КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иудейская этикаЭтическое содержание иудаизма — первой в истории монотеистической религии — изложено в Танахе (христиане назвали его Ветхим Заветом), в Талмуде и более поздних сочинениях священников-раввинов. Основные нравственные требования содержатся в Торе — Пятикнижии Моисея, включающем в себя книги «В начале», «Имена», «И воззвал», «В пустыне» и «Слова», которые соответствуют первым пяти книгам христианской Библии. Талмуд состоит из двух частей. В первой — Мишне — излагаются законы и обычаи евреев, во второй — Гемаре — дается комментарий к ним. Нравственность понимается как праведность — безусловное повиновение Божественному закону, изложенному в Торе. Благодаря могуществу бога Яхве (иначе — Иеговы), праведные действия ведут к житейскому благополучию и счастью, а неправедные (грехи) — к внутреннему разложению человека и преждевременной смерти. Ключевое значение в этике иудаизма изначально приобрела фигура отца. В допророческом иудействе XIII-K вв., которое иногда называют мозаизмом (по имени Мозеса, т.е. Моисея — вождя еврейского народа), праведность отождествлялась с беспрекословным подчинением отцовской воле. Моральное зло в соответствии с этим толковалось как ослушание. Исходным образцом греховности, так называемым «первородным грехом» послужили действия змея, Евы и Адама, которые нарушили Божественный запрет и вкусили плоды с Дерева познания добра и зла. Ближайшим следствием грехопадения первых людей стало их собственное видение ценностного содержания действительности. О том, что такое хорошо и что такое плохо, они стали судить не по слову Божьему, а по собственному разумению. Это и было утратой состояния невинности или, говоря современным языком, невменяемости. Тот, кто своим усмотрением различает между добром и злом, несет ответственность за свои действия. Более отдаленными следствиями первородного греха оказались потеря бессмертия, необходимость поддерживать собственную жизнь, трудясь «в поте лица», и создавать новую «в болезни». Ева как женщина, поскольку была более виновна в грехопадении, чем Адам, дополнительно наказана необходимостью впредь подчиняться мужу. Грех первых людей отозвался в ближайшем потомстве. Их сын земледелец Каин совершил первое преступление, убив из зависти своего брата скотовода Авеля. И в дальнейшем первородный грех проявлялся во все нрвых актах непослушания. Положительным нравственным образцом служило поведение прародителя евреев Авраама, который безропотно изъявил готовность принести в жертву богу то, что было для него самым ценным — единственного и долгожданного сына Исаака. Тому, кто является Абсолютным Добром и источником всякого прочего добра, должны быть безусловно подчинены все относительные ценности. Требованием «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем силами твоими» (Втор, б; 5) в основу нравственности кладется идея абсолютного единства побуждений. Любовь евреев к Богу является ответом на его любовь к ним и одновременно условием того, что эта божественная любовь не превратится в испепеляющий гнев. Патриархальная модель господства и подчинения, на которой выстраивается иудейская мораль, предполагает сыновнюю почтительность и отеческую заботу. Евреи считали себя возлюбленными детьми Божьими, на коих Небесный отец обращает как свой гнев, так и милость. Распределение того и другого осуществляется на основе договора (ивр. «брит», ст.-слав. «завет»). «Завет» — это своего рода взаимное обещание (кстати сказать, одна из исходных форм нравственного установления вообще), в котором одна сторона предъявляет другой определенные требования («заповеди»), обещая какое-то вознаграждение за их выполнение и наказание за невыполнение; другая же сторона обязуется эти требования выполнять. Заповеди даны в форме безусловных повелений, поскольку наследие первородного греха продолжает жить в сердце человеческом. Эта врожденная греховность состоит в «жестоковыйности»: в склонности «держать шею упруго» и не подчиняться Божественным требованиям. В первой части так называемого «Десятисловия» (десяти заповедей Моисея, содержащихся в ветхозаветных книгах «Исход» и «Второзаконие») сформулированы требования, касающиеся отношения человека к Богу: не признавать других богов и не поклоняться им, не произносить имя Бэсподне напрасно, посвящать Богу день субботний и т.