, находили возможности творчески развивать этические проблемы. В постсоциалистический период российской истории этика развивается, во-первых, путем восстановления искусственно разорванных религиозно-философских корней, во-вторых, посредством активных международных и межконфессиональных контактов. Результаты исследований ведущих этиков современной России А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, В.Н. Назарова, Е.Л. Дубко, Ю.В. Со-гомонова, В.И. Бакштановского, А.В. Разина, Б.О. Нико-лаичева и др. вошли в содержание теоретической части данного учебного пособия.
ЛИТЕРАТУРА: Августин А. О граде Божием. М.: ACT, Минск: Харвест, 2000, с. 635-704. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. Гоббс Т. О гражданине. // Избранные произведения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1964, с. 298-342. Гусейнов А.А. Античная этика. М.: Гардарики, 2003. Гусейнов Α.Α., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. Иоанн Лествичник. Лествица // Добротолюбие. М.: ACT, Харьков: ФОЛИО, 2001. Кант И. Основание метафизики нравов // Лекции по этике. М.: Республика, 2000. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1983, с. 90-108. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М.: Политиздат, 1991. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви // Добротолюбие. М.: ACT, Харьков: ФОЛИО, 2001. Мунье Э. Персонализм // Манифест персонализма. М.: Республика, 1999, с. 468-523. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч. в 2 т. T.I. M.: Мысль, 1990, с. 306-358. Платон. Государство. Кн. I, IV, VIII, IX// Соч. в 3 т. Т.З. 4.1. М.: Мысль, 1972. Платон. Протагор// Соч. в 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1968. Секст Эмпирик. Против ученых. // Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1976, с. 7-50. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. Спиноза Б. Этика. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО, 1998, с. 681-844. Цицерон М.Т. Об обязанностях// 0 старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1975.
|