КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этика как система знанийСвой предмет этика не получает готовым и полностью определенным, но создает его для себя во взаимодействии с другими науками: завоевывая себе какую-то территорию или защищая приобретенную область от чужих посягательств. Предметом этикивыступает нравственность,или, что практически одно и то же, мораль.Все эти термины имеют одинаковое происхождение, восходя корнями к слову «ήθος». Разница только в том, что термин «нравственность» образован от русского корня «нрав», тогда как термин «мораль» возник через латинское посредничество. На латинский язык «ήθος» был переведен как «mos», а от него римский философ Марк Туллий Цицерон образовал слово «moralis» («моральный», «нравственный»), назвав этику «моральной философией». В большинстве случаев понятия «нравственность» и «мораль» употребляются как взаимозаменяемые. Некоторое различие в их содержании связано с тем, что этика определяла свой предмет во взаимодействии с физикой и логикой. По данной причине в естественном языке сложилась тенденция называть то содержание, которое располагается ближе к природе человека, нравственностью, а то, какое более тесно связано со словом, логосом — моралью. Для словесного наставления больше подходит выражение «читать мораль»; для способов поведения, закрепившихся в жизни и совершаемых «по зову сердца», более точным является термин «нравственность». В целом же нравственность или мораль можно определить как особую форму регуляции человеческого поведения,а этику, то есть философию морали или нравственную философию, — как учение о нравственности,как форму теоретического осознания моральной жизни.Отношение между этикой и нравственностью примерно такое же, как отношение между языкознанием и языком, правоведением и правом. Традиция различать «этику» и «этос» возникла в связи с распространением убеждения, что подлинная или высшая нравственность доступна только мудрецам, в крайнем случае, людям, возлюбившим мудрость и посвятившим всю жизнь ее обретению. В Элладе такие люди назывались словами «σόφος» («мудрец») или «φιλόσοφος» («философ»), в Индии — «риши» («мудрец») и «гуру» («учитель»), в Китае — «цзы» («мудрец») или «жу» («ученый»), в Палестине — «наби» (пророк, воодушевляемый божественным духом). Простые люди обладают только «этосом», а «этика», как просветленный и преображенный этос, доступна только тем, кто сумел максимально развить и усовершенствовать собственный разум. Фактически вопрос о различии нравственности и этики сводится к вопросу, насколько нравственность осознается как система. Этика возникает тогда, когда уясняется тот факт, что нравственному противоположно не только безнравственное, но и вненравст-венное — то, что не является ни добром, ни злом, вообще безразлично с нравственной точки зрения. Лишь с этого момента мораль выделяется как особое измерение человеческой жизни, как особая система ориентации в мире, что и составляет почву для образования этики. Этик отличается от обычного нравственного человека целенаправленным поиском связей между различными элементами морального сознания и поведения. Отсюда, конечно, не следует, что каждый этик в своем образе жизни будет превосходить обычного нравственного человека. Знание того, как устроена и как действует мораль, само по себе не обеспечивает высоконравственного поведения. Но в гармонии с возвышенной устремленностью души оно существенно помогает собственному совершенствованию. Превращению нрава в этику способствовало одно важное, но не всегда замечаемое обстоятельство; особое напряжение моральной мысли. Такое напряжение складывается благодаря столкновению, как правило, двух, а иногда большего количества различных, точнее сказать, противоборствующихподходов к нравственной жизни. Для возникновения этики необходима борьба противоположных нравственных позиций. Критически отражаясь друг в друге, противоположные нравственные позиции осознают себя до такой степени, что выясняют свои собственные основания и системные связи. Этика появляется на изломах нравственной жизни» когда родовой уклад сменяется государством и единой для всех племен религией. Если обратиться к четырем культурным центрам, в которых возникла этика, мы легко обнаружим там названное противостояние. В Древней Индии — это борьба между астикой и настикой: течениями, признающими священный авторитет Вед (брахманизм, индуизм) и отрицающими его (джайнизм, буддизм). В Древнем Китае — конфуцианство, делающее акцент на искусственных, культурных формах поведения, и даосизм, зовущий к естественному пути вещей. В Палестине — это конфликт между м озаиз-мом с его любовью к «законничеству», ритуальной строгости и профетизмом, уповающим на чистоту сердца. На земле эллинов этика как часть философии возникла в полемике между софистами, отстаивавшими относительность блага и зла, и Сократом, утвердившим объективность и непреложность границ между тем и другим. В полемической сущности этики выражается