д. Во второй части даны требования, затрагивающие отношения между людьми. Здесь запрещаются непочитание родителей, убийство невинного соотечественника, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, корыстное вожделение (зависть). Заповеди отнюдь не равнозначны. Первая из них имеет безусловно приоритетное значение, все остальные подчинены ей. Например, шестая заповедь «не убий» не распространяется на тех, кто склоняет к нарушению первой: в вопросах веры нельзя жалеть ни брата, ни сына, ни жену, ни друга. Всех их предписывается бить камнями до смерти; полному уничтожению подлежит весь город, если в нем завелась нечестивость. Заповедь «не убий» не распространяется и на сына, который 50 Тема 2. Религиозные нравственные системы нарушает пятую заповедь: не повинуется «голосу отца своего и матери своей». С ним следует поступить так же, как с вероотступниками. В целом же завет — это торжество нравственной нормы над магическим ритуалом. По содержанию нравственных запретов можно предположить, что иудейская мораль того времени была распространением семейных отношений на еврейский этнос. Категорическому осуждению подвергались те формы поведения, которые разрушают единство семьи и народа. Евреям запрещалось размывать границы своего этноса, вступая в брак с чужеземцами и иноверцами. Такой же смысл имеют и многие другие нравственные установления, не попавшие в Деся-тисловие, но обязанные не только своим появлением, но даже и названием Ветхому Завету. К ним относятся осуждение хамства, содомии, онанизма и др. Во Второзаконии устами Моисея отвергаются человеческие жертвоприношения и проклинаются люди, кто нарушает межи ближнего своего, сбивает слепого с пути, превратно судит беззащитных пришельца, сироту и вдову, совершает кровосмешение, берет подкуп и т.п. В основу отношений между соплеменниками кладется уравнивающая справедливость, которая выражается принципом талиона (от лат. «talio» — «возмездие») — равного воздаяния: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев. 24,19-20). Этот принцип, очевидно, заимствован из первобытного обычая кровной мести. Новым в иудаизме является его распространение с рода на народ в целом. Жесткость требований талиона смягчается, однако, выделением городов, которые предоставляют убежище для лиц, совершивших убийство неумышленно, обязательством оказывать помощь нищим, прощать долги и отпускать на волю рабов-соотечественников в каждый седьмой год. Зло и грех понимаются как нарушение евреями заветах Богом и определяются как «ошибка», «разрыв отношений», «мятеж». Несостоятельной объявляется общая позиция грешника в отношении собственных действий и своей судьбы: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего» (Втор. 29,19). Бог лишает отступившего от него грешника не только счастья, но и самой жизни. При своей абсолютной ориентации на Бога иудейская мораль предусматривала награды и наказания уже на земле. Добро вознаграждается длительностью и благополучием жизни, как индивидуальной, так и общенародной; зло карается ее сокращением, а также болезнями, нищетой, угнетением и рассеянием между другими народами. Заповеданная нравственность трактовалась как правильный путь, малейшее уклонение от коего означает гибель: засухи, бесплодие, болезни и смерть. Появление 10 заповедей иудаизма — существенный этап в становлении этики. Впервые в мировой истории ритуальные предписания были заменены нравственными требованиями, и последние выражены в обобщенной форме. Однако иудаизм трудно считать этикой в полном смысле слова, т.е. нравственной философией. Нравственность толкуется в нем как нечто навязанное людям извне и поддерживаемое наградами и наказаниями. Любовь к Богу в такой интерпретации слишком сближается с подобострастием и желанием выслужиться. Ее трудно отличить от рабской покорности. Ущербность такого отношения наглядно показало развитие иудаизма после смерти Моисея. Заповедь любить Бога и ближнего как самого себя уступила место педантичному следованию «букве» закона. Сугубо этическую направленность придали иудаизму «на-би» — склонные к экстатическому общению с Богом пророки IX-V вв. до н.э.: Амос, Осия, Исайя, Иеремия и др. В их страстных моральных призывах ритуальное жертвоприношение и законничество уступают место духовной самоотдаче. Структура патриархального господства-подчинения дополняется моделью брачного союза, основанного на справедливости («седек»). Бог в своем отношении к людям сочетает гнев и любовь-милосердие («хесед»), сострадательную, бескорыстную и активную. «Сейте в себе правду, и пожнете милость» (Ос. 11,12). Гнев Божий является оборотной стороной. такой любви: он падает на тех, кого приблизил к себе Господь и кто жизнью своей не отвечает этому приближению, кто обращается к другим богам и обирает нищих. У Бога как бы две руки и две меры, которыми он направляет человеческую жизнь. Время от времени одна из этих мер берет верх над другою. Но никогда справедливость не осуществляется без милосердия, а милосердие без справедливости. К тому же правая рука, какою дается милосердие, сильнее левой. Тророки придали идее богоизбранничества евреев новый смысл. Главное в ней, с их точки зрения, не превосходство перед другими народами, гарантированное божественной любовью, а внутреннее соответствие своему избранию, необходимость заслужить и оправдать особое отношение к себе. Богоизбранность может толковаться вполне безнравственно: как право распоряжаться другими, «неизбранными» народами по своему усмотрению, допустим, поголовно истреблять их. Нечто подобное, очевидно, имело место после исхода евреев из Египта. До подлинной нравственной высоты иудеи поднялись не в момент заселения «земли обетованной», а в период вавилонского пленения. Только тогда было осознано, что усилия надо направлять не на внешние условия жизни, а на свою душу. Земная история евреев была понята как прелюдия к Царству Божию (Малкут Элохим). К нему надо готовиться не граждански, а духовно, через общину, а не государство. 1ерез Иеремию и последующих пророков произошло осознание того, что нравственное совершенство и жизненное благополучие не совпадают друг с другом. Путь к совершенству пролегает через бедствия и страдания. Подобная ориентированность религиозной морали создала духовное поле высокого напряжения, в котором взошли ростки подвижничества, граничащего с фанатизмом. 3 полной мере начавшуюся переориентацию этики совершило христианство, возникшее в I в. н.э. Иудейская этика пошла путем педантичной регламентации поведения в отношениях человека к соплеменникам и единоверцам. В последующем произошла тщательная, даже мелочная детализация закона. Фарисейство — ведущее течение в иудаизме — понимало справедливость исключительно как исполнение воли Яхве, выраженной в священных текстах. В Талмуде, составленном в III—V вв. н.э., расписываются требования закона практически во всех областях человеческой жизни, формулируются 613 предписаний и запретов. Правоверным иудеям нужно утверждать свое достоинство неукоснительным исполнением закона ради него самого. Иную религиозно-нравственную направленность принял хасидизм, возникший в Польше в XVIII в. Хасиды, вождем которых стал Израиль Бешт, сместили акцент с исполнения религиозной обрядности на образ мыслей, предваряющий культовую и всякую иную деятельность. Главным, с их точки зрения, является «каввана» — «святой умысел», с которым человек совершает поступки. Именно этот умысел помогает высвободиться и соединиться частичкам божественного света, которые при сотворении мира погрузились в вещи и существа. Таким образом, своими нравственными действиями человек соучаствует в божественном творении мира, точнее, в его преобразовании. Иудаизм не стал мировой религией и не мог ею стать в принципе, потому что не придавал значения возможности обратить в свою веру другие народы. Сама идея исключительности завета между Богом и одним народом, идея богоизбранности евреев, даже если толковать ее в чисто нравственном плане как особую взыскательность и требовательность, неприемлема для других. Иудаизм остался этноцентрической религией, но сыграл огромную роль в становлении мировой религии христианства.
|