могучая творческая сила нравственности; способность подняться над своими собственными установлениями, подвергнуть их критике и найти более совершенные формы поведения. В XX в. Т. Адорно назвал этику «неспокойной совестью морали», моралью, которая «стыдится самой себя за свой морализм». В самом общем плане этика делится на теоретическую и прикладную. В истории культуры, как мы видели, практические рекомендации предшествовали теоретическим разработкам. Теоретическая этика направлена на исследование системы нравственности вообще. Она включает в себя учение о сущности, специфике и функциях морали, о ее связи с другими сторонами человеческого бытия, об отдельных элементах нравственного сознания и поведения (справедливости, долге, ответственности, совести, достоинстве и т,п,), о происхождении и историческом развитии морали и т.д. Самостоятельными составными частями теоретической этики являются: —■ история нравственности, — история этических учений. Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Современными ее разновидностями являются; — биомедицинская этика, -^ предпринимательская этика (этика бизнеса), — этика науки, — педагогическая этика, — политическая этика и т.п. Появление прикладной этики обусловлено тем, что в некоторых сферах общества нравственная жизнь приобретает особую «плотность» и интенсивность. Это происходит по разным причинам. Во-первых, характер нравственных отношений может существенно меняться из-за чрезмерного усиления каких-то других, внеморальных факторов. В хозяйственнойдеятельности, например, особую роль приобретают соображения материальной пользы, прибыли, рентабельности и т.п. Это вмешательство меркантильных (от лат. «mercatio» — «торговля», «рынок») соображений вынуждает проводить грань между добром и злом как-то иначе, чем принято, скажем, для дружеских или бытовых отношений. То же касается и политическойсферы. В период войны, к примеру, резко возрастает значение эффективности тех или иных действий, поскольку цена успеха или провала военных операций выражается множеством человеческих жизней, не говоря уже о разрушении материальных ценностей. В этих условиях преобладающую роль получает государственный интерес и государственная целесообразность, тогда как интересы отдельно взятого человека оттесняется на второй план. Поэтому конфликты решаются иначе, чем в мирное время. Во-вторых, характер нравственных отношений может существенно обостряться в связи с изменением субъектов и объектов этих отношений. Люди, которые оказываются в пограничных ситуациях, на узкой полосе, отделяющей жизнь от смерти, чувствуют и ведут себя иначе, чем в повседневной жизни. Поэтому возникает необходимость особых нравственных ограничений в отношениях между врачами и пациентами, здоровыми и больными людьми. На этой основе сложилась биомедицинскаяэтика, исследующая проблемы эвтаназии (искусственного прекращения жизни неизлечимо больного, испытывающего непереносимые страдания), трансплантации органов, врачебной тайны и т.п. В-третьих, содержание нравственной жизни кардинально меняется в тех точках социального пространства, где происходит соприкосновение людей высокого или среднего морального развития с людьми, моральный уровень которых крайне низок. Преступная среда, например, создает особую «субкультуру» с нормами и ценностями, отличными от норм и ценностей всего общества. Конструктивный диалог с подобными лицами возможен только в том случае, если, по крайней мере, одна из сторон — представляющая интересы всего общества — свободно ориентируется в нравах другой стороны и ведет себя с учетом имеющейся информации. Отсюда необходимость в разработке особой отрасли прикладной этики — криминологической. В-четвертых, исходное неравенство субъектов нравственных отношений бывает обусловлено тем, что одна из сторон находится на стадии становления и поэтому обладает нравственностью лишь в зачаточной форме. Такими являются отношения между воспитателями и воспитанниками. Особую трудность для воспитательной практики представляет проблема оптимального соотношения между самостоятельностью и внешней регламентированностью в поведении воспитуемых. Степень оптимальности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Широкий спектр подобных проблем изучается педагогическойэтикой. В процессе исторического развития этика прошла долгий путь от описания разницы между хорошим и дурным нравом и житейского совета до сложной, многоуровневой системы гуманитарного знания. Она сочетает теоретическое исследование роли нравственности в культуре и практические рекомендации, как вести себя в разных социальных нишах. ЛИТЕРАТУРА: Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000, с. 5-28. Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире//Этическая мысль. Ежегодник. М.: ИФРАН, 2000. Дробницкий О.Г. Этика // Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. Что такое мораль. М.: Политиздат, 1988. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991, с. 32-37.
|